Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе
председательствующего Смирновой Т.В.,
судей Глуховой И.Л., Рогозина А.А.,
при секретаре Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске ДД.ММ.ГГГГ дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике на решение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым
удовлетворено исковое заявление Администрации муниципального образования "Сигаевское" к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике.
Признано право собственности муниципального образования "Сигаевское" на невостребованную земельную долю, площадью 9, 25 га в праве общей долевой собственности колхоза Новый Путь, принадлежащую Б. на праве собственности на основании свидетельства N, выданного на основании решения исполкома Сарапульского райсовета от ДД.ММ.ГГГГ, в земельном участке с кадастровым номером N, расположенную по адресу: "адрес" из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Заслушав доклад судьи Рогозина А.А., судебная коллегия
установила:
Администрация МО "Сигаевское", с учетом уточнения требований, обратилась к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее - "Территориальное управление") с иском о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю площадью 9, 25 га в праве общей долевой собственности колхоза Новый Путь, принадлежащую Б. на праве собственности на основании свидетельства N от ДД.ММ.ГГГГ в земельном участке из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, расположенную по адресу: "адрес"
В обоснование указала, что указанная земельная доля постановлением Администрации МО "Сигаевское" N от ДД.ММ.ГГГГ была включена в список невостребованных земельных долей в установленном ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" порядке.
Поскольку с момента опубликования списка невостребованных долей до принятия Администрацией указанного постановления возражений относительно включения спорной доли в список невостребованных долей не заявлялось, обратилась в суд с данным иском.
В ходе рассмотрения дела представитель Администрации МО "Сигаевское " Ш. требования поддержала по приведенным выше основаниям.
В письменных возражениях Территориальное управление просило в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на отсутствие в материалах дела сведений о том, что наследники Б. не обращались с заявлениями о принятии наследства или об отказе от него; отсутствие сведений о фактическом непринятии наследства наследниками.
Полагало, что право собственности на спорную долю за МО "Сигаевское" признано быть не может, поскольку выморочная земельная доля может быть признана невостребованной в случае, если государство знало или должно было знать о перешедшей к нему по наследству земельной доле и по неизвестным причинам сознательно не распоряжалось ей на протяжении трех и более лет.
Поскольку доказательств этого истцом представлено не было - ни нотариус, ни администрация поселения не проинформировали Территориальное управление о том, что на территории муниципального образования имеются участки земли с признаками выморочного имущества и об их переходе в собственность Российской Федерации, о чем свидетельствует отсутствие в опубликованном Администрацией МО "Сигаевское" списке лиц, имеющих право на земельные доли, указания на Российскую Федерацию или Территориальное управление, возможности подать возражения на включение земельной доли в список невостребованных земельных долей у Территориального управления не имелось и основания для удовлетворения иска отсутствовали.
В письменном пояснении третье лицо Администрация МО "Сарапульский район" указало, что полагает возможным удовлетворить заявленные исковые требования.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело было рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Судом постановленоуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе Территориальное управление просит решение изменить, предъявленные к нему исковые требования оставить без удовлетворения, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные приведенным в возражениях суду первой инстанции.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация МО "Сарапульский район" выражает несогласие с ее доводами, полагая, что на законность и обоснованность решения они не влияют.
На основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее.
Оснований для отмены или изменения решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством на право собственности на землю серии N, на основании Решения исполкома Сарапульского райсовета от ДД.ММ.ГГГГ, Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на праве общей совместной собственности принадлежала земельная доля площадью 9,25 га по адресу колхоз "Новый путь".
ДД.ММ.ГГГГ Б. умерла, что подтверждается справкой о смерти N, выданной отделом ЗАГС Администрации МО "Сарапульский район".
При жизни Б. указанную земельную долю в аренду не передавала и не отчуждала.
Согласно сведениям нотариуса от ДД.ММ.ГГГГ наследственное дело после смерти Б. не заводилось.
Согласно выданной в соответствии с похозяйственной книгой справкой Администрации МО "Сигаевское" Б. постоянно проживала одна по адресу: "адрес"
При жизни Б. и после ее смерти право собственности на указанную долю в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" зарегистрировано не было.
В соответствии с требованиями ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" Администрацией МО "Сигаевское" был составлен список невостребованных земельных долей, в том числе земельной доли Б., который был опубликован ДД.ММ.ГГГГ в газете "Удмурт дунне" N.
Также в указанной газете было размещено (опубликовано) сообщение о проведении ДД.ММ.ГГГГ общего собрания собственников невостребованных земельных долей на земельный участок с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в целях утверждения списка невостребованных земельных долей.
После публикации Администрацией МО "Сигаевское" списка невостребованных земельных долей возражений относительно включения спорной земельной доли в список невостребованных долей в Администрацию МО "Сигаевское" не поступило.
Поскольку собрание участников общей долевой собственности на данный земельный участок не состоялось ввиду отсутствия кворума, постановлением Администрации МО "Сигаевское" N от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден список невостребованных земельных долей в праве собственности на указанный земельный участок, в который была включена и спорная доля.
Указанное Постановление было размещено с ДД.ММ.ГГГГ на странице МО "Сигаевское" на официальном сайте Сарапульского района в сети Интернет, информационных стендах в здании Администрации МО "Сигаевское", в РКЦ "Спектр".
Разрешая спор, суд руководствовался ст.ст. 1117, 1151, 1158 ГК РФ, положениями Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Указа Президента РФ N 337 от 7 марта 1996 года "О реализации конституционных прав граждан на землю", Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской республике и пришел к выводу о том, что заявленные администрацией МО "Сигаевское" требования о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С выводом суда о наличии оснований для удовлетворения иска судебная коллегия соглашается.
Пунктами 1, 2 ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" закреплено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в пункте 1 данной статьи. Невостребованной может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, опубликовывает его в средствах массовой информации, размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет", на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования, и представляет его на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка или заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является безусловным основанием для исключения указанных земельных долей из списка невостребованных.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности (а в случае не принятия общим собранием участников общей долевой собственности такого решения в течение четырех месяцев - утверждения списка органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка) земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
В соответствии с пунктом 8 ст. 12.1 Закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Как правильно установлено судом, предусмотренный ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" порядок признания спорных земельных долей невостребованными Администрацией МО "Сигаевское" был соблюден.
Поскольку права на спорную долю в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" зарегистрированы не были, ни Б., ни Территориальное управление намерений распорядиться земельной долей не выразили и не использовали ее по назначению более трех лет подряд, возражений о включении спорной доли в список невостребованных земельных долей от Территориального управления не поступало, суд пришел к обоснованному выводу о том, что указанная выше земельная доля является невостребованной.
Доводы жалобы о том, что истцом не предприняты все меры по установлению наследников, противоречат материалам дела. Факт отсутствия наследников, принявших наследство после смерти Б., подтвержден исследованными доказательствами, что позволяет признать принадлежавшую ей земельную долю невостребованной при соблюдении установленной ст. 12.1 Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" процедуры, и влечет признание права муниципальной собственности на эту долю.
Отклоняются судебной коллегией и доводы жалобы об отсутствии у Территориального управления возможности подать возражения на включение земельной доли в список невостребованных земельных долей.
Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу пункта 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В настоящее время полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, пункт 4.1.4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике, утвержденного Приказом Росимущества N 63 от 5 марта 2009 года, пункты 5 и 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании").
Выморочное имущество (за исключением жилых помещений), при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации в силу фактов, указанных в пункте 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации в лице соответствующих органов (в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Вместе с тем, положения ст. 1151 ГК РФ не могут являться препятствием для признания выморочных земельных долей невостребованными и в дальнейшем для признания права муниципальной собственности на них. Возможность признания выморочных земельных долей невостребованными установлена пунктом 2 ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Как следует из представленных в деле доказательств, до принятия Администрацией МО "Сигаевское" постановления об утверждении списка невостребованных земельных долей Российская Федерация в лице Территориального управления мер по оформлению права государственной собственности на спорную земельную долю не принимала.
После опубликования Администрацией МО "Сигаевское" списков невостребованных земельных долей и до принятия Администрацией МО "Сигаевское" постановления об утверждении списка невостребованных земельных долей Территориальное управление возражений относительно включения спорной земельной доли в указанный список не представило, о своих правах на данную земельную долю не заявило, что является основанием для признания этой доли невостребованной с даты утверждения списка долей Администрацией МО "Сигаевское".
Доводы Территориального управления о том, что оно не имело возможности заявить о своих правах на спорную земельную долю судебной коллегией также отклоняются, поскольку Федеральный Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не обязывает орган местного самоуправления при решении вопроса о признании земельных долей невостребованными уведомлять уполномоченный распоряжаться выморочным имуществом государственный орган о существовании выморочных земельных долей в ином, отличном от установленного пунктом 4 ст. 12.1 вышеназванного Федерального закона порядке.
Не возложена такая обязанность указанным Федеральным законом, а также Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 и на нотариуса.
Не предусматривает данный порядок и обязанности указывать в публикуемом в средстве массовой информации и на официальном сайте в сети "Интернет" списке невостребованных земельных долей сведений о том, что земельные участки являются выморочными.
Таким образом, порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей является единым для всех заинтересованных лиц и Администрацией МО "Сигаевское" был соблюден.
С учетом вышеизложенного выводы суда о соблюдении Администрацией МО "Сигаевское" порядка признания земельной доли невостребованной и наличии, в связи с этим, оснований для признания ее невостребованной, признания права муниципальной собственности на данную долю, являются правильными.
При рассмотрении дела судом правильно определены подлежащие применению к спорным правоотношениям нормы материального права, на основании которых верно определены и подтверждены оцененными в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами обстоятельства, имевшие значение для правильного разрешения дела.
Установленные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены судебного решения отсутствуют, решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 9 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Председательствующий Смирнова Т.В.
Судьи Глухова И.Л
Рогозин А.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.