Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Копотева И. Л.,
судей Аккуратного А. В., Нургалиева Э. В.,
при секретаре Глуховой И. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 14 ноября 2016 года гражданское дело
по апелляционной жалобе истца Вихарева В. М.
на решение Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 20 июня 2016 года, которым
ходатайство представителя Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики о пропуске истцом срока, предоставленного работнику для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, удовлетворено.
в удовлетворении исковых требований Вихарева В. М. к Удмуртской Республике в лице Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики, о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат, денежной компенсации морального вреда - отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Копотева И. Л., объяснения истца, представителей ответчика, представителя третьего лица, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истец Вихарев В. М. обратился в суд с иском к Министерству культуры и туризма Удмуртской Республики, Автономному учреждению культуры " "данные изъяты"" (далее - АУК " "данные изъяты"", Учреждение, театр) о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат, денежной компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в АУК " "данные изъяты"" в должности директора.
Приказом Министра культуры, печати и информации Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N истец назначен на должность директора Учреждения на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
За период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу не в полном размере выплачивалась заработная плата.
Так в соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 337 от 29 июля 2013 года и в соответствии с Приказом Министра культуры, печати и информации Удмуртской Республики от 21 августа 2013 года N 01/01-05/291 с ДД.ММ.ГГГГ истцу как руководителю театра должен быть установлен должностной оклад в размере "данные изъяты" рублей, но с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заработная плата выплачивалась из расчета размера должностного оклада "данные изъяты" рублей.
Трудовым договором истцу предусмотрена выплата ежемесячной премии в размере 25 % от должностного оклада, то есть в размере "данные изъяты" рублей, которая в 2015 году не выплачивалась.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу не в полном объеме выплачена заработная плата, состоящая из должностного оклада и надбавки за выслугу лет.
Фактически в 2015 году истцу выплачено "данные изъяты" рублей.
Данная задолженность по заработной плате выплачена без учета ежемесячной премии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Учредителем АУК " "данные изъяты"" является Удмуртская Республика, функции и полномочия которой осуществляет Министерство культуры и туризма УР.
Истец просил взыскать:
- задолженность по заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей;
- ежемесячную премию за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей;
- задолженность по заработной плате (без учета ежемесячной премии) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей;
- проценты (компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, начисляемые на невыплаченную заработную плату за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день фактической выплаты;
- компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей;
- расходы на оплату услуг представителя.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований к АУК " "данные изъяты"" о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат, денежной компенсации морального вреда прекращено.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Казна УР в лице Министерства финансов УР.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству истца была произведена замена ответчика - Министерства культуры и туризма УР на надлежащего ответчика - Удмуртскую Республику в лице Министерства культуры и туризма УР.
В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представители ответчика иск не признали. Заявлено письменное ходатайство о пропуске срока для обращения в суд.
Представитель третьего лицо поддержала мнение ответчика.
Суд вынес вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просил решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В качестве доводов указано, на то, что суд неправильно применил срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и выводы суда о ненадлежащем ответчике являются неверными.
Суд установилследующие обстоятельства.
Приказом МКПИ УР от ДД.ММ.ГГГГ N истец принят в порядке перевода на должность директора АУК УР " "данные изъяты"".
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством культуры, печати и информации Удмуртской Республики и истцом заключен трудовой договор N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Трудовой договор с истцом прекращен в связи с истечением срока трудового договора (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом Министра культуры, печати и информации Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N истец назначен на должность директора Автономного учреждения культуры " "данные изъяты"".
ДД.ММ.ГГГГ Трудовой договор с истцом прекращен в связи с истечением срока трудового договора.
Согласно п. 4.1.1. Трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад установлен согласно присвоенному 14 тарифному разряду по утвержденным тарифно-квалификационным характеристикам.
Согласно п. 4.1.3. Трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет в размере 20 % (стаж работы, дающий право на назначение надбавки за выслугу лет в размере 20 %, на ДД.ММ.ГГГГ составляет 8 лет 3 месяца 26 дней).
Согласно п. 4.1.5. Трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная премия в размере до 25 % на основании приказа работодателя.
Согласно п. 4.1.6. Трудового договора N от ДД.ММ.ГГГГ районный коэффициент 15 % в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 17 Трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ N должностной оклад руководителя установлен в размере "данные изъяты" рублей.
Согласно п. 19 Трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ N в качестве поощрения руководителю устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:
- ежемесячная надбавка за выслугу лет;
- ежемесячные премиальные выплаты (за выполнение целевых показателей в соответствии с Приказом Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики от 06 мая 2014 года. N 01/01-05/179 "Об утверждении Положения об оплате труда руководителей государственных учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры, печати и информации Удмуртской Республики в новой редакции и внесения изменения в Положение об оплате труда руководителей образовательных организаций, подведомственных Министерству культуры, печати и информации Удмуртской Республики, утвержденное приказом Министерства культуры, печати информации Удмуртской Республики от 06 ноября 2013 года N 01/01-05/422", от 15 октября 2013 года N 01/01-05/365 "Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры, печати и информации Удмуртской Республики, их руководителей и работников", от 06 ноября 2013 года N 01/01-05/426 "Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности руководителей учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры, печати информации Удмуртской Республики" (на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов) в пределах экономии бюджетных ассигнований на оплату труда учреждения и средств учреждения, полученных от приносящей доход деятельности) - 25 % должностного оклада.
- премиальные выплаты по итогам работы за первое полугодие, за год (за выполнение целевых показателей в соответствии с Приказом Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики от 06 мая 2014 года N 01/01-05/179 "Об утверждении Положения об оплате труда руководителей государственных учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры, печати и информации Удмуртской Республики в новой редакции и внесения изменения в Положение об оплате труда руководителей образовательных организаций, подведомственных Министерству культуры, печати и информации Удмуртской Республики, утвержденное приказом Министерства культуры, печати информации Удмуртской Республики от 06 ноября 2013 года N 01/01-05/422, от 15 октября 2013 года N 01/01-05/365 "Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры, печати и информации Удмуртской Республики, их руководителей и работников", от 06 ноября 2013 года N 01/01-05/426 "Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности руководителей учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры, печати информации Удмуртской Республики" (на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов) в пределах экономии бюджетных ассигнований на оплату труда учреждения и средств учреждения, полученных от приносящей доход деятельности.)
- единовременные премии (в соответствии с Приказом Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики от 06 мая 2014 года N 01/01-05/179 "Об утверждении Положения об оплате труда руководителей государственных учреждений культуры, подведомственных Министерству культуры, печати и информации Удмуртской Республики в новой редакции и внесения изменения в Положение об оплате труда руководителей образовательных организаций, подведомственных Министерству культуры, печати и информации Удмуртской Республики, утвержденное приказом Министерства культуры, печати информации Удмуртской Республики от 06 ноября 2013 года N" в пределах экономии бюджетных ассигнований на оплату труда учреждения и средств учреждения, полученных от приносящей доход деятельности.
Истец просил взыскать с ответчика недополученную заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей, заработную плату за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" руб., ежемесячную премию за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам о пропуске срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора по всем заявленным требованиям, и о том, что Удмуртская Республика в лице Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Вывод суда о том, что Удмуртская Республика в лице Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики является ненадлежащим ответчиком, судебная коллегия находит основанным на законе.
Так, в силу устава Автономного учреждения культуры Удмуртской Республики " "данные изъяты"": Автономное учреждение культуры Удмуртской Республики " "данные изъяты"", являлось учреждением.
Учреждение являлось некоммерческой организацией.
Учредителем учреждения являлась Удмуртская Республика. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Удмуртской Республики осуществляло Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики.
В соответствии с Положением о Министерстве культуры и туризма Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15 декабря 2014 года N 520 "О Министерстве культуры и туризма Удмуртской Республики", Министерство осуществляет следующие полномочия:
п. 91) выступает в суде от имени Удмуртской Республики в качестве представителя ответчика по искам к Удмуртской Республике о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) Министерства или его должностных лиц, в том числе в результате издания актов Министерства, не соответствующих закону или иному правовому акту;
п. 92) отвечает от имени Удмуртской Республики по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно частям 2, 4 статьи 2 Федерального закона от 03 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
В силу части 5 статьи 2 Федерального закона от 03 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Абзацем 5 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.
Автономное учреждение ликвидировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
В силу пункта 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.
По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения.
В данном случае предмет спора - индивидуально трудовой спор, а не отношения, возникшие в связи с причинением вреда, поэтому Удмуртская Республика в лице главного распорядителя бюджетных средств Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики не может быть ответчиком в соответствии с пунктом 91 Положения о Министерстве культуры и туризма Удмуртской Республики, пунктом 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ.
Театр, как автономное учреждение, не является получателем бюджетных средств, поэтому пункт 92 Положения о Министерстве культуры и туризма Удмуртской Республики не подлежит применению по настоящему спору.
Частью 12 статьи 20 Трудового кодекса РФ предписано, что по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.
Данная норма закона не является прямой нормой, а отсылает к федеральным законам и нормативным актам.
Ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 03 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" не предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества по обязательствам юридического лица, вытекающим из трудовых отношений.
Поэтому сами по себе положения части 12 статьи 20 Трудового кодекса РФ не подлежат применению в настоящем споре.
Таким образом, Удмуртская Республика в лице Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики не может быть надлежащим ответчиком по индивидуально трудовому спору.
Из системного толкования положений главы 60 Трудового кодекса РФ следует, что индивидуальный трудовой спор разрешается между сторонами трудового договора, третьи лица не могут быть стороной в этом споре, а соответственно и не могут защищаться по такому иску путем заявления ходатайства о применении срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Как ненадлежащий ответчик, Удмуртская Республика в лице Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики не может заявлять ходатайства о применении срока обращения в суд за разрешением индивидуально трудового спора, а соответственно такое ходатайство не может быть удовлетворено.
Выводы суда первой инстанции в части применения срока обращения в суд ошибочны, основаны на неправильном применении норм материального права.
В связи с чем из резолютивной части решения суда подлежит исключению указание на удовлетворение ходатайства о пропуске срока на обращение в суд.
Саму по себе ссылку апеллянта на положения пункта 3 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ нельзя признать состоятельной, так как субсидиарная ответственность прямо предусмотрена для автономных учреждений пунктом 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса РФ, положения которой не подлежат применению по настоящему спору, о чем изложено выше.
Производство по делу к ответчику Министерству культуры и туризма Удмуртской Республики прекращено, поэтому все ссылки истца на то, что работодателем являлось Министерство культуры и туризма Удмуртской Республики, поэтому оно должно нести материальную ответственность перед уволенным работником, не состоятельны.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ не подлежит удовлетворению и требование истца о взыскании судебных расходов.
При указанных обстоятельствах решения суда по существу не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении", в резолютивной части решения при отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано. В резолютивной же части настоящего решения указана фамилия истца с инициалами.
В связи с чем, судебная коллегия считает, что резолютивную часть решения необходимо изложить в редакции с учетом указанных положений и вывода об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о пропуске срока обращения в суд.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от 20 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции.
В удовлетворении исковых требований Вихарева В. М. к Удмуртской Республике в лице Министерства культуры и туризма Удмуртской Республики о взыскании заработной платы, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда отказать.
Председательствующий И. Л. Копотев
Судьи А. В. Аккуратный
Э. В. Нургалиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.