Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 23 ноября 2016 г. по делу N 33а-1987/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н.,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Апрышкиной Ю.С. на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 3 августа 2016 г., которым частично удовлетворены заявленные требования военнослужащего войсковой части N "данные изъяты" Шелагина И.А. об оспаривании решения заместителя начальника Федерального государственного казённого учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ (далее - управление жилищного обеспечения) о снятии административного истца с учёта в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, объяснения представителя административного ответчика - Апрышкиной Ю.С. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Решением заместителя начальника управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ г. N N Шелагин И.А. снят с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ - ввиду выявления неправомерности действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Шелагин И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным вышеуказанное решение и обязать начальника управления жилищного обеспечения данное решение отменить, восстановить его на жилищном учёте для получения жилищной субсидии в избранном после увольнения месте жительства с даты первоначальной постановки на жилищный учет, то есть со ДД.ММ.ГГГГ г.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным оспариваемое решение, обязал начальника управления жилищного обеспечения это решение отменить и рассмотреть вопрос о восстановлении Шелагина И.А. не ранее ДД.ММ.ГГГГ г. на жилищном учёте для получения жилищной субсидии в избранном после увольнения месте жительства.
В удовлетворении остальных заявленных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Апрышкина Ю.С. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы её автор излагает обстоятельства дела, положения нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, и указывает, что Шелагин И.А. не имеет права состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку ранее в составе семьи отца он был обеспечен государством по установленным нормам жилым помещением по адресу: "адрес", отказался участвовать в приватизации его родителями названного помещения, выехал из него в ДД.ММ.ГГГГ г. и снялся с регистрационного учета по месту жительства, тем самым намеренно ухудшив свои жилищные условия. На момент рассмотрения в ДД.ММ.ГГГГ г. жилищным органом вопроса о принятии административного истца на жилищный учет не истекли сроки, предусмотренные ст. 53 ЖК РФ, поэтому принят на учет он быть не мог, а после ДД.ММ.ГГГГ г. Шелагин И.А. с заявлением о принятии его на учет не обращался.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 вышеупомянутого Федерального закона, обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. При этом право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется гражданам один раз.
Таким образом, предоставляя определенной в этих нормах категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Федеральный закон возлагает на Министерство обороны России обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, не предусмотрено.
Ввиду изложенного, если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела видно, что в июле ДД.ММ.ГГГГ г. отцу Шелагина И.А. на семью, в состав которой входил последний, по договору социального найма предоставлено государством для постоянного проживания жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" общей площадью N кв.м.
В ДД.ММ.ГГГГ г. родители административного истца приватизировали вышеуказанную квартиру, а Шелагин И.А., являясь совершеннолетним, от участия в приватизации данного жилого помещения добровольно отказался и ДД.ММ.ГГГГ г. выехал из этой квартиры, снявшись с регистрационного учёта в ней.
На момент приватизации в указанном выше жилом помещении проживали шесть человек, то есть административный истец был обеспечен общей площадью этого жилого помещения более учётной нормы ( N кв.м.), которая как по месту военной службы Шелагина И.А. в г. "адрес" области, так и в избранном им после увольнения с военной службы постоянном месте жительства в г. "адрес" составляет N кв. м. общей площади жилого помещения.
Таким образом, Шелагин И.А. реализовал право на обеспечение жилым помещением от государства и распорядился им по своему усмотрению, выехав из него и снявшись с регистрационного учета, не может представить документы о сдаче причитавшейся ему доли в этом помещении, в связи с чем права на повторное обеспечение жилым помещением за счет военного ведомства не имеет.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что к спорным правоотношениям необходимо применять положения ст. 53 ЖК РФ, ввиду чего по истечении соответствующего пятилетнего срока Шелагин И.А. имеет право на обеспечение жилым помещением от военного ведомства, является необоснованным, а решение суда в части признания незаконным решения заместителя начальника управления жилищного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ г. N N и возложении на него обязанности это решение отменить, а также рассмотреть вопрос о восстановлении Шелагина И.А. на жилищном учёте для получения жилищной субсидии в избранном после увольнения месте жительства, подлежит отмене ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Что касается обстоятельств проживания административного истца в ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ годах в квартире, принадлежащей на праве собственности его дочери в том же населенном пункте, то они ввиду отсутствия у Шелагина И.А. права на повторное обеспечение от государства жилым помещением не имеют значения для правильного разрешения настоящего административного дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 3 августа 2016 г. по административному исковому заявлению Шелагина И.А. в части признания незаконным решения заместителя начальника Федерального государственного казённого учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ г. N N о снятии Шелагина И.А. с учёта в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности это решение отменить, а также рассмотреть вопрос о восстановлении Шелагина И.А. не ранее ДД.ММ.ГГГГ г. на жилищном учёте для получения жилищной субсидии в избранном после увольнения месте жительства отменить и принять по делу в этой части новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Шелагина И.А. отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.