Именем Российской Федерации
9 ноября 2016 г. г.Москва
Московский городской суд в составе
председательствующего судьи Севастьяновой Н.Ю.,
при секретаре Агальцовой О.Ю.,
с участием прокурора Слободина С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-1179/2016 по административному исковому заявлению Измайлова ГМ, Измайловой СА к Правительству Москвы о признании недействующими пункта 3480 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 г. N153-ПП, от 29 апреля 2015 г. N254-ПП, от 30 июня 2015 г. N387-ПП, от 29 июля 2015 г. N466-ПП, от 27 октября 2015 года N705-ПП, от 15 декабря 2015 г. N874-ПП, и пункта 5184 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, от 17 мая 2016 г. N252-ПП, от 26 июля 2016 г. N456-ПП,
установил:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 г. принято постановление N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N67, а также размещен 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.1 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, действующего в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 г. N153-ПП, от 29 апреля 2015 г. N254-ПП, от 30 июня 2015 г. N387-ПП, от 29 июля 2015 г. N466-ПП, от 27 октября 2015 года N705-ПП, от 15 декабря 2015 г. N874-ПП, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" (приложение 1) (далее Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год).
Пунктом 3480 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2015 год, включено здание с кадастровым номером *, расположенное по адресу: *.
Постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП внесены изменения в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость". Нормативный правовой акт опубликован 1 декабря 2015 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N61, а также размещен 27 ноября 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
В результате внесенных изменений приложение 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП изложено в новой редакции. При этом согласно пункту 3 постановления Правительства от 26 ноября 2015 г. N786-ПП данное постановление Правительства Москвы вступает в силу с 1 января 2016 года.
Пунктом 5184 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" включено здание с кадастровым номером *, расположенное по адресу: *.
При таких обстоятельствах спорное нежилое здание с кадастровым номером *, расположенное по адресу: *, включено:
- в пункт 3480 приложения 1 "Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год" к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, действующему в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 г. N153-ПП, от 29 апреля 2015 г. N254-ПП, от 30 июня 2015 г. N387-ПП, от 29 июля 2015 г. N466-ПП, от 27 октября 2015 г. N705-ПП, от 15 декабря 2015 г. N874-ПП, который применяется с 1 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г.;
- в пункт 5184 приложения 1 "Здания, строения и сооружения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, от 17 мая 2016 г. N252-ПП, от 26 июля 2016 г. N456-ПП, который применяется с 1 января 2016 г.
Измайлов Г.М. и Измайлова С.А. обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими:
- пункта 3480 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 г. N153-ПП, от 29 апреля 2015 г. N254-ПП, от 30 июня 2015 г. N387-ПП, от 29 июля 2015 г. N466-ПП, от 27 октября 2015 г. N705-ПП, от 15 декабря 2015 года N874-ПП;
- пункта 5184 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N786-ПП.
Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками нежилых помещений в нежилом здании с кадастровым номером *, расположенном по адресу: *. Указанное нежилое здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Нежилое здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: "участки смешанного размещения производственных объектов (1.2.9)". По техническому паспорту нежилое здание является производственным зданием и имеет общую площадь 31464,7 кв.м. Указанное здание включено в оспариваемые пункты Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, исходя из фактического использования нежилого здания и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения. Основанием послужил акт обследования N9054903 фактического использования здания, составленный 20 июня 2014 г. сотрудниками Государственной инспекции по недвижимости города Москвы, согласно которому здание и нежилые помещения в нем фактически на 100% используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Из данного акта следует, что сотрудники Государственной инспекции по недвижимости города Москвы непосредственно здание и помещения внутри него не осматривали, следовательно, не могли достоверно установить и определить вид фактического использования спорного здания и помещений в нём. При этом доказательства, подтверждающие невозможность доступа в здание, в акте обследования не приведены. Из приложенных к акту обследования фотографий здания не усматриваются признаки, безусловно свидетельствующие о наличии в здании офисных помещений площадью более 20% от общей площади здания. Считают, что вывод о фактическом виде использования здания и помещений в нём сделан по формальным основаниям. Согласно данным технического-инвентарного учета, технического паспорта здания, общая площадь здания составляет 31464,7 кв.м., из них: площадь складских помещений - 25263,9 кв.м., что составляет 81% от общей площади всего здания; площадь учрежденческих помещений - 3589,6 кв.м., что составляет 12% от общей площади всего здания; площадь производственных помещений - 1577,8 кв.м., что составляет 5% от общей площади здания. Спорное нежилое здание используется собственниками в коммерческой деятельности, сдаются в аренду площади помещений здания. Из предоставленных реестров договоров за 2014-2016 годы следует, что фактическое использование здания для размещения офисов существенно ниже установленного законодательством 20% порога: в 2014 г. сдано в аренду помещений на общую площадь 855,10 кв.м., что составляет 2,72% от общей площади здания; в 2015 г. сдано в аренду помещений на общую площадь 1297,60 кв.м., что составляет 4,12 % от общей площади здания; в 2016 г. сдано в аренду помещений на общую площадь 1727,60 кв.м., что составляет 5,49 % от общей площади здания. В результате обследования фактического использования здания 4 июля 2016 г. сотрудниками Государственной инспекции по недвижимости города Москвы был составлен акт обследования N9050401/ОФИ, согласно которому спорное здание и нежилые помещения в нем фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Таким образом, нежилое здание с кадастровым номером * по адресу: *, по цели его назначения и фактическому использованию не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного административные истцы считают незаконным включение спорного нежилого здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 г. и 2016 г. Включение нежилого здания в Перечень объектов недвижимости противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций", нарушает права административных истцов в сфере экономической деятельности.
В судебном заседании представители административного истца Измайлова Г.М. - Червоная И.В. и Дондик И.Н., действующие на основании доверенности и имеющие высшее юридическое образование, поддержали заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменных пояснениях (л.д.1-7 том 8).
Административный истец Измайлова С.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, её представитель Покаместова Е.Ю., действующая на основании доверенности и имеющая высшее юридическое образование, в предыдущем судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменных пояснениях. При таких обстоятельствах и на основании части 5 статьи 213 Кодекса административного производства РФ неявка административного истца не является препятствием к рассмотрению административного дела.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы - Федотов П.С., действующий на основании доверенности и имеющий высшее юридическое образование, административные исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д.113-122 том 1). Суду пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правового акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорное нежилое здание включено в оспариваемые пункты Перечня зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на основании пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций" и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из фактического использования нежилого здания и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения. Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы проведены мероприятия по обследованию спорного нежилого здания, по результатам которых составлен акт обследования от 20 июня 2014 г. за N9054903, согласно которому здание и помещения в нём фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. При проведении обследования сотрудникам Государственной инспекции по недвижимости города Москвы не был предоставлен доступ на объект недвижимости, что в силу пункта 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N257-ПП, является основанием для указания в акте обследования фактического использования здания и помещений в нём для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Административные истцы с заявлением о несогласии с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования здания обратились в Межведомственную комиссию по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий и нежилых помещений для целей налогообложения, только 9 июня 2016 г. По результатам рассмотрения данного заявления на заседании Межведомственной комиссии от 7 июля 2016 г. было отказано в проведении повторных мероприятий в связи с нарушением срока подачи заявления. Таким образом, акт обследования от 20 июня 2014 г. за N9054903 соответствует Порядку определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. На основании изложенного спорное здание правомерно включено в Перечень зданий, строений и сооружений, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, допросив в качестве свидетеля О.В., А.В., С.А., Я.Л., С.Ю., проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Слободина С.А., полагавшего необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к выводу о правомерности заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 г. N153-ПП, от 29 апреля 2015 г. N254-ПП, от 30 июня 2015 г. N387-ПП, от 29 июля 2015 г. N466-ПП, от 27 октября 2015 года N705-ПП, от 15 декабря 2015 г. N874-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2015 год определяется как их кадастровая стоимость.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, от 17 мая 2016 г. N252-ПП, от 26 июля 2016 г. N456-ПП, усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2016 год определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.
Объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц согласно статье 401 Налогового кодекса Российской Федерации признаются, в том числе здание, строение, сооружение, помещение. При этом в силу пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В пункте 4 статьи 1 Закон города Москвы от 19 ноября 2014 г. N51 "О налоге на имущество физических лиц" (в редакции Закона города Москвы от 28 сентября 2016 г. N30) предусмотрено, что ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в следующих размерах: 1,2 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2015 году; 1,3 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения - в 2016 году.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании приведенных норм права городу федерального значения Москве предоставлено право устанавливать налог на имущество физических лиц, а также особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в том числе, определение, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость. При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2, статьёй 401, пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом города Москвы от 19 ноября 2014 г. N51 "О налоге на имущество физических лиц" такие объекты имущества как здание, строение, сооружение, помещение, принадлежащие физическим лицам и включенные в указанный перечень, подлежат налогообложению по налогу на имущество физических лиц, размер которого исчисляется в процентном соотношении от кадастровой стоимости указанных объектов недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
При таких обстоятельствах Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы, наделено достаточной компетенцией и полномочиями для определения, не позднее 1-го числа очередного налогового периода, перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на этот налоговый период определяется как их кадастровая стоимость. С учетом изложенного, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме постановления Правительства Москвы, что соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N65 "О Правительстве Москвы".
Пунктами 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 08 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию. Правовые акты Правительства Москвы публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и газете "Тверская, 13" (электронной версии данных изданий) либо размещаются (публикуются) на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП опубликовано 2 декабря 2014 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N67, а также размещено 28 ноября 2014 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановление Правительства Москвы от 27 октября 2015 г. N705-ПП "О признании утратившим силу отдельных положений приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП" опубликовано 3 ноября 2015 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N61, а также размещено 28 октября 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы" опубликовано 1 декабря 2015 г. в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N61, а также размещено 27 ноября 2015 г. на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, от 27 октября 2015 г. N705-ПП, от 26 ноября 2015 г. N786-ПП подписаны Мэром Москвы.
Оспариваемый в части нормативный правовой акт и утвержденный им Перечень объектов недвижимого имущества был размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода (соответственно до 2015 года и до 2016 года) по налогу на имущество в соответствии с требованиями пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приказом ФНС России от 28 ноября 2014 года N ММВ-7-11/604@ определен состав сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (приложение 1 к приказу).
Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП соответствует названному приказу ФНС России.
При таких обстоятельствах оспариваемый нормативный правовой акт введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N25 "О правовых актах города Москвы", пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении Правительством Москвы порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу.
Указанные обстоятельства не оспариваются административными истцами.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются, в том числе здание, строение, сооружение, помещение. При этом в силу пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Положения подпунктов 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривают, что налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом в пункте 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3000 кв. метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона города Москвы налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении нежилых зданий (строений, сооружений) и помещений в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом под фактическим использованием признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
При наличии одного из приведенных условий, объект недвижимости признается административно-деловым центром, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества.
Судом установлено, что спорное нежилое здание с кадастровым номером *, расположенное по адресу: *, имеет общую площадь 31464,7 кв.м.
При этом в указанном здании административным истцам:
- Измайлову М.Г. принадлежат нежилые помещения общей площадью 14873 кв.м. с кадастровым номером *, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 17 октября 2014 г. Серия 77-АР 934146 (л.д.31 том 1);
- Измайловой С.А. принадлежат нежилые помещения общей площадью 16591,7 кв.м. с кадастровым номером *, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 17 июля 2015 г. (л.д.32 том 1).
Таким образом, принадлежащие административным истцам нежилые помещения образуют здание в целом (14873 кв.м. + 16591,7 кв.м. = 31464,7 кв.м.). Иных собственников нежилых помещений здания не имеется.
Необходимо также отметить, что:
- нежилые помещения общей площадью 14873 кв.м. с кадастровым номером * принадлежали на праве собственности в период с 20 февраля 2007 г. по 16 октября 2014 г. закрытому акционерному обществу "*", а с 17 октября 2014 г. по настоящее время они находятся в собственности Измайлова М.Г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 октября 2016 г. (л.д.90 том 8);
- нежилые помещения общей площадью 16591,7 кв.м. с кадастровым номером * принадлежали на праве собственности в период с 20 февраля 2007 г. по 25 декабря 2014 г. закрытому акционерному обществу "*", в период с 26 декабря 2014 г. по 24 марта 2015 г. -Д.С., в период с 25 марта 2015 г. по 16 июля 2015 г. - Измайлову М.Г., в период с 17 июля 2015 г. по настоящее время Измайловой С.А., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 октября 2016 г. (л.д.89 том 8).
При таких обстоятельствах в юридически значимые периоды сособственниками нежилых помещений в спорном здании являлись:
- на момент обследования здания и составления акта обследования N9054903 от 20 июня 2014 г. - закрытое акционерное общество "*" и закрытое акционерное общество "*";
- по состоянию на 28 ноября 2014 г. - Измайлов М.Г. и закрытое акционерное общество "*";
- по состоянию на 26 ноября 2015 г. - Измайлов М.Г. и Измайлова С.А.
По сведениям технического паспорта, спорное здание является нежилым, имеет производственное назначение, 1983 г. постройки, число этажей - 8, общая площадь здания 31464,7 кв.м., из них: площадь складских помещений - 25263,9 кв.м., что составляет 80,29% от общей площади всего здания; площадь учрежденческих помещений - 3589,6 кв.м., что составляет 11,40% от общей площади всего здания; площадь производственных помещений - 1577,8 кв.м., что составляет 5,01% от общей площади здания; торговая площадь 105,7 кв.м., что составляет 0,33% от общей площади здания (л.д.59-66 том 1).
Здание расположено на земельном участке общей площадью 5150 +/-25 кв.м. с кадастровым номером *, вид разрешенного использования: "участки смешанного размещения производственных объектов (1.2.9)", что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 11 февраля 2013 г. (л.д.45-47 том 1). Указанный земельный участок предоставлен административным истцам в общее пользование на условиях аренды для целей эксплуатации складских и офисных помещений в здании на основании договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора от 4 февраля 2013 г. NМ-05-040450, с учетом дополнительных соглашений от 30 апреля 2015 г. и от 8 июня 2015 г. (л.д.111-139 том 8).
Из пояснений представителя административного ответчика усматривается, что Правительство Москвы включило спорное нежилое здание в пункт 3480 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, и в пункт 5184 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, на основании пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций", исходя из фактического использования нежилого здания и его помещений в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическое использование нежилого здания и помещений в нём в целях делового, административного или коммерческого назначения установлено Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее Госинспекция по недвижимости) в результате проведенных мероприятий по обследованию спорного нежилого здания. Так, на основании поручения инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы А.В., С.А. провели мероприятия по определению вида фактического использования здания и нежилых помещений в нём по адресу: *, по результатам которых составлен акт о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 20 июня 2014 г. за N9054903 (л.д.123-152 том 1). Из содержания данного акта обследования следует, что при проведении обследования здания доступ на объект недвижимости предоставлен не был. При осмотре установлено, что помещения используются под размещение административных, торговых и складских помещений. Общая площадь здания 31456 кв.м., площадь вспомогательных помещений 5849,9 кв.м. На основании изложенного инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы пришли к заключению, что здание и нежилые помещения в нём фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. К акту приложена фототаблица, на одной фотографии изображен фасад здания со стороны Новоданииловской набережной г.Москвы, на котором расположена вывеска "аренда складов и офисов" (л.д.150 том 1).
Судом в качестве свидетелей допрошены инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы А.В. и С.А., которые суду показали, что они 20 июня 2014 г. производили осмотр здания по адресу: *, по результатам которого составили акт обследования за N9054903. Внутрь здания их не пустили, они смогли произвести осмотр части помещений первого этажа здания и установили, что там помещения занимались под склады и кабинеты. Поскольку в здание не пустили, сотрудники Государственной инспекции произвели внешний осмотр здания. На здании была вывеска о сдаче помещений в аренду под офисы и склады. В соответствии с пунктом 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N257-ПП, так как сотрудникам не предоставлен доступ на объект недвижимости, был составлен акт обследования с указанием, что здание и нежилые помещения в нём фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (л.д.398-399 том 8).
Оценивая акт Госинпекции по недвижимости города Москвы о фактическом использовании здания и нежилых помещений от 20 июня 2014 г. за N9054903 и приведенные показания свидетелей, в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N307-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" постановлением Правительства Москвы от 14 мая 2014 г. N257-ПП утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения. Пунктом 1.2 названного Порядка предусмотрено, что мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения осуществляются Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы. Согласно пункту 4.6 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2012 г. N184-ПП, Госинспекция является уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - города Москвы по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности.
Согласно пунктам 3.4, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, в ходе проведения мероприятий осуществляется фотосъемка, фиксирующая фактическое использование указанного здания, а также фотосъемка информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном здании, указателей наименований улиц и номеров домов, расположенных на зданиях (строениях, сооружениях), в которых осуществляются мероприятия по определению вида фактического использования. В случае если при проведении мероприятий возникли обстоятельства, препятствующие доступу работников Госинспекции в указанное здание, и имеется информация, свидетельствующая об использовании указанных зданий и нежилых помещений для размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, оформляется акт о фактическом использовании указанных зданий и (или) нежилых помещений с указанием выявленных признаков размещения офисов и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания с приложением фотоматериалов и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции в указанное здание (строение, сооружение) и нежилое помещение.
На основании приведенных норм права Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы наделена правом по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения независимо от прав собственности. Вместе с тем, предоставленный суду акт обследования от 20 июня 2014 г. за N9054903 не соответствует приведенным требованиям пунктов 3.4, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.
В соответствии с приведенными положениями пункта 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, сам по себе факт не допуска инспекторов на объект обследования не является достаточным основанием для оформления акта о фактическом использовании здания и помещений в нём для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания. Необходимым критерием для оформления такого акта является установление признаков, размещения в здании офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, объектов бытового обслуживания. При этом выявленные признаки должны быть отражены в акте обследования.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, для целей названного Порядка используется следующее понятие офиса - здание (строение, сооружение), или часть здания (строения, сооружения), или нежилое помещение (часть нежилого помещения), оборудованные стационарными рабочими местами и оргтехникой, используемые для обработки и хранения документов и (или) приема клиентов.
Из содержания акта обследования и показаний свидетелей усматривается, что инспекторы пришли к выводу о фактическом использовании нежилого здания и помещений в нём под размещение офисов исходя из "визуального осмотра". При этом в акте обследования не приведены выявленные инспекторами признаки размещения офисов в спорном нежилом здании, не приведены обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции по недвижимости города Москвы в указанное здание и нежилые помещения в нём.
Кроме того, в акте обследования приведены сведения технического паспорта здания, поэтажный план помещений здания, из содержания которых усматривается, что по своим техническим характеристикам здание является нежилым, имеет производственное назначение, 1983 г. постройки, число этажей - 8, общая площадь здания 31464,7 кв.м., из них: площадь складских помещений - 25263,9 кв.м., что составляет 80,29% от общей площади всего здания; площадь учрежденческих помещений - 3589,6 кв.м., что составляет 11,40% от общей площади всего здания; площадь производственных помещений - 1577,8 кв.м., что составляет 5,01% от общей площади здания; торговая площадь 105,7 кв.м., что составляет 0,33% от общей площади здания. Согласно экспликации высота помещений в здании составляет соответственно 6 м 30 см, 5 м 80 см, 3 метра.
Из приложенной к акту обследования фототаблицы усматривается, что здание высотное, имеет специфическую планировку для целей использования под производственную деятельность. На фасадах здания отсутствуют какие-либо вывески организаций, рекламных объявлений. Имеется лишь одна вывеска о сдаче помещений "под склады и офисы".
Приведенные обстоятельства сами по себе свидетельствуют о размещении в здании в большей степени производственных, складских помещений. Указанные обстоятельства инспекторы Госинспекции по недвижимости города Москвы не привели в акте обследования и не дали им надлежащей оценки.
Судом допрошена в качестве свидетеля О.В., которая в период с 1 апреля 2004 г. по 31 декабря 2014 г. работала в должности менеджера по персоналу в закрытом акционерном обществе "*" (прежний собственник части нежилых помещений здания), а с 1 января 2015 г. работает в должности ведущего специалиста в обществе с ограниченной ответственностью "*", являющимся управляющей компанией спорного здания на основании заключенных с административными истцами агентских договоров. Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой (л.д.9-13 том 8). Свидетель показала, что в её должностные обязанности входит поиск арендаторов на свободные площади в здании. Спорное здание представляет собой складской комплекс. Изначально всё здание было занято складами с продукцией закрытого акционерного общества "*". Последующие собственники нежилых помещений в здании также сдавали их в аренду под склад. По состоянию на 20 июня 2014 г. и на ноябрь 2014 год в здании располагались склады, помещения сдавались в аренду различным организациям. Все арендаторы являются крупными книжными издательствами и банками. Арендуются помещения под склады, но для установки оргтехники, выставочных образцов и размещения кладовщиков также арендуются под офисы небольшие огороженные помещения - комнаты, которые располагаются рядом с арендованными складами. Как таковых в здании офисных помещений не предусмотрено, поэтому огораживаются небольшие комнаты в помещениях склада. Арендаторы постоянные, возможна смена наименования организации. По состоянию на ноябрь 2015 г. перечень арендаторов практически остался прежним, некоторые арендаторы изменили юридические наименования, но остались в арендованных помещениях. С 2014 г. по настоящее время капитальный ремонт и перепланировка здания не производились (л.д.399-400 том 1).
Административными истцами предоставлены суду:
- реестры договоров аренды нежилых помещений, которые были переданы им от прежних собственников нежилых помещений в 2014 г., и сами договоры аренды (л.д.19-74 том 8);
- реестры договоров аренды нежилых помещений, которые заключались административными истцами в лице управляющей компании общества с ограниченной ответственностью "*" в конце 2014 г., в 2015 г., в 2016 г. (л.д.67-74 том 1, тома 2-7);
- сами договоры аренды нежилых помещений за периоды 2014-2016 годы (л.д.75-90 том 1, тома 2-7).
Кроме того, арендаторы нежилых помещений в здании предоставили в суд справки, в которых указали, под какие цели они используют арендованные нежилые помещения (л.д.322-381 том 8).
Из анализа предоставленных реестров договоров и самих договоров аренды за спорный период усматривается, что договоры аренды нежилых помещений с декабря 2014 г. заключаются соответственно от имени административных истцов управляющей компанией обществом с ограниченной ответственностью "*" на основании агентских договоров от 17 октября 2014 г., от 25 марта 2015 г. (л.д.92-102 том 1, л.д.76-88 том 8). Как правило, договоры аренды заключаются сроком на 11 месяцев, затем перезаключаются на новый срок, поэтому арендаторами являются постоянные юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом помещения в здании сдаются в основном под размещение складов, аренда нежилых помещений под офисы незначительная. Так, в 2014 г. для размещения офисов сдано в аренду помещений на общую площадь 855,10 кв.м., что составляет 2,72% от общей площади здания; в 2015 г. сдано в аренду для размещения офисов помещений на общую площадь 1297,60 кв.м., что составляет 4,12 % от общей площади здания; в 2016 г. сдано в аренду для размещения офисов помещений на общую площадь 1727,60 кв.м., что составляет 5,49 % от общей площади здания.
Необходимо отметить, что не все помещения в здании сдавались в аренду в юридически значимый период. Однако, исходя из технических характеристик нежилых помещений в здании, согласно которым 80,29% от общей площади здания являются складскими помещениями, отсутствуют основания для отнесения этих свободных площадей к офисным помещениям.
В случае прибавления к сдаваемым площадям под офис площадь всех учрежденческих помещений всего здания в размере 3589,6 кв.м., что составляет 11,40% от общей площади всего здания, то получится: в 2014 г. площадь офисных и учрежденческих помещений в здании составит 14,12 % (11,40 +2,72); в 2015 г. площадь офисных и учрежденческих помещений в здании составит 15,52 % (11,40 +4,12); в 2016 г. площадь офисных и учрежденческих помещений в здании составит 16,89 % (11,40 +5,49).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в юридически значимый период нежилые помещения в здании фактически в основном использовались под размещение складов, а под размещение офисов и учрежденских помещений использовалась площадь нежилых помещении менее 20% от общей площади здания.
4 июля 2016 г. инспекторы Государственной по недвижимости города Москвы Я.Л., С.Ю. провели мероприятия по определению вида фактического использования здания и нежилых помещений в нём по адресу: *, по результатам которых составлен акт о фактическом использовании здания и нежилых помещений за N905401/ОФИ (л.д.171-244 том 1). Из содержания данного акта обследования следует, что для проведения обследования здания инспекторам был предоставлен доступ на объект недвижимости. В ходе непосредственного осмотра здания и помещений в нём установлено, что общий объём полезной нежилой площади здания составляет 31464,7 кв.м., из которых: под размещение офисов занята площадь в размере 1561 кв.м., что составляет 4,96% от общей площади здания; под размещение промышленного производства - 1233,7 кв.м., что составляет 3,92 % от общей площади здания; под склады, не связанные с торговлей - 19,038,8 кв.м., что составляет 60,51 % от общей площади здания; под иное использование - 1129,3 кв.м., что составляет 3,59 % от общей площади здания; помещения общего пользования (общие входные группы, коридоры, лифтовые ходы, санузлы, подвалы, чердаки, парковки и т.п.) - 8501,9 кв.м., что составляет 27,02 % от общей площади здания. Таким образом, для целей налогообложения в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации под размещение офисов использовано 4,96 % от общей площади нежилого здания, для иных целей - 95,04 % от общей площади нежилого здания. На основании изложенного инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы пришли к заключению, что нежилое здание фактически не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. К акту приложены фотографии помещений здания, из которых усматривается, что здание по своим техническим характеристикам предназначено для промышленной, складской деятельности, и что фактически помещения в здании используются в основном по своему целевому назначению - под размещение складов.
Судом в качестве свидетелей допрошены инспекторы Государственной инспекции по недвижимости города Москвы Я.Л., С.Ю., которые суду показали, что они 4 июля 2016 г. производили осмотр здания по адресу: *, по результатам которого составили акт обследования за N905401/ОФИ. Здание имеет восемь этажей, помещения используются в основном под склады, офисов очень мало. Признаков проведения ремонта или перепланировки здания установлено не было, склад располагается давно. Планировка здания больше подходит под склады, в здании высокие потолки, окна нестандартные, узкие. В ходе осмотра был предоставлен допуск во все помещения здания (л.д.399 том 8).
Действительно, указанное обследование здания произведено 4 июля 2016 г., не в юридически значимый период. Вместе с тем, суд полагает возможным принять акт обследования от 4 июля 2016 г. за N905401/ОФИ и показания свидетелей Я.Л., С.Ю., в качестве косвенных доказательств, подтверждающих технические характеристики нежилых помещений здания, возможности расположения в них в большей степени складских помещений, чем офисных.
Анализ приведенных выше доказательств, в их совокупности, свидетельствует о недостоверности и несоответствии фактическим обстоятельствам дела заключения Государственной инспекции по недвижимости города Москвы в акте обследования от 20 июня 2014 г. за N9054903 о фактическом использовании спорного здания и помещений в нём для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Кроме того, как указывалось выше, акт обследования от 20 июня 2014 г. за N9054903 не соответствует требованиям пунктов 3.4, 3.6 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, поскольку в нём не приведены выявленные инспекторами признаки размещения офисов в спорном нежилом здании, а также обстоятельства, препятствовавшие доступу работников Госинспекции по недвижимости города Москвы в указанное здание. При таких обстоятельствах акт обследования от 20 июня 2014 г. за N9054903 не является надлежащим доказательством, подтверждающим фактическое использование здания и помещений в нем для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Иных доказательств, подтверждающих фактическое использование здания и помещений в нем для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, административным ответчиком суду не предоставлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что:
- на момент принятия Правительством Москвы постановления от 28 ноября 2014 года N700-ПП и утверждения оспариваемого пункта 3480 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год,
- и на момент внесения изменений постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N700-ПП и утверждения оспариваемого пункта 5184 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год,
спорное нежилое здание с кадастровым номером *, расположенное по адресу: *, не подпадало под критерии, установленные пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций". Спорное нежилое здание по технической документации и фактически использовалось и используется в оспариваемый период административными истцами для производственных целей - для размещения складов, не связанных с торговлей. Общая площадь сдаваемых административными истцами нежилых помещений для размещения офисов составляет менее 20 процентов общей площади нежилого здания. Нежилое здание расположено на земельном участке общей площадью 5150 +/-25 кв.м. с кадастровым номером *, с видом разрешенного использования: "участки смешанного размещения производственных объектов (1.2.9)".
При таких обстоятельствах оспариваемые пункт 3480 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, и пункт 5184 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год, не соответствуют положениям пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N64 "О налоге на имущество организаций".
Положения пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный правовой акт не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования о признании недействующими:
- пункта 3480 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 г. N153-ПП, от 29 апреля 2015 г. N254-ПП, от 30 июня 2015 г. N387-ПП, от 29 июля 2015 г. N466-ПП, от 27 октября 2015 г. N705-ПП, от 15 декабря 2015 г. N874-ПП;
- пункта 5184 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N786-ПП, от 17 мая 2016 г. N252-ПП, от 26 июля 2016 г. N456-ПП.
Определяя момент, с которого указанный правовой акт признается недействующим, суд учитывает, что включение оспариваемого пункта 3480 в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, явилось основанием для возникновения у административных истцов обязанности уплачивать налог на имущество физических лиц за 2015 год в бюджет города Москвы, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2, статьёй 401, пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом города Москвы от 19 ноября 2014 г. N51 "О налоге на имущество физических лиц". Следовательно, признание недействующим пункта 3480 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, с момента вступления в силу настоящего решения суда, не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца в сфере экономических отношений.
Необходимо также отметить, что в результате внесения изменений постановлением Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП, оспариваемый пункт 3480 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2015 год, не подлежит применению с 1 января 2016 г. Тогда как, с 1 января 2016 г. подлежит применению уже оспариваемый пункт 5184 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2016 год (пункт 3 постановления Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП и признании утратившими силу правовых актов города Москвы").
С учетом изложенного и в соответствии с положениями статей 3, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает необходимым признать недействующим:
- пункт 3480 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 г. N153-ПП, от 29 апреля 2015 г. N254-ПП, от 30 июня 2015 г. N387-ПП, от 29 июля 2015 г. N466-ПП, от 27 октября 2015 г. N705-ПП, от 15 декабря 2015 г. N874-ПП, со дня принятия нормативного правового акта;
- пункт 5184 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 года N786-ПП, от 17 мая 2016 г. N252-ПП, от 26 июля 2016 г. N456-ПП, с 1 января 2016 г.
Ввиду удовлетворения заявленных административных исковых требований и на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с Правительства Москвы в пользу административных истцов подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере по 300 руб. в пользу каждого.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Удовлетворить административное исковое заявление Измайлова ГМ, Измайловой СА.
Признать недействующим пункт 3480 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 31 марта 2015 г. N153-ПП, от 29 апреля 2015 г. N254-ПП, от 30 июня 2015 г. N387-ПП, от 29 июля 2015 г. N466-ПП, от 27 октября 2015 года N705-ПП, от 15 декабря 2015 года N874-ПП, со дня принятия нормативного правового акта.
Признать недействующим пункт 5184 приложения N1 к постановлению Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", в редакции постановлений Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N786-ПП, от 17 мая 2016 г. N252-ПП, от 26 июля 2016 г. N456-ПП, с 1 января 2016 года.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Измайлова ГМ расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
Взыскать с Правительства Москвы в пользу Измайловой СА расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы - "Вестник Мэра и Правительства Москвы" и размещению на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
городского суда Н.Ю. Севастьянова
Мотивированное решение суда изготовлено 14 ноября 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.