Судья Московского городского суда А.А. Селивёрстова, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Еркиновой А. на постановление судьи Таганского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2016 г., которым Еркинова А. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
установил:
28 сентября 2016 г. в отношении Еркиновой А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Таганский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
На указанное судебное постановление Еркиновой А. подана жалоба в Московский городской суд, в которой поставлен вопрос об отмене указанного постановления. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что в нарушение требований ст. 24.2, ст. 25.1 КоАП РФ ей не был предоставлен адвокат и переводчик, права разъяснены не были, назначенное судом наказание является чрезмерно суровым, без учета данных о личности заявителя, супруг и ребенок которой являются гражданками Российской Федерации, наличие трудового договора.
В судебное заседание Еркинова А. явилась, жалобу и доводы, изложенные в ней, поддержала, по изложенным в ней основаниям. На вопрос суда Еркинова А. пояснила, что не работает, в трудовых отношения не состоит и не состояла.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав Еркинову А. прихожу к следующему.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Частью 3 ст. 18.8 КоАП РФ установлено, что нарушения, предусмотренные чч. 1, 1.1 и 2 указанной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Как установлено судьей районного суда, 28 сентября 2016 г. в 08 час. 30 мин. по адресу: г*** при проверке соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по г. Москве по Таганскому району была выявлена гражданка Республики *** Еркинова А., прибывшая на территорию Российской Федерации 03 апреля 2016 г. в порядке, не требующем получение визы, которая по истечении установленного срока пребывания (01 июля 2016 г.) уклонилась от выезда из Российской Федерации, чем нарушил положения ч.2 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Действия Еркиновой А. квалифицированы по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Данные обстоятельства и вина Мирзоева С. в совершении вмененного административного правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении ЦАО *** от 28.09.2016 г.; письменными объяснениями Еркиновой А.; рапортом инспектора ОМВД России по Таганскому району г. Москвы; копиями паспорта иностранного гражданина, бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина; выпиской из досье иностранного гражданина АС ЦБДУИГ, а также иными материалами дела.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия Еркиновой А. по ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ судьей квалифицированы правильно, обстоятельства правонарушения установлены верно.
Приведенные выше доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях Еркиновой А. события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку на момент совершения правонарушения Еркинова А. по истечении установленного срока временного пребывания в Российской Федерации не выехала за пределы Российской Федерации.
Совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину Еркиновой А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Утверждение о наличии трудового договора, заключенного с ООО "***", своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела не нашло. Представленная в суд апелляционной инстанции копия трудового договора от 29 июня 2016 г., заключенного между Еркиновой А. и ООО "Астурия", не может свидетельствовать об отсутствии в действиях Еркиновой А. состава административного правонарушения, поскольку оригинал данного документа или надлежащим образом заверенная его копия в судебное заседание заявителем представлены не были, иные документы, подтверждающие наличие трудовых отношений в материалах дела отсутствуют.
Более того, в ходе рассмотрения настоящей жалобы Еркинова А. пояснила, что на основании названного трудового договора не работает, в трудовых отношения не состоит и не состояла
При таких обстоятельствах, действия Еркиновой А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.18.8 КоАП РФ.
Ссылка на то, что при производстве по делу об административном правонарушении нарушено право Еркиновой А. на защиту, не может повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что на стадии возбуждения дела об административном правонарушении Еркиновой А. были разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ и процессуальные права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, в том числе право пользоваться помощью защитника и переводчика (л.д. 2). При этом ходатайство о необходимости воспользоваться помощью защитника и переводчика Еркинова А. не заявляла, отказавшись от подписания процессуальных документов.
Между тем отказ Еркиновой А. от подписи не свидетельствует о нарушении его прав на защиту, поскольку нежелание давать объяснения, расписываться в процессуальных документах и получать их копии не относится к процессуальным нарушениям, допущенным при производстве по делу об административном правонарушении, и не может служить основанием для пересмотра судебного акта.
Ссылка в жалобе Еркиновой А. на нарушение её прав, связанных с задержанием и действиями сотрудников УФМС в связи с этим, не влечет отмену постановления, поскольку ничем объективно не подтверждён. Данных, подтверждающих обращение Еркиновой А. с заявлением в компетентные органы о применении сотрудниками УФМС недопустимых методов при производстве по делу об административном правонарушении, материалы дела не содержат и к жалобе не представлено.
При рассмотрении дела судьей Таганского районного суда города Москвы Еркиновой А. также были разъяснены положения ст. 51 Конституции РФ и ст. 24.2, 25.1 КоАП РФ, что подтверждается имеющейся в материалах дела подпиской о разъяснении прав (л.д. 15). Вместе с тем, ходатайства о предоставлении переводчика и защитника последняя также не заявляла.
Впоследствии Еркиновой А. лично подана жалоба на постановление судьи, изложенная на русском языке и подписанная им собственноручно, что не позволяет усомниться во владении Еркиновой А. русским языком в той степени, которая необходима для понимания смысла и значения процессуальных действий, совершаемых в рамках возбужденного в отношении него дела об административном правонарушении.
Ссылка жалобы о формальности судебного заседания является голословной и не влечет отмену постановления судьи, в котором содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Еркиновой А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Постановление о привлечении Еркиновой А. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем при вынесении постановления о назначении Еркиновой А. административного наказания судьей районного суда в нарушение требований ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ положения ч. 2 ст. 4.1 данного Кодекса учтены не были, фактические обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, правовой оценки не получили.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Как следует из приложенной к настоящей жалобе копии свидетельства о рождении и свидетельства об установлении отцовства,, оригинал которого обозревался судом при рассмотрении настоящей жалобы, Еркинова А. является матерью гражданки Российской Федерации Абышовой А.Б., 2010 года рождения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Мирзоева С. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N, от 27 мая 2008 г. N, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N и др.).
В силу вышеизложенного, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Еркиновой А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П и от 14 февраля 2013 г. N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, прихожу к выводу о том, что постановление судьи Таганского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2016 г. подлежит изменению путем исключения указания на назначение Еркиновой А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Таганского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданки Республики *** Еркиновой А., *** изменить: исключить указание о назначении Еркиновой А. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Таганского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2016 г. оставить без изменения, жалобу Еркиновой А. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.