Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 07 декабря 2016 г. по делу N 33а-2066/2016
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н.,
судей: Патланя В.А., Тогубицкого В.А.,
при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Морозовой Т.И. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 11 августа 2016 г., которым удовлетворены заявленные требования "данные изъяты" Елтова С.В. об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о снятии истца с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, судебная коллегия
установила:
Елтов С.В. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения " "адрес" региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N о снятии его с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Кроме того, административный истец просил суд обязать жилищный орган отменить оспоренное решение.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования административного истца удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит отдельные положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, утверждает, что Елтов С.В. и члены его семьи ранее обеспечивались жилым помещением от военного ведомства, сдать его возможности истец не имеет, а поэтому он не подлежит повторному обеспечению от военного ведомства жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, вследствие чего истец правомерно снят с жилищного учёта.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Удовлетворяя требования Елтова С.В., суд первой инстанции исходил из того, что в жилищном органе, решение которого оспорил административный истец, не имеется письменных документов, свидетельствующих о том, что Елтов С.В. ранее получал жилое помещение от военного ведомства, а поэтому оснований для снятия административного истца с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не имелось.
Однако с таким выводом гарнизонного военного суда согласиться нельзя.
Согласно поступившей по запросу суда апелляционной инстанции архивной выписке из решения исполнительного комитета "адрес" поселкового Совета народных депутатов "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N Елтову С.В. на состав семьи "данные изъяты" человека от Министерства обороны Российской Федерации предоставлена по месту военной службы по установленной норме "данные изъяты" квартира, находящаяся по адресу: "адрес".
В ДД.ММ.ГГГГ г. Елтов С.В. был уволен с военной службы и поступил на военную службу в Вооружённые Силы "адрес", из которых уволился в августе ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ Елтов С.В. снялся с регистрационного учёта по месту жительства.
В ДД.ММ.ГГГГ г. Елтов С.В. поступил на военную службу по контракту в Вооружённые Силы Российской Федерации и проходил службу в воинских частях "адрес" флота.
ДД.ММ.ГГГГ лицевой счёт на вышеуказанную квартиру был переоформлен на супругу административного истца Елтову Е.А.
В ДД.ММ.ГГГГ г. Елтов С.В. признан жилищной комиссией воинской части нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ административный истец принят жилищным органом на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ брак между Елтовым С.В. и ФИО5 прекращён.
Оспариваемым решением жилищного органа Елтов С.В. снят с жилищного учёта на основании подп. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, так как ранее обеспечивался жильём от военного ведомства, распорядился им, возможности сдать жильё не имеет.
В силу п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2014 г. N 397-О и от 20 ноября 2014 г. N 2655-О содержится правовая позиция, согласно которой закрепленные в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" такие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для определенной категории граждан, как отсутствие сделок по распоряжению жильем, полученным от государства, повлекших ухудшение жилищных условий, и необходимость (для военнослужащих) представления документов о сдаче жилого помещения Министерству обороны Российской Федерации, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий в рамках специальной системы обеспечения государством жильем определенной категории граждан.
Изложенное указывает на то, что административный истец распорядился по своему усмотрению жилым помещением, предоставленным ему государством, возможности сдать это помещение, выделить свою долю, обменять, разделить не имеет, а поэтому не вправе требовать повторного предоставления ему жилого помещения по договору социального найма в порядке, определённом ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В этом случае повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением по договору социального найма (либо в собственность) осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, с учётом ранее полученного жилого помещения.
Такие разъяснения законодательства даны в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих".
Утрата Елтовым С.В. права пользования жилым помещением, предоставленным ему от "адрес" флота по месту военной службы, обусловленная выездом из квартиры, то есть причиной, связанной с его волеизъявлением, не свидетельствует о наличии у него права на повторное обеспечение жилым помещением за счёт государства.
Что касается представленных административным истцом доказательств и показаний свидетеля ФИО5 о том, что Елтов С.В. от военного ведомства жильё не получал, то судебная коллегия признаёт их несостоятельными, так как они противоречат полученным из архива данным об обратном, в связи с чем суд апелляционной инстанции кладёт в основу определения данные из архива об обеспечении административного истца жильём от военного ведомства, а доказательства, представленные Елтовым С.В., и показания свидетеля ФИО5 отвергает.
Следовательно, оспоренное административным истцом решение жилищного органа является законным, а вывод гарнизонного военного суда об обратном следует признать ошибочным.
Таким образом, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Елтова С.В. не может быть признано законным, обоснованным.
Решение суда подлежит отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального и процессуального права.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд второй инстанции принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 11 августа 2016 г. по административному исковому заявлению Елтова С.В. отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Елтова С.В. отказать.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи В.А. Патлань
В.А. Тогубицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.