Московский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
с участием прокурора Козловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-795/16 по административному исковому заявлению Воронковой Е. А. о признании частично недействующим Закона Московской области от 30 марта 2015 года N40/2015-ОЗ "Об установлении ограничений розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области",
установил:
Постановлением Московской областной Думы от 19 марта 2015 года N19/120-П принят Закон Московской области N40/2015-ОЗ "Об установлении ограничений розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области" (далее - Закон МО N40/2015-ОЗ).
Закон подписан Губернатором Московской области 30 марта 2015 года, опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http//www.mosreg.ru, 31 марта 2015 года, в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье", N61, 08 апреля 2015 года.
В настоящее время Закон МО N40/2015-ОЗ действует в редакции законов Московской области от 30 мая 2016 года N52/2016-ОЗ, от 24 июня 2016 года N70/2016-ОЗ, от 14 сентября 2016 года N117/2016-ОЗ.
Воронкова Е.А. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании частично недействующим Закона МО N40/2015-ОЗ, просила признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей статью 3 данного Закона, согласно которой на территории Московской области не допускается розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков.
В обоснование требований административный истец ссылается на то, что федеральное законодательство не наделяет органы государственной власти субъекта полномочиями на введение запрета на розничную продажу отдельных видов алкогольных напитков. Введение субъектом регулирования на слабоалкогольную продукцию, содержащую тонизирующие вещества, т.е. нового объекта регулирования на региональном уровне, противоречит федеральному законодательству.
Административный истец указывает, что оспариваемые положения Закона МО N40/2015-ОЗ создают для нее препятствия по приобретению продукции, попадающей под регулирование данного Закона (слабоалкогольной тонизирующей продукции).
Представитель административного истца, действующая по доверенности, в судебном заседании полностью поддержала заявленные требования.
Представители административных ответчиков: Московской областной Думы и Губернатора Московской области просили отказать в удовлетворении требований Воронковой Е.А., считали доводы административного истца необоснованными, представили суду возражения в письменной форме относительно заявленных требований.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона N184-ФЗ к основным полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации относится осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Закон Московской области N40/2015-ОЗ "Об установлении ограничений розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области" устанавливает ограничения розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области в целях обеспечения общественного порядка, защиты здоровья, нравственности, прав и законных интересов жителей Московской области, в том числе в целях предупреждения причинения вреда здоровью несовершеннолетних и их развитию (статья 1 Закона).
Оспариваемые положения Закона МО N40/2015-ОЗ устанавливают запрет на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N171-ФЗ).
Согласно абз. 2 части 1 статьи 1 названного Федерального закона N171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В статье 2 Федерального закона N171-ФЗ дано понятие алкогольной продукции - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определены статьей 6 Федерального закона N 171-ФЗ. В соответствии с частью 1 данной статьи к ним относятся:
- выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями), регистрация выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий;
- прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции, осуществление государственного контроля за их представлением;
- осуществление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции;
- внесение предложений о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- ведение реестра виноградных насаждений;
- определение географических объектов, в границах которых осуществляется производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения по предложению саморегулируемой организации виноградарей и виноделов.
Согласно статье 26 Федерального закона N171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещена розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона, в которой приведены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В соответствии с частью 1.1 статьи 26 Федерального закона N171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе ограничивать оборот на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципального образования алкогольной продукции, произведенной в других субъектах Российской Федерации или муниципальных образованиях, посредством принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона N171-ФЗ наряду с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, иные ограничения, в том числе ограничения, касающиеся поставок этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляемых на территории Российской Федерации, могут устанавливаться только федеральным законом.
Статья 16 Федерального закона N171-ФЗ наделяет органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе правом полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции.
Из содержания данной нормы следует, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации могут устанавливать полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции в пределах прав на указанные в статье дополнительные ограничения: по времени, условиям и местам розничной продажи алкогольной продукции. К таким дополнительным ограничениям не относится полный запрет на розничную продажу конкретного вида алкогольной продукции. Указанный запрет фактически означает регулирование рынка розничной продажи алкогольной продукции, разрешенной к производству и допускаемой к обороту. Такие полномочия статьей 6 Федерального закона N171-ФЗ не предусмотрены.
Из анализа приведенных положений статьи 26 Федерального закона N171-ФЗ, содержащих в том числе императивные нормы о возможности ограничения оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции только федеральным законом, следует вывод о том, что введение Законом МО N40/2015-ОЗ запрета на розничную продажу слабоалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области противоречит федеральному законодательству, поскольку осуществлено с превышением установленных для субъекта Российской Федерации полномочий в области регулирования оборота алкогольной продукции.
Таким образом, доводы административного истца о том, что федеральное законодательство не наделяет органы государственной власти субъекта полномочиями на введение запрета на розничную продажу отдельных видов алкогольных напитков, и о том, что введение субъектом регулирования на слабоалкогольную продукцию, содержащую тонизирующие вещества, т.е. нового объекта регулирования на региональном уровне, противоречит федеральному законодательству, - суд признает обоснованными.
Доводы представителей административных ответчиков о том, что слабоалкогольный напиток как самостоятельный вид алкогольной продукции в Федеральном законе N171-ФЗ не указан, а также о том, что в настоящее время на федеральном уровне отсутствует закон, регулирующий деятельность по производству и обороту тонизирующих напитков, суд считает несостоятельными.
В статье 2 Закона МО N40/2015-ОЗ дано понятие слабоалкогольного тонизирующего напитка - слабоалкогольные напитки специального назначения, в том числе энергетические (с массовой долей сахара не менее 10 процентов), кроме напитков брожения, с объемной долей этилового спирта от 1,2 до 9 процентов, содержащие кофеин более 0,151 мг/куб. см или другие тонизирующие компоненты в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, в соответствии с национальным стандартом.
Положениями Национального стандарта ГОСТ Р 52409 "Продукция безалкогольного и слабоалкогольного производства", на который ссылался представитель ответчика, слабоалкогольный напиток также определен как готовый напиток с объемной долей этилового спирта от 1,2 до 9,0 процентов на основе питьевой или минеральной воды с общей минерализацией не более 1,0 г/куб. дм.
Таким образом, слабоалкогольный тонизирующий напиток подпадает под понятие алкогольной продукции, которое приведено в статье 2 Федерального закона N171-ФЗ и его розничная продажа регулируется нормами данного федерального закона. Следовательно, Законодателем Московской области введен запрет на оборот слабоалкогольной продукции, розничная продажа которой регулируется нормами Федерального закона N171-ФЗ, а не в отношении иного вида алкогольной продукции, не предусмотренного статьей 2 Федерального закона N171-ФЗ.
Учитывая изложенное суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению, оспариваемые положения Закона МО N40/2015-ОЗ признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Воронковой Е. А. о признании частично недействующим Закона Московской области от 30 марта 2015 года N40/2015-ОЗ "Об установлении ограничений розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области" - удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 3 Закона Московской области от 30 марта 2015 года N40/2015-ОЗ "Об установлении ограничений розничной продажи слабоалкогольных и безалкогольных тонизирующих напитков на территории Московской области":
"Статья 3. Ограничение розничной продажи слабоалкогольных тонизирующих напитков.
На территории Московской области не допускается розничная продажа слабоалкогольных тонизирующих напитков".
Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании: Интернет-портале Правительства Московской области http//www.mosreg.ru и в издании "Ежедневные Новости. Подмосковье" - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.
Судья Найденова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.