Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Бурова А.И.,
при секретаре Токаревой М.В.,
с участием: представителя административного истца П.А.А..,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" об установлении кадастровой оценки земельных участков в размере рыночной стоимости,
установил:
"данные изъяты" (далее по тексту - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков:
с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты", общая площадь "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" в размере равной его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей;
с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты", общая площадь "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" в размере равной его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей;
с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты", общая площадь "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" в размере равной его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец является арендатором земельных участков.
Размер кадастровой стоимости земельных участков влияет на размер арендной платы. А рыночная стоимость каждого из участков ниже кадастровой.
В судебном заседании представитель административного истца - П.А.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ выдана сроком до "данные изъяты", диплом N от ДД.ММ.ГГГГ, рег. N), требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
Представители Правительства Удмуртской Республики, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Администрации МО "город Можга" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Дело рассмотрено в отсутствие представителей перечисленных лиц. В представленных пояснениях возражений относительно заявленных требований не высказали, заявлений о недостоверности или недопустимости доказательств, представленных административным истцом не высказали, ходатайств о представлении доказательств не заявили.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что административный истец является арендатором земельных участков:
с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты", общая площадь "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес";
с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты", общая площадь "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес";
с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "данные изъяты", общая площадь "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес".
Расчет арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет "данные изъяты" рублей, с кадастровым номером N составляет "данные изъяты" рублей, а с кадастровым номером N - "данные изъяты" рублей.
Кадастровая стоимость земельных участков определена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года N531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года".
Данным постановлением утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населённых пунктов на территории Удмуртской Республики по состоянию на 1 января 2015 года.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Статьёй 65 ЗК РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
При этом в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В связи с чем, суд признаёт, что спорные земельные участки являются ранее учтённым, вошли в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки на 1 января 2015 года, а потому их кадастровая стоимость, равная рыночной, подлежит установлению на указанную дату, а именно 1 января 2015 года.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее по тексту - Комиссия) или решением суда.
Для юридических лиц обращение в Комиссию с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости является обязательным (ст.24.18 Закона об оценочной деятельности).
Административным истцом представлено решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГГГ N, которым административному истцу отказано в удовлетворении такого заявления.
В связи с этим суд приходит к выводу, что административный истец представил доказательства соблюдения требования Закона об оценочной деятельности о соблюдении досудебного порядка обращения в Комиссию.
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, чем нарушает права административного истца как арендатора земельных участков "данные изъяты" обратилось в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела по правилам главы 25 КАС РФ.Общие требования к содержанию отчета приведены в статье 11 Закона об оценочной деятельности.
При этом оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков, соблюдать требования данного Закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, а также требования стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является (статья 15 Закона об оценочной деятельности).
Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (статья 12 Закона).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона).
Стандарты оценочной деятельности отражены в статье 20 Закона об оценочной деятельности.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N,земельного участка с кадастровым номером N, и земельного участка с кадастровым номером N, составленный независимым оценщиком - "данные изъяты", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2015 года составляет "данные изъяты" рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2015 года составляет "данные изъяты" рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2015 года составляет "данные изъяты" рублей.
Согласно представленному административным истцом положительному экспертному заключению N от ДД.ММ.ГГГГ, составленному саморегулируемой организацией оценщиков "данные изъяты", представленный Отчёт соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федерального закона N 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности; стоимость объектов оценки, указанная в Отчете, подтверждена.
Представители лиц, участвующих в деле, возражений относительно, представленных истцом документов, подтверждающих рыночную стоимость земельных участков, не высказали. Допустимых доказательств об ином размере рыночной стоимости суду не представили.
При таком положении размер кадастровой стоимости спорных земельных участков подлежит установлению в размере, определенном представленным Отчетом.
В силу положений абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N28 разъяснено, что датой подачи заявления является дата обращения в суд или в Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию.
В данном случае административный истец обратился в Комиссию 8 июля 2016 года, следовательно, установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января 2016 года.
В силу закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки, абзацем 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N28 разъяснено, что административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичная правовая норма содержится в части 3 статьи 245 КАС РФ.
Как следует из материалов административного дела, оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, определённые Постановлением N531, были внесены в государственный кадастр недвижимости 29 декабря 2015 года, а с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию административный истец обратился 8 июля 2016 года, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
Настоящее судебное решение является основанием для внесения сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с требованиями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
Руководствуясь статьями 247, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление "данные изъяты", от 17 октября 2016 года, поданное в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 8 июля 2016 года удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей на период с 1 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей на период с 1 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей на период с 1 января 2016 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение составлено 9 декабря 2016 года.
Председательствующий судья А.И. Буров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.