Заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Сангаджиев А.В., рассмотрев жалобу представителя Очировой Н.Г. - адвоката Павловой К.Э. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Б. от 11 июля 2016 года, решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 2 сентября 2016 года, решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 12 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Б. от 11 июля 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Очировой Н.Г., замещавшей согласно постановлению Президиума Российской академии наук от * 2010 года N * в период с 21 декабря 2010 года по 20 декабря 2015 года должность директора Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук, прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения, Очирова Н.Г. освобождена от административной ответственности с объявлением устного замечания.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 2 сентября 2016 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Б. от 11 июля 2016 года оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 12 октября 2016 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Б. от 11 июля 2016 года и решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 2 сентября 2016 года оставлены без изменения.
В жалобе представитель Очировой Н.Г. - адвокат Павлова К.Э. просит об отмене состоявшихся в отношении Очировой Н.Г. постановления и судебных решений и прекращении производства по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Ссылаясь на ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", полагает, что постановление об административном правонарушении вынесено неуполномоченным лицом. Считает, что в силу требований ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения Очировой Н.Г. к административной ответственности истек еще 3 июня 2016 года, поскольку приказ N * "***" датирован 3 июня 2016 года, ввиду чего производство по делу на момент рассмотрения в Управлении Федерального казначейства по Республике Калмыкия подлежало прекращению. Указывает, что с 21 декабря 2015 года Очирова Н.Г. должность директора Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук не занимает, с актом выездной проверки ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Калмыкия от 25 марта 2016 года она ознакомлена не была, письменное объяснение от Очировой Н.Г. не истребовано, согласно Уставу и ст. 9.1, 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях" институт является некоммерческим бюджетным учреждением, бюджетные средства и средства, поступившие от приносящей доход деятельности на банковском счете института обезличены, порядок предоставления субсидии КИГИ РАН не нарушен. Отмечает, что должностные лица Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления руководствовались Примерным положением об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений сферы научных исследований и разработок, утратившим силу в связи с изданием приказа Федерального агентства научных организаций от 15 апреля 2016 года N 16н, между тем, согласно действующему Примерному положению об оплате труда экономия фонда оплаты труда может быть использована для осуществления выплат социального характера, включая оказание материальной помощи, в соответствии с локальными нормативными актами учреждений о выплатах социального характера или коллективным договором. Полагает, что в силу упразднения Указом Президента РФ от 2 февраля 2016 года N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" федеральной службы финансово-бюджетного надзора и издания 14 июня 2016 года Федеральным казначейством приказа N 9П "О должностных лицах Федерального казначейства, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ", вступившим в силу 12 июля 2016 года, у должностных лиц Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия 29 июня 2016 года отсутствовали полномочия возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ст. 38 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
По смыслу ч. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Как следует из материалов дела, 30 декабря 2014 года между Федеральным агентством научных организаций (далее - ФАНО России) в лице руководителя К. и Калмыцким институтом гуманитарных исследований Российской академии наук (далее - КИГИ РАН) в лице директора Очировой Н.Г. заключено соглашение N ***, согласно которому КИГИ РАН из федерального бюджета предоставляется субсидия для выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Субсидия предоставляется за счет бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по разделу 01, подразделу 10 "Фундаментальные исследования", целевой статье расходов 1410059 "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственной программы РФ "Развитие науки и технологий", виду расходов 611 "Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания, на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)".
24 декабря 2014 года заместителем руководителя ФАНО России М. утверждено Государственное задание КИГИ РАН на 2015 год и на плановый период 2016, 2017 годов, в соответствии с которым предметом государственной услуги является реализация основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по очной форме обучения и выполнение фундаментальных научных исследований.
Приказом ФАНО России от 25 декабря 2013 года N 12н утвержден Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральными государственными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Федерального агентства научных организаций, пунктами 8, 10 которого регламентировано, что в составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются в том числе нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги; при этом указанные нормативные затраты определяются исходя из потребности в количестве персонала по категориям с учетом норм труда, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги, в соответствии с действующей системой оплаты труда.
Согласно Примерному положению об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных учреждений сферы научных исследований и разработок, подведомственных ФАНО России, утвержденному приказом ФАНО России от 25 ноября 2014 года N 38н, действовавшему в период с 23 января 2015 года по 25 июня 2016 года, лицам, не состоящим в штате бюджетного учреждения, не предусмотрены выплаты компенсационного, стимулирующего и социального характера.
Из представленных материалов усматривается, что в результате проведенной в Калмыцком институте гуманитарных исследований Российской академии наук проверки было установлено нецелевое использование средств федерального бюджета на сумму *** рублей ** копеек, выразившееся в использовании средств федерального бюджета на цели, не соответствующие определенным лимитами бюджетных обязательств: по платежной ведомости за * 2015 года N * и расходному кассовому ордеру от * 2015 года N * по коду финансового обеспечения 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания" на основании приказа директора КИГИ РАН Очировой Н.Г. от 3 июня 2015 года N * "***" произведена выплата материальной помощи О., не состоящему в штате бюджетного учреждения и не принимавшему участие в выполнении государственного задания в 2015 году, в размере *** рублей ** копеек.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами в совокупности, в том числе протоколом об административном правонарушении от 29 июня 2016 года N *** в отношении Очировой Н.Г.; актом выездной проверки от 25 марта 2016 года; трудовым договором от * 2012 года N *, согласно которому регламентированы отношения между Российской академией наук и Очировой Н.Г., утвержденной Президиумом Российской академии наук (постановление Президиума РАН от * 2012 года N *) в должности директора Федерального государственного бюджетного учреждения науки Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук, на срок с 21 декабря 2010 года по 20 декабря 2015 года; соглашением от 30 декабря 2014 года N *** о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); приказом директора КИГИ РАН Очировой Н.Г. от 3 июня 2015 года N *; заявкой на получение денежных средств от * 2015 года N *; платежной ведомостью за * 2015 года N *; расходным кассовым ордером от ** 2015 года N **; справкой по движению наличных денежных средств от * 2015 года; справкой и.о директора КИГИ РАН Л. от 20 июня 2016 года N *, согласно которой трудовая деятельность О. с 2013 по 2015 годы в КИГИ РАН не велась; другими письменными доказательствами, которым была дана оценка в их совокупности на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно требованиям ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Управлением Федерального казначейства по Республике Калмыкия и судами обеих инстанций действия Очировой Н.Г. верно квалифицированы по ст. 15.14 КоАП РФ в соответствии с фактическими обстоятельствами и нормами законодательства об административных правонарушениях. С учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств производство по делу об административном правонарушении заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия обоснованно прекращено ввиду малозначительности совершенного правонарушения.
Доводы жалобы о возбуждении дела об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности неуполномоченными должностными лицами, о неистребовании письменного объяснения, о прекращении производства по делу ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, были предметом рассмотрения суда второй инстанции и мотивированно отклонены по основаниям, изложенным в судебном решении.
Иные доводы жалобы сводятся к переоценке обстоятельств и доказательств, которым в оспариваемых постановлении и судебных актах дана надлежащая правовая оценка. Вывод о наличии в действиях Очировой Н.Г., замещавшей согласно постановлению Президиума Российской академии наук от ** 2010 года N * в период с 21 декабря 2010 года по 20 декабря 2015 года должность директора Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук, состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и исследованным доказательствам.
Порядок и срок привлечения лица к административной ответственности не нарушены, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь ст. 30.13, п. 1 ч. 2 ст. 30.17, ст. 30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия Б. от 11 июля 2016 года, решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 2 сентября 2016 года, решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 12 октября 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении Очировой Н.Г. оставить без изменения, жалобу представителя Очировой Н.Г. - адвоката Павловой К.Э. - без удовлетворения.
Заместитель Председателя
Верховного Суда Республики Калмыкия А.В. Сангаджиев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.