Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Елиной Т.А.
Ериной Н.П.
при секретаре Бобровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 декабря 2016 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Таракановой Л.А. на решение Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 06 октября 2016 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Тараканова Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия о перерасчете страховой пенсии по старости.
В обоснование требований указала, что с 24 сентября 2008 г. она является получателем пенсии по старости, назначенной ей ГУ - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия по месту жительства. 18 апреля 2016 г. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением об установлении периода ухода за инвалидом "данные изъяты" группы и зачете его в страховой стаж. Решением пенсионного органа "N" от 20 апреля 2016 г. установлено, что в период с 16 сентября 2002 г. по 20 января 2007 г. она осуществляла уход за инвалидом "данные изъяты" группы К.А.Р. и в индивидуальный лицевой счет были включены указанные сведения. В связи с ее обращением 21 апреля 2016 г. в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики с заявлением о перерасчете страховой пенсии, ей был произведен пересчет страховой пенсии по старости с указанной даты и был увеличен размер пенсии на "данные изъяты".
01 июня 2016 г. она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии со дня возникновения права на нее, то есть с 24 сентября 2008 г. с учетом периода ухода за инвалидом "данные изъяты" группы. Однако ей было отказано в этом. В пенсионном органе в г.Алатырь Чувашской Республики ей также отказано в перерасчете страховой пенсии по старости с 25 ноября 2014 г. по 20 апреля 2016 г.
Просила суд обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия произвести перерасчет страховой пенсии по старости с момента возникновения права на нее, то есть с 24 сентября 2008 г., взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей и расходы по оплате услуг адвоката за составление искового заявления в сумме "данные изъяты" рублей.
Решением Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 06 октября 2016 г. в удовлетворении исковых требований Таракановой Л.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец Тараканова Л.А. считала решение суда незаконным и необоснованным ввиду неправильного применения норм материального права, нарушающим ее конституционное право на социальное обеспечение по возрасту. Указала, что расчет пенсии с 24 сентября 2008 г. произведен ей без учета периода осуществления ухода за инвалидом "данные изъяты" группы. Полагала, что действующее законодательство не содержит нормы, указывающие, что перерасчет пенсии в подобном случае должен производиться именно с даты подачи заявления, а не с даты возникновения права на пенсионное обеспечение. При принятии решения судом не приняты во внимание положения части 3 статьи 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действующим на момент назначения ей пенсии по старости. Просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении ее исковых требований в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Левщанова И.А. просила оставить решение суда без изменения, жалобу истца без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, заслушав пояснения истца Таракановой Л.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Князевой И.А. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с 24 сентября 2008 г. Тараканова Л.А. является получателем трудовой (страховой) пенсии по старости.
Пенсия истцу назначена ГУ - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия по месту ее предыдущего жительства в "адрес" Большеигнатовского района Республики Мордовия.
С 2011 года истец проживает в "адрес" Чувашской Республики, где принята на учет в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики, и где осуществляется ее пенсионное обеспечение в настоящее время.
18 апреля 2016 г. Тараканова Л.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением об установлении периода с 16 сентября 2002 г. по 20 января 2007 г. по осуществлению ею ухода за инвалидом "данные изъяты" группы К.А.Р., в целях зачета указанного периода в страховой стаж.
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия "N" от 20 апреля 2016 г. на основании акта обследования от 18 апреля 2016 г. было установлено, что в период с 16 сентября 2002 г. по 20 января 2007 г. истец осуществляла уход за гр. К.А.Р., который в период осуществления ухода являлся инвалидом "данные изъяты" группы. Данный период включен в ее страховой стаж и в индивидуальный лицевой счет.
На основании заявления Таракановой Л.А. от 21 апреля 2016 г. о перерасчете страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона N 400 -ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях", ГУ - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Алатырь Чувашской Республики произведен перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения с учетом ухода истца в период с 16 сентября 2002 г. по 20 января 2007 г. за инвалидом "данные изъяты" группы гр. К.А.Р.
Таким образом с 01 мая 2016 г. страховая (трудовая) пенсия по старости у Таракановой Л.А. увеличилась на "данные изъяты". и ее размер составил "данные изъяты".
Указанные обстоятельства установлены судом и сторонами не оспариваются.
01 июня 2016 г. Тараканова Л.А. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии со дня возникновения права на нее, то есть с 24 сентября 2008 г. с учетом периода ухода за инвалидом "данные изъяты" группы.
Из письма начальника ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия от 22 июня 2016 г. следует, что оснований для перерасчета страховой пенсии истца с 24 сентября 2008 г. по 30 апреля 2011г. с учетом периодов ухода за инвалидом не имеется, поскольку при назначении страховой пенсии по старости (с 24 сентября 2008 г.) заявление трудоспособного лица, которое осуществляло уход и документы, подтверждающие факт ухода, в пенсионный орган не предоставлялись.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду отсутствия оснований для осуществления перерасчета страховой пенсии по старости с более раннего срока.
Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными. При этом суд правильно руководствовался подлежащими применению нормами материального права, регулирующими спорные отношения.
С 01 января 2015 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 01 января 2002 г. до 01 января 2015 г. размер пенсии исчислялся в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу статьи 11 пункта 6 статьи 11 ФЗ N 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, а также были закреплены в пункте 27 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N555.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 6 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и закреплены в пункте 34 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 декабря 2014 г. N 1015.
Оценка пенсионных прав лиц, получающих пенсии в соответствии с действующим в период назначения пенсии по старости пенсионным законодательством, производилась органами пенсионного обеспечения по документам, имеющимся в пенсионном деле пенсионера.
Как установлено судом, истец приобрела пенсионные права в связи с получением пенсии по старости с 2008 года, то есть в период действия Федерального закона N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При обращении в 2008 году в пенсионный орган за назначением пенсии по старости Тараканова Л.А. документ, подтверждающий факт ее ухода за инвалидом "данные изъяты" группы в период с 16 сентября 2002 г. по 20 января 2007 г. не представляла.
Заявление о перерасчете страховой пенсии по старости с учетом периодов ухода за инвалидом "данные изъяты" группы поступило в пенсионный орган лишь 21 апреля 2016 г.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 указанной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Таким образом, согласно приведенным правовым нормам, перерасчет пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления пенсионера, к которому прилагаются необходимые документы.
Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением.
На основании действующего пенсионного законодательства решениями вышеуказанных пенсионных органов, находящихся по предыдущему и настоящему месту жительства Таракановой Л.А., период ухода за инвалидом "данные изъяты" группы включен в страховой стаж истца и произведен перерасчет размера страховой пенсии с 01 мая 2016 г.
Исходя из изложенного, правильным является суждение суда первой инстанции о том, что поскольку до 21 апреля 2016 г. истец не обращалась в пенсионный орган с соответствующим заявлением, пенсионный орган не вправе осуществить перерасчет ее страховой пенсии по старости в сторону увеличения с более раннего периода времени.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку пенсионное законодательство предусматривает заявительный порядок назначения и перерасчета пенсии по старости. Истцом же в ходе рассмотрения не было представлено доказательств, свидетельствующих о ее обращении до 21 апреля 2016 г. с заявлением о перерасчета страховой (трудовой) пенсии по старости.
В целом доводы апелляционной жалобы истца по существу сводятся к выражению несогласия с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были обоснованно отклонены.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда постановленным при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с учетом доказанности этих обстоятельств, при правильном применении норм материального и процессуального права. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 06 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Таракановой Л.А. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Т.А. Елина
Н.П. Ерина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.