Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 10 ноября 2016 г. по делу N 33а-1711/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Попова В.В., Масенина П.Е.
при секретаре Попове В.А., с участием представителя административного истца Шевякова ФИО9. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя войсковой части N Новохацкого ФИО10 на решение Московского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым частично удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N майора запаса Каптилина ФИО11 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с невключением в список очередников, нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е., объяснения представителя административного истца, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Каптилин в период прохождения военной службы в войсковой части N, дислоцировавшейся в г. Тула, был обеспечен на состав семьи из 2 человек жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", общей площадью 30,5 кв.м. и жилой - 18 кв. м., где был постоянно зарегистрирован с 25 июля 1999 г.
В связи с рождением в феврале 1992 года дочери административный истец с составом семьи из 3 человек с 18 мая того же года был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В 2000 году в связи с признанием негодным к военной службе Каптилин зачислен в распоряжение командира войсковой части N до обеспечения жилым помещением.
В связи с расторжением в марте 2001 года брака административный истец в апреле того же года снялся с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, оставив ранее предоставленное ему жилое помещение бывшей супруге и дочери.
Решением жилищной комиссии войсковой части N, оформленным протоколом заседания от 29 декабря 2001 г. N, определен состав семьи Каптилина для обеспечения жилым помещением в количестве двух человек (он и его новая супруга), а вопросы о включении на жилищный учет сына новой супруги административного истца и определении даты постановки на этот учет оставлены до принятия судом решения о невозможности раздела ранее полученной квартиры, оставленной первой жене, и получения разрешения ГКВВ МВД России об оставлении Каптилина в связи с этим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (согласно директиве N ГКВВ МВД России).
Решением Советского районного суда г. Тулы от 20 марта 2002 г. административному истцу, непроживающему и незарегистрированному по адресу: "адрес", отказано в разделе финансового лицевого счета этой квартиры.
Приказом командира войсковой части N от 23 ноября 2006 г. N л/с Каптилин уволен с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, а приказом того же должностного лица от 23 ноября 2006 г. N с/ч исключен из списков личного состава войсковой части N с 13 февраля 2007 года.
В связи с предстоящим расформированием войсковой части N жилищное дело административного истца на основании решения жилищной комиссии войсковой части N от 13 декабря 2006 г. передано в войсковую часть N.
В апреле 2008 года административный истец получил государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в Московской области, который им не был реализован, в связи с чем был погашен.
Решением Московского гарнизонного военного суда от 13 марта 2014 г., Каптилину отказано в удовлетворении заявления об оспаривании бездействия главнокомандующего внутренними войсками МВД России, командующего войсками Центрального регионального командования внутренних войск МВД России, а также командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанного с непринятием мер по постановке его на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
В обоснование данного решения суд первой инстанции указал, что после прибытия к новому месту службы в войсковую часть N Каптилин с рапортом о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений не обращался и в настоящее время он в списке военнослужащих войсковой части N, нуждающихся в получении жилых помещений, не состоит, а поскольку право военнослужащего на обеспечение жильем носит заявительный характер, то действиями должностных лиц прав Каптилина не нарушено.
Оставляя указанное решение гарнизонного военного суда без изменения, а апелляционную жалобу Каптилина без удовлетворения, Московский окружной суд в апелляционном определении от 17 июля 2014 г. с выводами гарнизонного военного суда согласился, указав при этом, что 15 октября 2015 г. административный истец обратился в адрес командования войсковой части N с заявлением, в котором просил разрешить вопрос об осуществлении учета его в качестве нуждающегося в жилом помещении с даты его первичной постановки на жилищный учет, а именно - с 18 мая 1992 г.
Поскольку указанное заявление в нарушение действующего законодательства рассмотрено командиром, а не жилищной комиссией войсковой части N, Московский гарнизонный военный суд, восстанавливая нарушенное право Каптилина, своим решением от 2 марта 2016 г. возложил на командира и жилищную комиссию войсковой части N обязанность по рассмотрению этого заявления в порядке, установленном действующим законодательством.
Во исполнение этого решения военного суда, вступившего в законную силу, жилищная комиссия войсковой части N рассмотрела вышеуказанное заявление административного истца от 15 октября 2015 г. и решением, оформленным протоколом заседания от 23 апреля 2016 г. N, отказала в его удовлетворении по причине непоступления рапорта (заявления) Каптилина с приложением документов, необходимых для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также наличия решения Московского гарнизонного военного суда от 13 марта 2014 г., которым вопрос о постановке административного истца на жилищный учет уже был разрешениему отказано в восстановлении в списках военнослужащих войсковой части N, нуждающихся в жилых помещениях.
Полагая свои права нарушенными, Каптилин обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным это решение жилищной комиссии, обязать его отменить и принять решение об осуществлении учета его в качестве нуждающегося в жилом помещении и осуществить такой учет, включив его в список очередников войсковой части N на получение жилых помещений с даты признания его нуждающимся в жилом помещении жилищной комиссией войсковой части N.
Гарнизонный военный суд заявление Каптилина удовлетворил частично.
Суд признал вышеуказанное решение незаконным, обязал командира и жилищную комиссию войсковой части N отменить это решение и рассмотреть вопрос о включении Каптилина в список очередников данной воинской части на получение жилых помещений с даты признания его нуждающимся в жилом помещении в войсковой части N.
Кроме того, суд взыскал в пользу административного истца судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
В удовлетворении требования о возложении на командира и жилищную комиссию войсковой части N обязанности по принятию решения об осуществлении учета его в качестве нуждающегося в жилом помещении и осуществлению такого учета путем включения его в список очередников войсковой части N на получение жилых помещений с даты признания его нуждающимся в жилом помещении жилищной комиссией войсковой части N гарнизонный военный суд Каптилину отказал.
В апелляционной жалобе представитель должностного лица, выражая несогласие с принятым судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что на момент рассмотрения жилищной комиссией воинской части заявления Каптилина от 15 октября 2015 г. о разрешении вопроса об осуществлении учета его в качестве нуждающегося в жилом помещении, заявление для постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания с приложенными необходимыми документами от него не поступало.
Отмечает, что вопрос постановки административного истца на жилищный учет уже разрешался при принятии решения Московского гарнизонного военного суда от 13 марта 2014 г., которым в удовлетворении заявления ему отказано.
Ссылаясь на п. 22 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД России от 12 февраля 2010 г. N 75 считает, что именно военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, а поскольку Каптилин не является таковым, то и не может быть включен в список очередников войсковой части N.
В заключение, приведя положения п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), акцентирует внимание на том, что Каптилин в период прохождения военной службы в войсковой части N уже обеспечивался жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", и законные основания для постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В силу абз. 13 п. 1 ст. 15 Закона военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Таким образом, обязанность по сбору документов, необходимых для принятия гражданина на учет, находящихся в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, возлагается на жилищные органы.
Согласно части 2 ст. 54 Жилищного кодекса РФ решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Как видно из материалов дела, отказывая в удовлетворении заявления Каптилина от 15 октября 2015 г. об осуществлении учета его в качестве нуждающегося в жилом помещении с 18 мая 1992 г., жилищная комиссия войсковой части N в качестве оснований такого отказа в оспариваемом решении указала о непоступлении рапорта (заявления) Каптилина с приложением документов, необходимых для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также о наличии решения Московского гарнизонного военного суда от 13 марта 2014 г., которым вопрос о постановке административного истца на жилищный учет уже был разрешениему отказано в восстановлении в списках военнослужащих войсковой части N, нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, несмотря на то, что жилищное дело административного истца уже находится у командования, в оспариваемом решении жилищной комиссии войсковой части N, вопреки приведенным нормам действующего законодательства, не указаны конкретные документы, отсутствие которых делает невозможным рассмотрение заявления административного истца от 15 октября 2015 г. и которые данный жилищный орган не может истребовать самостоятельно, о чем верно указал гарнизонный военный суд.
Кроме того, ссылка в оспариваемом решении жилищной комиссии на решение Московского гарнизонного военного суда от 13 марта 2014 г. является необоснованной, поскольку при вынесении военным судом данного решения основанием отказа в удовлетворении заявления Каптилина об оспаривании бездействия командования и жилищного органа, связанного с непринятием мер по постановке его на учет нуждающихся в получении жилых помещений, являлось, в том числе то, что после прибытия к новому месту службы в войсковую часть N Каптилин с рапортом о принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений не обращался, тогда как 15 октября 2015 г. административный истец обратился в адрес командования войсковой части N с заявлением, в котором просил именно разрешить вопрос об осуществлении учета его в качестве нуждающегося в жилом помещении с 18 мая 1992 г., и вступившим в законную силу решением того же суда от 2 марта 2016 г. на командира и жилищную комиссию войсковой части N возложена обязанность по рассмотрению этого заявления в порядке, установленном действующим законодательством, то есть по существу.
Доводы автора жалобы о том, что Каптилин не является военнослужащим, а также то, что в период прохождения военной службы в войсковой части N он уже обеспечивался жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", и потому законные основания для постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания отсутствуют, являются беспредметными, поскольку указанные обстоятельства жилищной комиссией войсковой части N при принятии оспариваемого решения не исследовались и не были положены в обоснование отказа в удовлетворения его заявления о 15 октября 2015 г., следовательно, не могли являться предметом судебного контроля, о чем верно указал суд первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение жилищной комиссии войсковой части N, оформленное протоколом заседания от 23 апреля 2016 г. N, об отказе в удовлетворении заявления административного истца от 15 октября 2015 г. об осуществлении учета его в качестве нуждающегося в жилом помещении с 18 мая 1992 г. по мотиву непоступления его рапорта (заявления) с приложением документов, необходимых для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также наличия решения Московского гарнизонного военного суда от 13 марта 2014 г., которым вопрос о постановке административного истца на жилищный учет уже был разрешениему отказано в восстановлении в списках военнослужащих войсковой части N, нуждающихся в жилых помещениях, нельзя признать законным, а вывод суда первой инстанции о необходимости отмены этого решения является верным.
При таких данных решение гарнизонного военного суда судебная коллегия признает по существу правильным, в связи с чем апелляционная жалоба представителя должностного лица удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 18 августа 2016 г. по административному исковому заявлению Каптилина ФИО11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командира войсковой части N Новохацкого ФИО10. - без удовлетворения.
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.