Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 17 ноября 2016 г. по делу N 33а-1743/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Тюмина С.Ю.,
судей:
Серазитдинова Э.Т., Масенина П.Е.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе начальника отделения (территориального, г. Нижний Новгород) (далее - отделение) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) на решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 12 сентября 2016 г., которым удовлетворено административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части N старшего сержанта в отставке Елушова ФИО7 об оспаривании решения начальника отделения о снятии административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Масенина П.Е., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Елушов в период прохождения военной службы в закрытом военном городке "адрес" решением жилищной комиссии Саваслейского гарнизона, оформленным протоколом заседания от 22 января 2009 г. N N, был включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, и этим же решением ему на состав семьи 3 человека (он, супруга и сын) было распределено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
После исключения Распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. N 1330-р вышеуказанного военного городка из числа закрытых административному истцу на состав семьи 4 человека решением начальника 2-го отдела (г. Нижний Новгород) ЗРУЖО от 27 сентября 2012 г. N было предоставлено другое служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", где он с супругой и двумя сыновьями постоянно зарегистрирован с 5 октября 2012 г. по настоящее время.
Решением начальника отделения от 24 апреля 2015 г. N Елушов в связи с предстоящим увольнением с военной службы по состоянию здоровья был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Приказом командира войсковой части N от 19 июня 2015 г. N административный истец уволен с военной службы по указанному основанию с указанием в данном приказе об оставлении его в списках очередников на получение жилых помещений, а приказом того же должностного лица от 24 ноября 2015 г. N исключен из списков личного состава войсковой части N с 21 декабря того же года.
Однако решением начальника отделения от 16 марта 2016 г. N Елушов снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой им оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма; выявления неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющих принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет, выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В обоснование указанного решения, ссылаясь на предоставленные войсковой частью N данные, в том числе о том, что административный истец в период с 26 июня 2000 г. по 1 октября 2012 г. был зарегистрирован по адресу: "адрес", общей площадью 71,8 кв.м., то есть в жилом помещении, принадлежащем его отцу на праве собственности; супруга административного истца и их сын ФИО9, 2004 г.р., в период с 16 августа 2007 г., а их сын ФИО10, 2009 г.р., с 29 декабря 2009 г. по 1 октября 2012 г., - по адресу: "адрес", общей площадью 50,32 кв.м., в жилом помещении, принадлежащем тёте супруги административного истца; и с 5 октября 2012 г. по настоящее время Елушов с супругой и детьми зарегистрирован по адресу: "адрес", то есть в предоставленном ему на период военной службы служебном жилом помещении, а также на полученные из Росреестра сведения, указано о том, что в собственности у супруги административного истца находилось:
- в период с 24 сентября по 29 октября 2002 г. жилое помещение по адресу: "адрес", (0,25 доли от общей площади 59,2 кв.м.);
- в период с 7 декабря 2007 г. по 23 мая 2008 г. жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 57 кв.м.;
- в период с 24 сентября 1999 г. по 28 мая 2010 г. жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 47,9 кв.м.
Кроме того, в решение указано, что Елушов ранее был обеспечен жилым помещением по адресу: "адрес", общей площадью 65 кв.м., предоставленным его отцу на состав семьи 4 человека по линии Министерства обороны России для постоянного проживания.
В решении начальник отделения пришел к выводу, что неуказание вышеуказанных жилых помещений в Сведениях о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащим на праве собственности военнослужащему и членам его семьи, повлекло необоснованное принятие решения о постановке административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях по линии Минобороны.
В заключении в решении указано о непредоставлении Елушовым сведений, отражающих, что уровень обеспеченности военнослужащего и членов его семьи по состоянию на 24 апреля 2015 г. составлял менее учетной нормы, установленной на одного человека, как по месту прохождения военной службы, так и по избранному месту жительства, а также документов о необеспеченности военнослужащего и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания по линии Минобороны России.
Полагая свои права нарушенными, Елушов обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника отделения от 16 марта 2016 г. о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, обязать его отменить и рассмотреть вопрос о восстановлении его с членами семьи на данном учете.
Гарнизонный военный суд заявление Елушова удовлетворил.
В апелляционной жалобе начальник отделения, выражая несогласие с принятым судебным постановлением, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, а также не применен закон, подлежащий применению, а именно - ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений (далее - Инструкция), утвержденная приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280, а также Жилищный кодекс РФ.
Считает, что гарнизонный военный суд пришел к ошибочному выводу о том, что снятие административного истца и членов его семьи с регистрационного учета и регистрация по адресу проживания в служебном жилом помещении не относится к действиям, связанным с намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку данные жилые помещения не принадлежали им на правах собственности, в данных жилых помещениях они не проживали с 2009 года.
Полагает, что действия административного истца и членов его семьи, связанные со снятием с регистрационного учета из жилых помещений, где они были зарегистрированы в качестве членов семьи собственников этих жилых помещений, являются добровольными, а сведения, свидетельствующие о том, что эти действия не являются намеренными в целях принятия на учет, не предоставлены.
Таким образом, по мнению автора жалобы, указанные действия относятся к одной из форм злоупотребления правом, которое в силу п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не подлежат судебной защите.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В силу абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона административный истец, как военнослужащий, обеспечиваемый на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, достигший общей продолжительности военной службы более 10 лет, подлежащий увольнению с военной службы по состоянию здоровья, решением начальника отделения от 24 апреля 2015 г. N признан нуждающимся в жилых помещениях, в связи с чем приобрел право на предоставление ему жилищной субсидия или жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по его выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с этой же статьей Закона жилые помещения предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Такие же основания для признания нуждающимися в жилых помещениях определены и для совместно проживающих с военнослужащими членов их семей.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Как видно из материалов дела, ни административный истец, ни совместно проживающие с ним члены его семьи таковыми не являются, то есть жилыми помещениями не обеспечены.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Вместе тем согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Так, ст. 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как видно из материалов дела, несмотря на принятое ранее начальником отделения решение от 24 апреля 2015 г. о принятии Елушова в связи с предстоящим увольнением с военной службы по состоянию здоровья на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, решением того же должностного лица от 16 марта 2016 г. административный истец был снят с указанного учета.
В силу ч. 2 ст. 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
- подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
- утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
- их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
- предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
- выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Как видно из материалов дела, принимая решение о снятии Елушова с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в качестве оснований такого снятия начальник отделения указал о непредоставлении Елушовым сведений о жилых помещениях, по адресу которых он и члены его семьи ранее были зарегистрированы в качестве членов семьи собственников этих жилых помещений, а также сведений, отражающих, что уровень обеспеченности военнослужащего и членов его семьи по состоянию на 24 апреля 2015 г. составлял менее учетной нормы, установленной на одного человека, как по месту прохождения военной службы, так и по избранному месту жительства, а также документов о необеспеченности военнослужащего и членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания по линии Минобороны России.
Указанные действия административного истца, по мнению начальника отделения, повлекли необоснованное принятие решения о постановке его на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, в силу ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Таким образом, обязанность по сбору документов, необходимых для принятия гражданина на учет, находящихся в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, возлагается на жилищные органы.
Правильно установив, что указанные в обжалуемом решении начальника отделения жилые помещения, где административный истец и члены его семьи были зарегистрированы в качестве членов семьи собственников этих жилых помещений, не принадлежали им на правах собственности, в данных жилых помещениях они не проживали с 2009 года, действия по снятию с регистрационного учета были вызваны переездом в служебную жилую квартиру по месту прохождения военной службы и в целях соблюдения законодательства, регулирующего правила регистрации по месту жительства, а жилое помещение по адресу: "адрес", предоставлялось отцу административного истца в 2000 году, то есть еще до наступления совершеннолетия последнего и до его поступления на военную службу, в данном жилом помещении он не регистрировался, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Елушов, как военнослужащий ранее не реализовывал самостоятельно свое право на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания.
При этом, учитывая, что с момента совершения сделок по отчуждению жилых помещений, ранее принадлежавших супруге административного истца, прошло более 5 лет, гарнизонный военный суд также пришел к верному выводу о наличии права членов семьи Елушова на нахождение на жилищном учете в качестве членов его семьи.
При таких обстоятельствах решение начальника отделения от 16 марта 2016 г. о снятии административного истца с жилищного учета по вышеприведенным в этом решении мотивам нельзя признать законным, а вывод суда первой инстанции о необходимости отмены этого решения является верным.
Мнение автора жалобы об ошибочности вывода гарнизонного военного суда о том, что снятие административного истца и членов его семьи с регистрационного учета и регистрация по адресу проживания в служебном жилом помещении не относится к действиям, связанным с намеренным ухудшением жилищных условий, является несостоятельным.
Согласно части 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения, к которым относится служебное жилье, предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В силу ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Так, согласно п. 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713, местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, несмотря на наличие у административного истца в период с 26 июня 2000 г. по 1 октября 2012 г. постоянной регистрации по адресу: "адрес", общей площадью 71,8 кв.м., то есть в жилом помещении, принадлежащем его отцу на праве собственности, он, как проходящий военную службу в закрытом военном городке "адрес", решением жилищной комиссии Саваслейского гарнизона, оформленным протоколом заседания от 22 января 2009 г. N N был включен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, и этим же решением ему было распределено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
После исключения Распоряжением Правительства РФ от 15 сентября 2009 г. N 1330-р вышеуказанного военного городка из числа закрытых административному истцу на состав семьи 4 человека решением начальника 2-го отдела (г. Нижний Новгород) ЗРУЖО от 27 сентября 2012 г. N было предоставлено другое служебное жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" "адрес", где он с супругой и двумя сыновьями постоянно зарегистрирован с 5 октября 2012 г. по настоящее время.
В январе 2015 года административный истец признан ограниченно годным к военной службы, в связи с чем, как достигший общей продолжительности военной службы более 10 лет и подлежащий увольнению с военной службы по состоянию здоровья, в силу абз. 12 п. 1 ст. 15 Закона приобрел право на предоставление ему жилищной субсидии или жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
Таким образом, поскольку Елушов в 2012 году не являлся увольняемым с военной службы, то его действия, связанные со снятием с регистрационного учета из квартиры своего отца и регистрацией по адресу проживания в служебном жилом помещении, не были обусловлены намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилого помещения по избранному постоянному месту жительства, а совершены в целях соблюдения требований действующего законодательства, установившего обязательность регистрационного учета по месту жительства, и, следовательно, не относится к действиям, связанным с намеренным ухудшением жилищных условий, о чем правильно указал суд первой инстанции.
В связи с чем, утверждение автора жалобы о том, что указанные действия Елушова относятся к одной из форм злоупотребления правом, которое в силу п. 2 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не подлежат судебной защите, является ошибочным.
При таких данных решение гарнизонного военного суда судебная коллегия признает по существу правильным, в связи с чем апелляционная жалоба представителя должностного лица удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нижегородского гарнизонного военного суда от 12 сентября 2016 г. по заявлению Елушова ФИО7 оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника отделения (территориального, г. Нижний Новгород) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"Подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.