Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Власовой М.Г.,
при секретаре Железном А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело "данные изъяты" по административному исковому заявлению Медуха Г. И. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка
установил:
Медуха Г.И. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030207:80, общей площадью 3929 кв.м., расположенного в "данные изъяты", на основании установления в отношении данного объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Изменив в ходе судебного разбирательства основания административного иска, Медуха Г.И. просит пересмотреть кадастровую стоимость принадлежащего ей земельного участка ввиду недостоверности сведений о нем, использованных при определении кадастровой стоимости данного участка.
Административный истец утверждает, что кадастровая стоимость названного земельного участка определена по состоянию на "данные изъяты" исходя из вида разрешенного использования - "для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки", что не соответствует действительному функциональному назначению земельного участка, предназначенного для размещения индивидуального жилого дома и используемого для этих целей, как в настоящее время, так и на дату его кадастровой оценки.
Административный истец также указывает, что использование при кадастровой оценке недостоверных сведений о земельном участке необоснованно увеличило его кадастровую стоимость, что нарушает ее ( Медуха Г.И.) права плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости данного участка.
Медуха Г.И. просит суд признать недостоверной кадастровую стоимость, принадлежащего ей земельного участка, определенную по состоянию на "данные изъяты", исходя из вида разрешенного использования - "для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки" и возложить обязанность на Министерство имущественных отношений "данные изъяты" обеспечить определение кадастровой стоимости земельного участка, исходя из вида разрешенного использования - "для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки" (л.д. 172-174).
В судебном заседании представитель административного истца - Щепанов Е.В. поддержал требования своего доверителя.
Представитель административного ответчика - Министерства имущественных отношений "данные изъяты" в судебном заседании не возражал против удовлетворения измененного административного искового заявления, полагая его обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку суд своих представителей.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу положений 388, 391 Налогового кодекса РФ физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющимся налоговым периодом.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, установление кадастровой стоимости земельного участка на основании недостоверных сведений о нем, влекущее необоснованное увеличение такой стоимости, очевидно затрагивает права и обязанности собственника земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением Правительства Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты" утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно которым государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п.4).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты" "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", к недостоверным сведениям об объекте оценки относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных о данном объекте, на основании которых определялась его кадастровая стоимость, в том числе, неправильное определение оценщиком разрешенного использования земельного участка.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030207:80, общей площадью 3929 кв.м, расположенного по адресу: "данные изъяты", 27 км "данные изъяты", в районе д/о "Озера", уч. 70, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок (л.д. 6). Из свидетельства о регистрации права на земельный участок также усматривается, что категория земель, к которой относится данный земельный участок - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов жилищного строительства и строительства многофункциональных сооружений культурно-делового, спортивного и социального назначения с объектами общественного питания и инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства экологии и природопользования "данные изъяты" "данные изъяты"-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов "данные изъяты"" была, определена по состоянию на "данные изъяты", в том числе, кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего Медуха Г.И.
Из данного распоряжения, а также кадастровой справки усматривается, что кадастровая стоимость земельного участка административного истца рассчитана исходя из вида разрешенного использования -"земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки" и установлена в размере 79 433496,67 рублей (л.д. 7, 8, 195).
Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Виды разрешенного использования определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
На период определения кадастровой стоимости спорного земельного участка административного истца классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден не был.
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от "данные изъяты" ода "данные изъяты" позволяли определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов, предназначенных для жилой застройки, в разрезе видов разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной застройки" (п.1.2.1) и "земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки" (п.1.2.2.). Вид разрешенного использования земельного участка "для размещения объектов жилищного строительства и строительства многофункциональных сооружений культурно-делового, спортивного и социального назначения с объектами общественного питания и инфраструктуры" данными Методическими указаниями не предусмотрен.
Таким образом, вид разрешенного использования, установленный для земельного участка Медуха Г.И. является неопределенным, не позволяющим однозначно отнести данный участок к участку, предназначенному для малоэтажной и индивидуальной жилой застройки либо для среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (п.1.2.2.).
В соответствии с п. 14 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО "данные изъяты")", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от "данные изъяты" "данные изъяты" при определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций, учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательственного значения.
По смыслу данной нормы, оценщик должен принять все возможные меры для правильного определения условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, в том числе и вида его разрешенного использования.
Как следует из материалов дела, спорный земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030207:80, общей площадью 3929 кв.м., расположен в коттеджном поселке "Довиль" и еще "данные изъяты" году администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района "данные изъяты" административному истцу было дано разрешение N RU50511105 - 88 на строительство на данном участке индивидуального жилого дома не более 650 кв.м. и 3-х этажей (л.д. 126, 175, 177). Данный дом был построен, введен в эксплуатацию "данные изъяты" и право не него зарегистрировано за Медуха Г.И. "данные изъяты", что подтверждается свидетельством о регистрации права и кадастровым паспортом дома (л.д. 67 об., 68, 124-125).
Согласно письму администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты", земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030207:80, в соответствии с проектом генерального плана данного муниципального образования, находится в функциональной зоне "Зона застройки индивидуальными жилыми домами" (л.д.160).
Таким образом, судом установлено, что по состоянию на дату кадастровой оценки ( "данные изъяты") в муниципальном образовании городское поселение Одинцово Одинцовского муниципального района "данные изъяты" имелись сведения, позволяющие правильно определить вид разрешенного использования спорного земельного участка как "предназначенный для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки". Однако, в нарушение вышеназванных требований п. 14 ФСО "данные изъяты", данные сведения не были учтены оценщиком, что повлекло неправильное определение кадастровой стоимости земельного участка Медуха Г.И.
Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что при определении кадастровой стоимости земельного участка административного истца были использованы недостоверные сведения, а именно - допущено искажение данных об указанном объекте оценки, выразившиеся в неправильном определении оценщиком вида разрешенного использования земельного участка. Указанное обстоятельство, в свою очередь, повлекло недостоверность сведений о кадастровой стоимости земельного участка, внесенных в государственный кадастр недвижимости, в связи с чем, требование административного истца о признании их таковыми является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от "данные изъяты" N 138-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в действующей редакции) в случае принятия решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, заказчик работ обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Такой порядок установлен приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от "данные изъяты" "данные изъяты". В данном случае заказчик обеспечивает определение кадастровой стоимости объекта недвижимости с использованием достоверных сведений о данном объекте по состоянию на дату проведения оценки (п. 3, 4).
В силу распоряжения Министерства экологии и природопользования "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты"-РМ "О проведении государственном кадастровой оценки земель в "данные изъяты" в 2013 году" заказчиком работ по государственной кадастровой оценке земель, проводимой в 2013 году на территории "данные изъяты", являлось Министерство экологии и природопользования "данные изъяты".
Однако постановлением "данные изъяты" от "данные изъяты" "данные изъяты" полномочия Министерства экологии и природопользования "данные изъяты" по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и осуществление полномочий заказчика работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости переданы Министерству имущественных отношений "данные изъяты".
При таких обстоятельствах требование Медуха Г.П. о возложении обязанности обеспечения определения кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка на основании достоверных сведений о виде его разрешенного использования на Министерство имущественных отношений "данные изъяты" также является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Медуха Г. И. удовлетворить.
Признать недостоверными внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030207:80, общей площадью 3929 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: "данные изъяты", 27 км, "данные изъяты", в районе д/о "Озера", уч. 70, в размере 79 433 496,67 рублей, определенную по состоянию на "данные изъяты" исходя из вида разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения домов среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки".
Возложить обязанность на Министерство имущественных отношений "данные изъяты" обеспечить определение по состоянию на "данные изъяты" кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030207:80, общей площадью 3929 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: "данные изъяты", 27 км, "данные изъяты", в районе д/о "Озера", уч. 70, исходя из вида разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки"
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Власова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.