Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Идрисовой А.В., Троценко Ю.Ю.,
при участи прокурора Замалетдиновой Л.И.,
при секретаре Мамаюсуповой Н.М.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора адрес Республики Башкортостан в интересах ВЛГ к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о понуждении к обеспечению жилым помещением по апелляционной жалобе администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан на решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Науширбановой З.А., выслушав объяснения прокурора ВЛГ, судебная коллегия
установила:
адрес Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах ВЛГ, дата года рождения, к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о понуждении к обеспечению жилым помещением
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой адрес Республики Башкортостан по обращению ВЛГ проведена проверка исполнения жилищного законодательства. Установлено, что постановлением главы администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата N ... в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, со статьей 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ВЛГ, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и поставлен на учет как нуждающийся в жилом помещении. ВЛГ относится к указанной категории граждан, имеющих право на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку его мать - ВЛГ умерла дата, отец ВЛГ умер дата. Согласно статье 1 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище. Исходя из положений пункта 1 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, после окончания пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В соответствии с пунктом 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от дата N ... "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных органов наделены государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Как следует из положений статьи 8 Закона Республики Башкортостан от дата N ... -з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не имеющие закрепленного жилого помещения, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применению к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Решением Совета муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Согласно уведомлению Росреестра ВЛГ в собственности жилого помещения не имеет, дата ему исполнилось 18 лет, однако, до настоящего времени жильем он не обеспечен.
Истец просил суд, обязать ответчиков предоставить ВЛГ благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан постановлено:
иск прокурора адрес Республики Башкортостан в интересах ВЛГ к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о понуждении к обеспечению жилым помещением, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить ВЛГ, дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории муниципального района адрес Республики Башкортостан, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья в размере не менее 14 квадратных метров и заключить с ВЛГ договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
В апелляционной жалобе представителя администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда, и об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, по тем основаниям, что ВЛГ в администрацию адрес Республики Башкортостан с заявлением в письменной форме не обращался. Полный перечень, предусмотренный законодательством, документов не предоставил. Считают, что требование Прокурора обязать администрацию муниципального района адрес предоставить ВЛГ жилое помещение из специализированного фонда в нарушении установленного законодательством порядка предоставления жилых помещений, является требование на внеочередное предоставления жилья. В связи с тем, что в списках на предоставления жилого помещения стоят и другие дети-сироты, подавшие письменные заявления (согласно Порядка), то удовлетворение исковых требований о понуждении Администрации муниципального района адрес РБ приведет к ограничению прав других детей сирот, то есть ВЛГ получит внеочередное право на получения жилья перед другими детьми-сиротами. Кроме того, судом не рассматривалась сама возможность предоставить жилое помещение в связи с отсутствием специализированного фонда, а так же не привлечено лицо осуществляющее финансирование органов местного самоуправления на приобретение жилых помещений для детей сирот.
Проверив материалы дела, решение суда по правилам апелляционного производства (ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса РФ), выслушав заключение прокурора ВЛГ о законности решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного решения.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным нравам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с пунктом 3 ст.8 указанного Федерального закона выпускникам образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации.
По правилам статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившей в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Пунктом 9 названной статьи установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что обязанность обеспечения Ковалева С.И. жилым помещением должна быть возложена на администрацию муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан, поскольку пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з (в редакции Закона РБ от 04.12.2012 N 609-з) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, ВЛГ родился дата. Отец истца - ВЛГ умер дата, что подтверждается свидетельством о смерти N ... N ... Мать истца - ВЛГ умерла дата, что подтверждается свидетельством о смерти III-АР N ...
Постановлением администрации адрес Республики Башкортостан N ... от дата за несовершеннолетним ВЛГ закреплен дом по адресу адрес, р. адрес квартира, принадлежащая бабушке ВЛГ по адресу р. адрес1. Заключением Межведомственной комиссии администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан N ... от дата указанное жилое помещение признано непригодным для дальнейшего проживания.
Постановлением администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан N ... от дата ВЛГ принят на учет для получения жилья.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по РБ N ... от дата отсутствуют сведения о зарегистрированных правах ВЛГ на недвижимое имущество.
Вместе с тем, ВЛГ не обеспечен жилой площадью, до настоящего времени администрацией муниципального района адрес Республики Башкортостан не предоставлено благоустроенное жилое помещение. Тем самым нарушены жилищные права ВЛГ, который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу, что ВЛГ право на получение жилого помещения не было реализовано, он имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда о полном удовлетворении требований прокурора, и возложении обязанности на администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан по предоставлению ВЛГ благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма сроком на 5 лет, поскольку нарушены его жилищные права. ВЛГ, относится к лицам, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут быть положены в основу отмены решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не содержащими оснований для его отмены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан без удовлетворения.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Идрисова А.В.
Троценко Ю.Ю.
Справка: судья Газимуллина Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.