Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Подгорной Е.П.
судей
Петровой Ю.Ю., Сухаревой С.И.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N ... по апелляционной жалобе Коршунова на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску Коршунова к Комитету по строительству Правительства Санкт-Петербурга о признании не совершавшим нарушения трудовой дисциплины, отмене решения о наложении дисциплинарного взыскания, обязании внести изменения в распоряжение о выплате ежемесячных надбавок за ноябрь и декабрь 2015 года и премии по итогам работы за 2015 год, взыскании компенсации морального вреда,
Заслушав доклад судьи Подгорной Е.П., объяснения истца Коршунова, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда.
УСТАНОВИЛА:
Истец Коршунов обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Комитету по строительству Правительства Санкт-Петербурга, просил о признании не совершавшим нарушения трудовой дисциплины выразившимся в несвоевременной отработке сообщений и обращений граждан на портале "Наш Санкт-Петербург", отмене решения о наложении дисциплинарного взыскания в виде лишения премии за ноябрь 2015 года и части премии по итогам работы за 2015 года, обязании внести изменения в распоряжение о выплате ежемесячных надбавок за ноябрь и декабрь 2015 и премии по итогам работы за 2015 года о выплате премии в полном размере, предусмотренном приказом Комитета по строительству N 433-к от 05 октября 2005 года, за ноябрь 50% от должностного оклада, за декабрь 50% от должностного оклада, по итогам работы за 2015 год в размере 3 должностных окладов " ... " рублей, взыскании компенсации морального вреда " ... " рублей.
В обосновании исковых требований истец указывает на то, что он состоит на государственной гражданской службе Санкт-Петербурга, в адрес вице-губернатора было сообщено о проведении проверки в отношении лиц, допустивших нарушение сроков подготовки ответов на обращения граждан, поступающих на портал "Наш Санкт-Петербург", где он был назван исполнителем, однако в списке лиц, ответственных за подготовку ответов его фамилии нет; установленный порядок наложения дисциплинарного взыскания соблюден не был, служебная проверка не проводилась, объяснения у него не получали. В результате служебной проверки комиссия не установилафакта нарушения им трудовой дисциплины и совершения дисциплинарного проступка, комиссия предложила не применять к нему дисциплинарного взыскания, однако изменения в приказ о выплате ежемесячной надбавки за ноябрь и декабрь 2015 года и итогам работы за 2015 год внесены не были
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении исковых требований Коршунову отказано.
В апелляционной жалобе истец Коршунов просит решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме, поскольку данное решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции ответчик не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, что подтверждается отчетом от 03 ноября 2016 года о его извещении посредством факсимильной связи, ходатайства об отложении слушания дела в суд апелляционной инстанции не поступали, доказательства уважительности причин неявки суду не представлены. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходил из того, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку дисциплинарное взыскание к истцу не применялось, а ежемесячное денежное поощрение за ноябрь - декабрь 2015 года и премия по итогам работы за 2015 год были назначены истцу работодателем, в то время как их выплата и определение размера относятся к правам, а не к обязанностям работодателя.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда правильными, постановленными в соответствии с нормами материального и процессуального права, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственный гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Коршунов занимает должность государственного гражданского служащего Санкт-Петербурга - "название должности" Управления капитального строительства и ремонта Комитета по строительству на основании служебного контракта от 08 июля 2013 года N ... (л.д. N ... ).
Приказом Комитета по строительству N 433-к от 05 октября 2005 года (л.д. N ... ) утверждено Положение о денежном содержании государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга (л.д. N ... ).
Пунктом 6.4. указанного Положения предусмотрено, что надбавка за особые условия гражданкой службы устанавливается в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно разделу 9 Положения о денежном содержании - о ежемесячном денежном поощрении, последнее устанавливается в соответствии с пп. 5 п. 5 ст. 50 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по решению председателя Комитета либо лица его замещающего. При определении размера ежемесячного поощрения учитываются: отношение гражданского служащего к выполнению должностных обязанностей, своевременность и качество выполняемой работы, поручений и заданий; личный вклад в выполнение структурным подразделением возложенных на него задач и функций; высокие достижения в труде, эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности (п. 9.2). Размер ежемесячного денежного поощрения устанавливается председателем Комитета по строительству, в процентах от должностного оклада (п. 9.3.). Предложения о выплате ежемесячного денежного поощрения оформляются в виде служебных записок в порядке, предусмотренном п. п. 6.4.1. Положения (служебная записка служащим структурных подразделений подписывается руководителем структурного подразделения, согласовывается с заместителем председателя, осуществляющим непосредственную координацию и контроль работы данного структурного подразделения, утверждается председателем Комитета (л.д. N ... ).
Приказом от 30 сентября 2015 года N 610-к об установлении надбавок за особые условия государственной гражданской службы на 4 квартал 2015 года (л.д. N ... ), истцу в соответствии со служебной запиской от 30 сентября 2015 года установлена надбавка в размере 50% от должностного оклада - в максимальном размере по данным записки (л.д. N ... ).
Служебными записками, являющимися приложениями к приказам от 30 ноября 2015 года N 706-к (л.д. N ... ) и от 30 декабря 2015 года N 765-к (л.д. N ... ) об установлении надбавок за ноябрь и декабрь 2015 года истцу установлено денежное поощрение 10% от должностного оклада за ноябрь 2015 года и 25% за декабрь 2015 года.
Приказом от 16 декабря 2015 года N 336 о выплате премии по итогам работы за 2015 год в размере не более 300% от должностного оклада истцу назначена премия " ... " рублей на основании служебной записки об установлении премии в размере 100% от должностного оклада (л.д. N ... ).
Как следует из представленных материалов служебной проверки в отношении истца (л.д. N ... ), она проводилась в период с 25 декабря 2015 года по 24 января 2016 года, комиссия по проведению служебной проверки в заключении от 21 января 2016 года не установилафакта совершения истцом дисциплинарного проступка, и предложила не применять к Коршунову дисциплинарное взыскание, председатель Комитета с выводами комиссии согласился 22 января 2016 года (л.д. N ... ).
При таких данных, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в части признания истца не совершавшим факта нарушения трудовой дисциплины и отмены решения о наложении дисциплинарного взыскания, правильно указав в обжалуемом решении, что поскольку дисциплинарное взыскание к истцу не применялось, то и отсутствует предмет спора.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно отклонил доводы истца о необоснованном, по его мнению, снижении ответчиком размера выплат за ноябрь-декабрь 2015, а также премии по итогам работы за 2015 год в связи с проведенной проверкой как не соответствующие, установленным по делу обстоятельствам, поскольку проверка в отношении истца проведена после издания приказов о выплатах и не могла являться основанием для их издания.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, руководствуясь нормами Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Закона Санкт-Петербурга от 01 июля 2005 года N 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга", Положением о денежном содержании государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, утвержденным Приказом Комитета по строительству N 433-к от 05 октября 2005 года, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных исковых требований и об отказе в их удовлетворении в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Довод апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда о том, что премии и поощрения не могут назначаться и выплачиваться на усмотрение работодателя, с уменьшением размера премии, поскольку премия является составляющей заработной платы, отклоняется судебной коллегией как основанный на неправильном толковании норм действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 191 ТК Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Статьей 50 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам частью 5 статьи 50 Федерального закона отнесены: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
По условиям статьи 11 Закона Санкт-Петербурга от 01 июля 2005 года N 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" оплата профессиональной служебной деятельности гражданского служащего Санкт-Петербурга производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего Санкт-Петербурга состоит из месячного оклада гражданского служащего Санкт-Петербурга в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего Санкт-Петербурга в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего Санкт-Петербурга (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам согласно части 4 названной статьи относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; 7) материальная помощь.
Согласно статье 73 Федерального закона Российской Федерации от "дата" N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным : гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Статья 50 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статья 11 Закона Санкт-Петербурга от 01 июля 2005 года N 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" устанавливают перечень выплат, из которых может складываться денежное содержание государственного гражданского служащего. При этом пункт 2 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и пункт 2 статьи 11 Закона Санкт-Петербурга разграничивают должностной оклад, оклад за классный чин государственного гражданского служащего и иные, дополнительные выплаты государственному гражданскому служащему.
В соответствии с пп. 5 п. 4 Закона Санкт-Петербурга от 01 июля 2005 года N 399-39 "О государственной гражданской службе Санкт-Петербурга" в число дополнительных выплат входит ежемесячное денежное поощрение, призванное стимулировать профессиональное исполнение государственными гражданскими служащими возложенных на них обязанностей
Порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения установлен приказом Комитета по строительству N 433-к от 05 октября 2005 года "О денежном содержании государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в Комитете по строительству".
Согласно разделу 9 Приказа N 433-к государственным гражданским служащим в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" по решению председателя Комитета по строительству, либо лица его замещающего, устанавливается ежемесячное денежное поощрение. Размер ежемесячного денежного поощрения устанавливается председателем Комитета пo строительству либо лицом его замещающим в процентах от должностного оклада. Предложения выплате ежемесячного денежного поощрения оформляются в виде служебных записок в порядке, предусмотренном пунктом 6.4 Приказа N 433-к.
При определении размера ежемесячного денежного поощрения в Комитете по строительству учитываются следующие критерии, установленные в пункте 9.2 Приказа N 433-к: отношение гражданского служащего к выполнению своих должностных обязанностей; своевременность и качество выполняемой работы, поручений и заданий; личный вклад гражданского служащего выполнение структурным подразделением возложенных на него задач и функций; высокие достижения в труде, эффективность и результативность профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Согласно Приказу Комитета по строительству от 16 декабря 2015 года N 336 "О выплате премии грудникам Комитета по строительству" установлен максимальный размер премии по итогам работы за 2015 год в размере не более 300% от должностного оклада. Порядок определения размера премии по итогам работы за календарный год идентичен порядку определения размера ежемесячного денежного поощрения. Размер премии в отношении сотрудников Комитета строительству определяется индивидуально на основании служебной записки руководителя структурного подразделения.
Таким образом, определение конкретного размера премии относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей в квартале, за год, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Названный выше Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты не предусматривает обязанность работодателя премировать работников денежными суммами в размере, равном расчетному (максимальному).
Выплата премии в размере меньше расчетного, не свидетельствует о снижении размера премии конкретному работнику и не может расцениваться как ограничение работника в трудовых правах.
При таком положении, на основании приведенных выше правовых норм, представленного в материалы дела Положения о денежном содержании, в их системном толковании, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что поощрения и премия являются выплатами стимулирующего характера, не относящимися к обязательной выплате, предусмотренной системой оплаты труда. Безусловного права служащего на получение премии и поощрения независимо от производственных показателей общества, результатов работы и исполнения служебных обязанностей, нормы законодательства и локальные нормативные акты работодателя не устанавливают.
Ссылки в жалобе на то, что суд формально отнесся к рассмотрению заявленных исковых требований и не рассмотрел все заявленные требования, не влияют на судьбу правильно постановленному судом решения.
Судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения. Выводы суда, положенные в основу обжалуемого решения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов.
Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований о взыскания с ответчика компенсации морального вреда и судебных расходов, которые являются производными от первоначальных требований, не имеется, в связи с чем правомерно не рассматривал указанные исковые требования по существу.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.
Решение суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 198 ГПК РФ полностью соответствует требованиям данной нормы, основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны доводам, заявленным в суде первой инстанции, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Коршунова - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.