Томский областной суд в составе:
председательствующего Простомолотова О.В.,
при секретаре Кравченко А.В.,
с участием прокурора Федько П.С.,
представителя административного истца ООО "Триград" - Райх О.П., действующей на основании доверенности от 30 мая 2016 года сроком действия три года,
представителей административного ответчика - Думы г. Томска Савенковой Е.А., действующей на основании доверенности N 06 от 7.09.2016 сроком действия 1 год,
представителя заинтересованного лица - администрации г. Томска Егоровой А.В., действующей на основании доверенности N 883 от 16.02.2016 сроком действия 1 год,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске административное дело N 3а-102/2016 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Триград" к Думе г. Томска о признании недействующими в части нормативных правовых актов: ст. 31 правил Землепользования и застройки муниципального образования г. Томск, Карты градостроительного зонирования территории г. Томска, утвержденной решением Думы г. Томска N 687 от 27.11.2007, и Генерального плана муниципального образования г. Томск в части "Основного чертежа Функционального зонирования" (листы 1.1, 1.8), утвержденного решением Думы г. Томска N 687 от 27.11.2007 в действующей редакции,
установил:
решением IV сессии 21 созыва Томского городского Совета народных депутатов от 21.05.1992, утвержден "Генеральный план муниципального образования "Город Томск".
Решением Думы г. Томска N 687 от 27.11.2007 утверждена корректировка Генерального плана муниципального образования "Город Томск", утвержденного решением IV сессии 21 созыва Томского городского Совета народных депутатов от 21.05.1992, которым утвержден в том числе "Основной чертеж Функциональное зонирование" (приложение N 1).
Решением Думы г. Томска N 687 от 27.11.2007 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", в том числе "Карта градостроительного зонирования территории г. Томска" (приложение N 2), которым в отношении части земельного участка с кадастровым номером /__/ установлена территориальная зона общественно-жилого назначения (далее - ОЖ), а в отношении части земельного участка не установлена ни одна из предусмотренных территориальных зон.
Решением Думы г. Томска от 1.07.2014 N 1049 в Генеральный план муниципального образования "Город. Томск" внесены изменения, в том числе в "Основной чертеж Функциональное зонирование", (листы 1.1, 1.8), которым в отношении части земельного участка с кадастровым номером /__/ установлено две функциональные зоны общественно-жилой и инженерной и транспортной инфраструктуры.
Указанные акты опубликованы в сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск" (выпуск 49.1\2007, N 26\2008, N 28.7\2014).
На момент рассмотрения дела Генеральный план муниципального образования "Город Томск" "Основной чертеж Функциональное зонирование" действует в редакции решения Думы г. Томска N 229 от 31.05.2016, а Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" действуют в редакции решения Думы г. Томска N 334 от 06.09.2016.
ООО "Триград" обратилось в Томский областной суд с административным исковым заявлением к Думе г. Томска, в котором с учетом уточнения заявленных требований просило признать недействующими: Генеральный план муниципального образования "Город Томск" "Основной чертеж Функциональное зонирование" (листы 1.1 и 1.8) в части установления в границах земельного участка, расположенного по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/ двух функциональных зон общественно-жилой зоны и зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, а также признании недействующей ст. 31 "Карты градостроительного зонирования" в части отнесения земельного участка расположенного по адресу: /__/ с кадастровым номером /__/ частично к территориальной зоне общественно-жилого назначения "ОЖ", частично к территории вне границ территориальных зон.
В обоснование заявленных требований ООО "Триград" указывает, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/. Решением Думы г. Томска N 687 от 27.11.2007 были внесены изменения в Генеральный план и утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", в том числе ст. 31 "Карта градостроительного зонирования муниципального образования "Город Томск", в соответствии с которой часть земельного участка, принадлежащего истцу, оказалась в границах территориальной зоны ОЖ, а часть - вне границ какой-либо территориальной зоны. Подпунктом 2 п.2 решения Думы г. Томска от 1.07.2014 N 1049 "О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" в границах земельного участка было установлено две функциональные зоны: общественно-жилая зона и зона инженерной и транспортной инфраструктуры, а также две территориальные зоны: зона (Т-4) инженерной и транспортной инфраструктуры и зона (ОЖ) общественно-жилого назначения.
Апелляционным определением Томского областного суда от 13.02.2015 частично отменено решение Советского районного суда г. Томска от 17.11.2014 и признан частично недействующим пп. 2 п. 2 решения Думы Города Томска от 01.07.2014 N1049 "О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденные решением Думы Города Томска от 27.11.2007 N687" и Приложение N3.80 к данному решению Думы Города Томска в части установления на земельном участке, расположенном по адресу: /__/, двух территориальных зон: инженерной и транспортной инфраструктуры (Т-4) и зоны общественно-жилого назначения (ОЖ).
С учетом изложенного на момент обращения административного истца в суд земельный участок частично находится в территориальной зоне общественного-жилого назначения, а частично вне границ какой-либо территориальной зоны, а также в двух функциональных зонах: общественно-жилой и инженерной и транспортной инфраструктуры.
Административный истец полагает, что указанные нормативные акты в части установления в границах земельного участка территориальных и функциональных зон противоречат требованиям ч.4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне, ч.2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п.2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п.6.2 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития N 267 от 03.06.2011, устанавливающих требования к установлению границ территориальных зон из которых следует, что в данном случае границы территориальных зон, должны были быть установлены по границам земельного участка.
Также истец полагает, что исходя и приведённых выше требований закона и положений п.2 ч.1 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации об установлении территориальных зон с учетом функциональных зон установление в границах земельного участка двух указанных выше функциональных зон не позволяют установить какую-либо одну из предусмотренных Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" территориальную зону, а следовательно, определить единый градостроительный регламент в отношении земельного участка, что нарушает права истца предусмотренные ст. 35, 36 Конституции Российской Федерации и ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком.
В ходе судебного заседания представитель административного истца Райх О.П. заявленные административные исковые требования поддержала с учетом уточнений исковых требований и, что в силу п. 2 ст. 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон не устанавливаются по границам функциональных зон. В любом случае граница территориальной зоны не может проходить внутри границы земельного участка.
Кроме того, согласно п. 1 параграфа 3.1.5 "Генеральные планы" постановления Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации" на схеме зонирования территорий показываются зоны различного функционального назначения, их границы и виды использования их территорий. Границы зон различного функционального назначения определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ. Установленные границы функциональных зон противоречат указанным требованиям.
Ни один из видов границ, предусмотренных п. 2 ст. 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ни один из видов границ, предусмотренных для функциональных зон, не находится на месте установленной оспариваемыми нормативными актами границы зон. По мнению представителя истца, не имеется никаких оснований считать, что граница установлена по линии магистралей, улиц на основании следующего.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, улицы, проезды относятся к территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Часть земельного участка по /__/, включенная в территорию вне границ территориальных зон и функциональную зону транспортной и инженерной инфраструктуры, не является территорией общего пользования, поскольку в силу п. 12. ст. Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, не подлежат приватизации. Участок же по /__/ сформирован и поставлен на кадастровый учет 15.04.2003, то есть спустя несколько лет после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и на момент формирования участка и предоставления его в частную собственность он не включал в себя территории общего пользования, в том числе улицу, дорогу.
Установление границы функциональной зоны транспортной и инженерной инфраструктур по границе планируемого размещения объекта местного значения - улицы /__/, не подтверждено доказательствами, поскольку постановление мэра г.Томска от 19 июля 1999 г. N 505 "Об утверждении наименований элементов улично-дорожной сети г.Томска" содержит лишь список элементов улично-дорожной сети г.Томска" (Приложение N1), без указания сведений о местоположении и границах этих элементов, тем более не определяет описание и отображение улицы /__/ как объекта местного значения для документов территориального планирования.
В настоящее время граница функциональной зоны установлена внутри границы земельного участка истца не по границе элемента улично-дорожной сети - /__/, а выходя за его пределы.
Кроме того, законодательство не предусматривает возможности установления границы территориальной зоны по вышеуказанным границам.
Полагает, что исходя из требований ст. 7, п. 2, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 1, п. 7 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации оспариваемые нормативные акты нарушают права истца как собственника земельного участка тем обстоятельством, что ограничиваются права собственника отсутствием единого градостроительного регламента для земельного участка, невозможностью его использования в полном объеме в соответствии с его разрешенным использованием, невозможностью изменить самостоятельно вид разрешенного использования земельного участка вопреки положениям п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, создает препятствия истцу в осуществлении им градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке.
Представитель административного ответчика Думы г. Томска Савенкова Е.А. административные исковые требования не признала и пояснила, что ответчик полагает, что оспариваемые решения приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленной процедуры, что подтверждается вступившими в законную силу решениями суда. Решением Думы г. Томска N 687 от 27.11.2027 были утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", ст. 31 которых земельный участок был частично отнесен к территориальной зоне ОЖ, а частично вне границ территориальных зон.
Решением Думы г. Томска N 1049 от 1.07.2014 земельный участок истца был частично отнесен к территориальной зоне ОЖ, а частично к территориальной зоне Т-4.
Апелляционным определением Томского областного суда от 13.02.2015 признано недействующим решение Думы г. Томска N 1049 от 1.07.2014 в части подп. 2 п.2 и приложение 3.80 к указанному решению, содержавшее карту градостроительного зонирования в отношении земельного участка. В связи с изложенным административный ответчик полагает, что в настоящее время в отношении земельного участка истца какие-либо территориальные зоны не установлены.
Установленные решением Думы г. Томска N 1049 от 1.07.2014 в отношении земельного участка функциональные зоны: общественно жилая и зона инженерной и транспортной инфраструктуры, не противоречат требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку он не регламентирует, каким образом должны устанавливаться границы функциональных зон. Более того, установление границ функциональных зон в силу положений ч.12 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Определением Томского областного суда от 29.09.2016 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г. Томска.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Томска Егорова А.В. также возражала против удовлетворения административного искового заявления и пояснила, что территориальное планирование, в том числе в отношении земельного участка истца, соответствует требованиям п.2 ст. 1, ч.3 ст. 9, ч.1 ст. 18, ч.4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку в границах земельного участка установлена в настоящий момент лишь одна территориальная зона ОЖ. Действующий градостроительный кодекс не содержит положений о необходимости принадлежности земельного участка только к одной функциональной зоне.
Функциональная зона инженерной и транспортной инфраструктуры была установлена в границах земельного участка в связи с тем, что часть земельного участка находится на территории планируемого размещения улицы /__/, которая является линейным объектом и в соответствии с постановлением мэра г. Томска N 505 от 19.07.1999 также является элементом улично-дорожной сети г. Томска. В силу положений ч.4 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами действие градостроительного регламента не распространяется. Таким образом, на территории предназначенной для размещения линейного объекта, возможность размещения каких-либо иных объектов не предусмотрена. Граница территориальной зоны ОЖ была установлена по границе линейного объекта улице /__/, а также по границе установленной функциональной общественно-жилой зоны. Существующее территориальное и функциональное зонирование не нарушает права и законные интересы истца, поскольку не препятствует эксплуатации административно-производственного здания, то есть разрешенному использованию земельного участка.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Федько П.С., полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к выводу, что административный иск ООО "Триград" подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе судебного заседания установлено, что ООО "Триград" является собственником земельного участка с кадастровым номером /__/: площадью /__/ кв.м, расположенного по адресу: /__/, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации административно-производственного здания, что подтверждается представленным истцом свидетельством о государственной регистрации права и кадастровым паспортом земельного участка (т.1, л.д.233-235). Кроме того, ООО "Триград" является собственником нежилых помещений, расположенных в здании по адресу: /__/, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т.2 л.д.245-250, т.3 л.д. 1-6). Таким образом, ООО "Триград" является потенциальным субъектом правоотношений, которые регулируются Генеральным планом муниципального образования "Город Томск" и Правилами землепользования и застройки данного муниципального образования, следовательно, в силу ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться в суд с иском об их оспаривании, полагая, что этими актами нарушены его права и законные интересы.
Решением Думы г. Томска N 687 от 27.11.2007 утверждена корректировка Генерального плана муниципального образования "Город Томск" (приложениеN 1), в том числе "Основной чертеж Функциональное зонирование"; утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" (приложение N2), в том числе ст. 31 правил "Карта градостроительного зонирования территории г. Томска".
Решением Думы г. Томска N 1049 от 1.07.2014 внесены изменения в Генеральный план муниципального образования "Город Томск", в том числе в "Основной чертеж Функциональное зонирование" который изложен в новой редакции (листы 1.1-1.10). Глава 5 Генерального плана "Развитие транспортной инфраструктуры" изложена в новой редакции. Внесены изменения в ст. 31 (границы территориальных зон установлены согласно приложениям 3.2-3.103) и ст. 34 (статья дополнена описанием территориальной зоны Т-4) Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск".
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты Думой г. Томска в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством (пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; часть 1 статьи 24, часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации), в установленной уставом муниципального образования форме; правомочным составом Думы и достаточным количеством голосов депутатов Думы. Решение Думы г. Томска от 27.11.2007 N 687 опубликовано 13.12.2007 в "Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск" N 49.1, решение Думы г. Томска от 1.07.2014 N 1049 опубликовано в "Сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск" от 10.07.2014 N 28.7. При подготовке генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" была соблюдена процедура публичных слушаний (часть 11 статьи 24, части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Таким образом, процедура принятия оспариваемых в части правовых актов Думой г. Томска соблюдена.
Указанные обстоятельства подтверждаются вступившим в данной части решением Советского районного суда г. Томска от 17.11.2014 по иску ООО "Триград" к Думе г. Томска об оспаривании решения Думы г. Томска N 1049 от 1.07.20104 (т.2 л.д.160-166), апелляционным определением Томского областного суда от 13.02.2015 (т.1 л.д. 236-240), решением Советского районного суда г. Томска от 02.06.2010 по иску Пучкова И.В. об оспаривании Генерального плана и Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", кассационным определением Томского областного суда от 23.07.2010 (т.2 л.д. 123-137).
Приведенные обстоятельства принятия оспариваемых нормативных правовых актов позволяют сделать вывод об отсутствии нарушений процедуры подготовки и принятия, которые могли бы явиться основанием для признания их недействующими.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых Генерального плана и Правил землепользования и застройки нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Общие положения о документах территориального планирования отражены в статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии) с учетом программ, принятых в установленном порядке и реализуемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, инвестиционных программ субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса и сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее также - информационная система территориального планирования). Подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (части 5, 6 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения.
В соответствии с п.8 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Частью 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: - создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; - создания условий для планировки территорий муниципальных образований; - обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; - создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пунктом 2 ст.30 того же Кодекса определено, что правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п.3 ст.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с п.4 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В силу п.2 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно п.2 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон могут устанавливаться по: 1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; 2) красным линиям; 3) границам земельных участков; 4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований; 5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 6) естественным границам природных объектов; 7) иным границам.
Из положений п.6.2 приказа Минэкономразвития России от 03.06.2011 N 267 "Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства" следует, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне и не должны пересекать границы земельных участков в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таких земельных участках.
Как следует из материалов дела, земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности, был поставлен на кадастровый учет в существующих границах 15.04.2003, то есть до принятия корректировки генерального плана и Правил землепользования и застройки 27.11.2007 и 1.07.2014 (т.1 л.д. 234)
Решением Думы г. Томска N 687 от 27.11.2007 утверждена корректировка Генерального плана муниципального образования "Город Томск", в том числе утверждено функциональное зонирование территории г. Томска вместе с картой зонирования и схема транспортной инфраструктуры (с отображением ее на карте г. Томска) (т.1 л.д. 12, 231-232).
Этим же решением Думы утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", содержащие ст. 31 "Карты градостроительного зонирования", и сама карта Градостроительного зонирования (т.1 л.д. 12, 111, 158, 230).
Согласно фрагментам Основного чертежа Функционального зонирования и карты градостроительного зонирования, решением Думы г. Томска N 687 от 27.11.2007 земельный участок по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/ был частично отнесен к функциональной зоне общественно жилого назначения и частично к территориальной общественно-жилой зоне (ОЖ), частично участок находился вне границ функциональных зон и территориальных зон. При этом границы функциональных и территориальных зон фактически дублировали друг друга (т.3 л.д. 8-9, 30-31).
Указанные обстоятельства подтверждаются также копией градостроительного плана земельного участка (т.2 л.д. 235-244).
Решением Думы г. Томска N 1049 от 1.07.20104 внесены изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", в том числе в "Основной чертеж Функциональное зонирование" и "Карту градостроительного зонирования" муниципального образования "Город Томск"
Из представленных фрагментов основного чертежа и карты градостроительного зонирования следует, что указанным решением Думы г. Томска земельный участок был частично отнесен к функциональной общественно-жилой зоне, частично к функциональной зоне инженерной и транспортной инфраструктур, а также к двум территориальным зонам: зоне общественно жилого назначения (ОЖ) и зоне инженерной и транспортной инфраструктур (Т-4) (т.3 л.д. 32-34, т.4 л.д.16).
В соответствии с апелляционным определением Томского областного суда от 13.02.2015 признан недействующим с момента принятия настоящего апелляционного определения пп. 2 п. 2 решения Думы Города Томска от 01.07.2014 N1049 "О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденные решением Думы Города Томска от 27.11.2007 N687" и Приложение N3.80 к данному решению Думы Города Томска в части установления на земельном участке, расположенном по адресу: /__/, общей площадью /__/ кв.м с кадастровым номером: /__/ двух территориальных зон: инженерной и транспортной инфраструктуры (Т-4) и зоны общественно-жилого назначения (ОЖ).
Довод представителя административного ответчика о том, что с момента вынесения апелляционного определения Томского областного суда от 13.02.2015 в отношении указанного земельного участка не установлены какие-либо территориальные зоны, не основан на исследованных доказательствах.
Согласно апелляционному определению Томского областного суда от 13.02.2015, имеющему по настоящему делу в силу положений ст. 64 Кодекса административного судопроизводства преюдициальное значение, признан не действующим в части лишь подп. 2 п.2 решения Думы Города Томска от 01.07.2014 N1049 "О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденные решением Думы Города Томска от 27.11.2007 N687". Указанный нормативный акт не содержит положение о признании утратившим силу в какой-либо части решения Думы г. Томска N 687 от 27.11.2007.
Решение Думы г. Томска N 687 от 27.11.2007, утвердившее Правила землепользования и застройки и карту градостроительного зонирования (в первоначальной редакции), не действующими судом не признавались.
В ходе судебного заседания судом была истребована информация из Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска относительно территориального и функционального зонирования и фрагменты соответствующих карт в части земельного участка расположенного по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/.
Так, согласно ответу Департамента архитектуры и градостроительства г. Томска от 26.09.2016 на момент рассмотрения дела в соответствии с решением Думы г. Томска N 1049 от 1.07.2014 "О внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" земельный участок расположен в общественно-жилой функциональной зоне, а также частично в зоне инженерной и транспортной инфраструктуры. В соответствии с апелляционным определением Томского областного суда от 13.02.2015 N 33-498/2015 земельный участок расположен в территориальной зоне ОЖ и частично вне границ территориальных зон (т.3 л.д.7-8).
В судебном заседании представители заинтересованного лица не отрицали того обстоятельства, что часть указанного земельного участка, принадлежащего на праве собственности ООО "Триград", находится в территориальной зоне "ОЖ" - зоне общественно-жилого назначения, а частично - вне границ территориальных зон.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в ходе судебного заседания установлено, что земельный участок расположен частично в территориальной зоне ОЖ и частично вне границ территориальных зон.
При таких обстоятельствах, с учетом приведенных выше требований градостроительного и земельного законодательства, имеющего более высшую юридическую силу, суд приходит к выводу о том, что прохождение границы территориальной зоны не по границе земельного участка, а через участок таким образом, что в территориальной зоне оказался не весь земельный участок, а только его часть, противоречит вышеуказанным нормам федерального законодательства (ч.4 ст.30, п.2 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.2 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Довод представителя заинтересованного лица о том, что граница территориальной зоны установлена в соответствии с требованиями ч.2 ст.34 Градостроительного кодекса Российской Федерации - по линии существующей общественно-жилой застройки, суд находит несостоятельным, так как доказательств того, что граница, проходящая через земельный участок заявителя, установлена именно с учетом границ общественно-жилой застройки, либо иных подтвержденных представленными доказательствами обоснованных границ, вопреки требованиям ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не представлено.
Довод представителя Думы г.Томска о том, что субъективное право заявителя не нарушено, является ошибочным.
Пунктом 2 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п.3 ст.85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно п.9 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
В силу п.7 ст.36 Градостроительного кодекса Российской Федерации использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
При этом порядок изменения видов разрешенного использования земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, не определен, в то время как в силу п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласований.
Изложенное, а также представленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что нахождение земельного участка частично в территориальной зоне "ОЖ", а частично - вне территориальной зоны, не только противоречит требованиям приведенных выше нормативных правовых актов, имеющих высшую юридически силу, но и ограничивает права собственника земельного участка.
При этом с учетом того, что на момент принятия оспариваемого нормативного акта земельный участок с указанными границами был поставлен на кадастровый учет, не имеют правового значения момент возникновения права собственности административного истца на земельный участок.
Доводы о преюдициальном значении определения арбитражного суда Томской области от 15.12.2014 и Постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.02.2015 не основаны на законе.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
В тоже время из указанных определений арбитражных судов следует, что ими по существу требования ООО "Триград" о признании недействующими в части Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденных решением Думы г. Томска N 687 от 27.22.2007 не рассматривались, производство по делу было прекращено в связи с тем, что оспариваемая норма утратила силу в связи с принятием ее в новой редакции (т.2 л.д. 173-186).
Оценивая доводы о признании незаконным Генерального плана муниципального образования "Город Томск" "Основной чертеж Функциональное зонирование" в части установления в границах земельного участка, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Нахимова, 13/1, двух функциональных зон, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 5 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, при этом они не изменяют назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся в том числе генеральные планы поселений (пункт 2 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации) При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Таким образом, функциональное зонирование территории является тем элементов территориального планирования, на основании которого устанавливается территориальное зонирование, определяющее градостроительный регламент конкретной территории.
Действующий Градостроительный кодекс Российской Федерации действительно не содержит требований относительно установления границ функциональных зон.
В то же время постановлением Госстроя РФ от 29.10.2002 N 150 утверждена "Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации" (далее Инструкция). В силу положений раздела 1 инструкции требования настоящей Инструкции обязательны для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.
В соответствии с подп. 11 п.3.1.15 Инструкции на схеме зонирования территорий с учетом ограничений на ее использование, указанных в пункте 10, показываются зоны различного функционального назначения, их границы и виды использования. Границы зон различного функционального назначения определяются с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных границ. Определенные в генеральном плане зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон являются основой для разработки правил землепользования и застройки, устанавливающих градостроительные регламенты для каждой территориальной зоны.
Приведенные выше положения инструкции, вопреки доводам административного ответчика и заинтересованного лица, не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации, а следовательно, являются нормативными актами имеющими большую юридическую силу и подлежали применению при разработке Генерального плана и решения о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Город Томск"
Аналогичные требования содержатся в п. 9.8 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244, в соответствии с которыми границы зон различного функционального назначения могут определяться с учетом красных линий, естественных границ природных объектов, границ земельных участков и иных обоснованных границ с учетом градостроительных ограничений.
Генеральный план муниципального образования "Город Томск" в части "Основного чертежа Функционального зонирования" (лист 1.1 и 1.8) приведенным выше требованиям не соответствует.
Как установлено в ходе рассмотрения дела в соответствии с решением Думы г. Томска N 1049 от 1.07.2014 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования "Город Томск" "Основной чертеж Функциональное зонирование" (листы 1.1 1.8) земельный участок по /__/, расположен в общественно-жилой функциональной зоне, а также частично в функциональной зоне инженерной и транспортной инфраструктуры (л.д. 32 т.3).
При этом границы установленных функциональных зон не отвечают ни одному из закрепленных принципов их определения: красных линий, естественных границ природных объектов, границы земельного участка (поставленного на кадастровый учет (15.04.2003) и иных обоснованных границ (л.д. 34 т.3).
Доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что границы функциональных зон установлены по границе существовавшей общественно-жилой застройки и с учетом границы улично-дорожной сети в части размещения /__/, являющейся линейным объектом с учетом постановления мэра г. Томска N 505 от 19.07.1999, являются несостоятельными.
Так, из постановления мэра г. Томска N 505 от 19.07.1999 следует, что данным постановлением утвержден лишь список наименований улично-дорожной сети г. Томска и принадлежащих городу посёлков (приложение 1). Данный акт не содержит, кроме наименования улицы - /__/ (N 674), никаких параметров, позволяющих определить ее как линейный объект, или объект местного значения, тем более установить планируемые границы данного объекта. Кроме того, давая оценку указанному доказательству, суд приходит к выводу, что указанное постановление лишь закрепляет, что улица /__/ (граничащая с земельным участком истца и не являющаяся его частью) входит в список элементов улично-дорожно сети. При этом и сама улица /__/, и улично-дорожная сеть в том виде, в котором перечень ее элементов утвержден представленным постановлением, существовали на момент формирования земельного участка по адресу /__/.
Генеральный план муниципального образования в силу положений ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен содержать карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа, границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В то же время Генеральный план муниципального образования "Город Томск" не содержит описания и данных, позволяющих отнести /__/ к линейным объектам или объектам местного значения.
Доказательств наличия описания границ такого линейного объекта либо объекта местного значения, как ул. /__/, выполненного в соответствии приказом Минрегиона РФ от 30.01.2012 N 19 "Об утверждении требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения", суду не представлено.
Более того, как следует из представленной суду копии постановления администрации г. Томска N 30-з от 19.01.2016 "О разработке проекта планировки и проекта межевания территории Линейного объекта - улицы /__/ от улицы /__/ до улицы /__/", заинтересованным лицом лишь в 2016 году принято решение о подготовке проекта межевания границ указанного линейного объекта (л.д. 243-246 т.1).
Таким образом, довод заинтересованного лица об установлении границ функциональных зон с учетом границ объекта местного значения, линейного объекта - элемента улично-дорожной сети ул. Ф Лыткина противоречит приведенным выше доказательствам.
Оценивая доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что установление в границах земельного участка двух функциональных зон с учетом положений ч.12 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации не нарушает законных прав и интересов истца, суд исходит из следующего.
Согласно Генеральному плану муниципального образования "Город Томск" им предусмотрены следующие функциональные зоны:
- жилые зоны - зона застройки многоэтажными жилыми домами; зона застройки малоэтажными и среднеэтажными жилыми домами; зона застройки индивидуальными жилыми домами; зона застройки малоэтажными жилыми домами в исторических районах; зона застройки жилыми домами переменной этажности в зонах регулирования; зона садоводств и дачных участков;
- общественно-деловые зоны - зона центра города; специальная историческая зона; зона делового, общественного и коммерческого назначения; зона учреждений здравоохранения и социальной защиты; зона объектов среднего и высшего профессионального образования (зона студенческих городков); многофункциональная производственно-деловая зона;
- общественно-жилые зоны - зона общественно-жилого назначения; смешанная жилая и обслуживающая зона в пределах регулярного плана;
- производственные зоны - зона производственно-коммунальных объектов;
- научно-производственные и технико-внедренческие зоны;
- рекреационные зоны - зона городских парков, скверов, бульваров; зона лесопарков и городских лесов, лугопарков, зон отдыха; зона спортивных комплексов и сооружений; зона объектов санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма;
- зоны инженерной и транспортной инфраструктур - зона аэропорта; зона железнодорожного транспорта; зона объектов транспортной инфраструктуры; зона объектов инженерной инфраструктуры;
- зоны специального назначения - зона кладбищ; зона полигонов ТБО, промышленных отходов;
- зоны военных объектов и иные зоны режимных территорий;
- прочие зоны - зона озеленения специального назначения, зона прочих городских территорий;
- зона перспективного градостроительного развития (предусмотрена преимущественно за пределами городских земель для целей резервирования территорий и согласованного развития городских и пригородных земель).
Таким образом, в границах одного земельного участка располагаются зоны для размещения зон общественно-жилого назначения; смешанной жилой и обслуживающей зон в пределах регулярного плана, а также зоны аэропорта; железнодорожного транспорта; объектов транспортной инфраструктуры; объектов инженерной инфраструктуры.
При этом действующая редакция Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск" (ст. 3.1) не предусматривает возможности установления территориальной (в том числе смешанной), зоны соответствующей двум указанным функциональным зонам.
Пояснения представителя заинтересованного лица о возможности внесения в будущем соответствующих изменений в оспариваемые нормативные акты правового значения при оценке их соответствия требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, не имеют.
Таким образом, Генеральный план муниципального образования "Город Томск", утвержденный решением IV сессии 21 созыва Томского городского Совета народных депутатов от 21.05.1992 (в редакции решения Думы г. Томска N 229 от 31.05.2016) "Основной чертеж Функциональное зонирование" (листы 1.1, 1.8), в части установления в границах земельного участка расположенного по адресу: г.Томск, ул. Нахимова, 13/1, с кадастровым номером /__/ двух функциональных зон общественно-жилой зоны и зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, не позволяет при установлении территориальных зон соблюсти принцип принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне (п.4 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации п.2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации), а следовательно установить единый градостроительный регламент в отношении всего земельного участка, что нарушает права собственника земельного участка.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (под. 1 ч.2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Истцом не указано на то, с какого момента он просит признать недействующим оспариваемый в части нормативный правовой акт. По мнению суда, оспариваемый нормативный правовой акт, в соответствующей части, следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. При решении данного вопроса суд исходит из необходимости реализации принципа обеспечения стабильности гражданских правоотношений, поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций.
Пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" предусмотрено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
В связи с тем, что до принятия решения по данному делу оспариваемые положения применялись, порождая правовые последствия для собственника земельного участка, расположенного по адресу: /__/. Карта градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденных решением Думы г.Томска от 27.11.2007 N687, в части включения земельного участка, расположенного по адресу: /__/ частично в территориальную зону "ОЖ" и частично - вне территориальных зон, и Генеральный план муниципального образования "Город Томск", "Основной чертеж Функциональное зонирование" (листы 1.1, 1.8) в части установления в границах земельного участка, расположенного по адресу: /__/, двух функциональных зон общественно-жилой зоны и зоны инженерной и транспортной инфраструктуры, подлежат признанию недействующей с момента вступления в законную силу решения суда.
С учетом требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в периодическом печатном издании, предусматривающим официальное опубликование нормативных правовых актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Триград" удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей с момента вступления в законную силу решения суда ст. 31 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", утвержденных решением Думы г.Томска от 27.11.2007 N687 (в редакции решения Думы г. Томска N 334 от 06.09.2016) Карту градостроительного зонирования в части включения земельного участка, расположенного по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/ частично в территориальную зону "ОЖ", частично - вне территориальных зон.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления в законную силу решения суда Генеральный план муниципального образования "Город Томск", утвержденный решением IV сессии 21 созыва Томского городского Совета народных депутатов от 21.05.1992 (в редакции решения Думы г. Томска N 229 от 31.05.2016), которым утвержден "Основной чертеж Функциональное зонирование" (листы 1.1, 1.8), в части установления в границах земельного участка, расположенного по адресу: /__/, с кадастровым номером /__/ двух функциональных зон общественно-жилой зоны и зоны инженерной и транспортной инфраструктуры
Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании - сборнике официальных материалов муниципального образования "Город Томск".
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.