Президиум Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Штанова С.В.
членов Президиума Литюшкина В.И., Мартышкина В.Н., Старинновой Л.Д., Сюбаева И.И.
при секретаре Бобровой Е.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алешкина А.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью, понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода службы по призыву в льготном исчислении, назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Ледяйкина В.Г. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 10 февраля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 17 мая 2016 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Фошиной С.С., объяснения представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Копыловой О.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия
установил:
Алешкин А.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, указав, что ответчик решением от 08 июня 2015 г. N 108885/15-789 отказал ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа, в который период службы в армии по призыву с 17 ноября 1986 г. по 03 февраля 1989 г., в том числе в Демократической Республике Афганистан с 03 декабря 1987 г. по 30 января 1989 г., включен в календарном порядке.
По мнению Алешкина А.Н., отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью является незаконным, поскольку период службы на территории Демократической Республики Афганистан подлежит включению в специальный стаж из расчета один месяц службы за три месяца службы.
Просил решение ответчика об отказе в назначении досрочной страховой пенсии от 08 июня 2015 г. N 108885/15-789 в части не включения периода службы по призыву с 03 декабря 1987 г. по 30 января 1989 г. в льготном исчислении признать незаконным и отменить, обязать ответчика включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью период службы с 03 декабря 1987 г. по 30 января 1989 г. в кратном порядке - один месяц службы за три месяца службы, назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с положениями подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 05 мая 2015 г.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 10 февраля 2016 г. исковые требования Алешкина А.Н. удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 08 июня 2015 г. N 108885/15-789 об отказе в назначении Алешкину А.Н. досрочной страховой пенсии в связи с лечебной деятельностью в части включения периода службы по призыву с 03 декабря 1987 г. по 30 января 1989 г.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия возложена обязанность включить Алешкину А.Н. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью период службы с 03 декабря 1987 г. по 30 января 1989 г. в кратном порядке как один месяц службы за три месяца службы и назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 05 мая 2015 г.
С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Алешкина А.Н. взыскано ... рублей в качестве возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 17 мая 2016 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия ставится вопрос об отмене судебных постановлений в связи с неправильным применением норм материального права.
По запросу судьи Верховного Суда Республики Мордовия Фошиной С.С. от 16 ноября 2016 г. дело истребовано в Верховный Суд Республики Мордовия для проверки и ее же определением от 06 декабря 2016 г. кассационная жалоба начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Республики Мордовия.
В судебное заседание Президиума не явился истец Алешкин А.Н., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, о причинах неявки не сообщил, в связи с чем, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются предусмотренные законом основания для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 05 мая 2015 г. Алешкин А.Н. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от 08 июня 2015 г. N 108885/15-789 Алешкину А.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется не менее 30 лет 1 дня, имеется 28 лет 4 месяца 16 дней.
Период службы в армии по призыву с 17 ноября 1986 г. по 03 февраля 1989 г. включен в специальный стаж Алешкина А.Н. в календарном исчислении.
Согласно записям в трудовой книжке, Алешкин А.Н. 05 ноября 1986 г. освобожден от должности фельдшера ... фельдшерско-акушерского пункта в связи с призывом в ряды Советской Армии.
По сообщению Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Мордовия" от 05 февраля 2016 г. N 548 Алешкин А.Н. проходил военную службу в войсковой части ... в период с 17 ноября 1986 г. по 15 апреля 1987 г. - курсантом; с 15 апреля 1987 г. по 03 февраля 1989 г. - фельдшером; с 03 декабря 1987 г. по 30 января 1989 г. - проходил военную службу в войсковой части ... на территории Республики Афганистан.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исходя из положений подпункта "а" пункта 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям", пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения периода службы истца на территории Демократической Республики Афганистан с 03 декабря 1987 г. по 30 января 1989 г. в льготном исчислении - один месяц службы за три месяца службы.
Указанной нормой предусматривалось предоставление военнослужащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности СССР и Министерства внутренних дел СССР, проходящим службу в составе ограниченного контингента советских войск, временно находящихся в Демократической Республике Афганистан, следующей льготы: засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии - один месяц службы за три месяца службы на территории Демократической Республики Афганистан военнослужащим, прослужившим установленный срок службы в этой стране, а получившим ранения, контузии, увечья или заболевания - независимо от срока службы, и время непрерывного нахождения в связи с этим на излечении в лечебных учреждениях.
Поскольку названное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР действовало в период прохождения истцом службы на территории Демократической Республики Афганистан, суд первой инстанции, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, о правовой определенности и связанной с ней предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, пришел к выводу о наличии у Алешкина А.Н. права на указанную льготу при исчислении специального стажа. С зачетом периода службы на территории Демократической Республики Афганистан в льготном исчислении специальный стаж истца на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости составил более 30 лет.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия.
Президиум Верховного Суда Республики Мордовия считает, что выводы рассмотревших дело судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 01 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Статьей 8 указанного Федерального закона закреплено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стража.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу частей 3 и 4 статьи 30 указанного Федерального закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Во время службы истца по призыву действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, согласно подпункту "г" пункта 1 которого работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.
В силу пункта 4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1,2 и 3 Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил засчитывалась в стаж работы по специальности независимо от этого условия.
Таким образом, действовавшее в спорный период пенсионное законодательство позволяло включать в специальный стаж педагогической и лечебной деятельности период службы в Вооруженных Силах СССР. Вместе с тем, указанное законодательство не предусматривало возможность льготного исчисления периода военной службы для зачета его в специальный стаж для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.
Последующими законодательными актами, направленными на реализацию права граждан, осуществляющих лечебную деятельность, на досрочное пенсионное обеспечение: Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусматривалось и не предусматривается льготное исчисление периодов военной службы по призыву для зачета в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой (страховой) пенсии по старости.
На этом основании пенсионный орган решением от 08 июня 2015 г. N 108885/15-789 правомерно включил в специальный стаж лечебной деятельности Алешкина А.Н. период службы по призыву с 17 ноября 1986 г. по 03 февраля 1989 г. в календарном исчислении.
Ввиду того, что льготное исчисление периодов военной службы на территории Демократической Республики Афганистан для назначения пенсии за выслугу лет было установлено и действовало до введения законодателем нового правового регулирования в области пенсионного обеспечения, которым льготное исчисление указанных периодов для назначения трудовой пенсии по старости не предусмотрено, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия признает неправомерной ссылку судов первой и апелляционной инстанций на подпункт "а" пункта 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" в обоснование вывода об удовлетворении исковых требований Алешкина А.Н. о возложении на ответчика обязанности включить в его специальный стаж период службы на территории Демократической Республики Афганистан в льготном исчислении и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 05 мая 2015 г.
Таким образом, выводы рассмотревших дело судебных инстанций основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными. Допущенные существенные нарушения норм материального права повлияли на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым Алешкину А.Н. в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия отказать.
Руководствуясь пунктом 5 части первой статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Республики Мордовия
постановил:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 10 февраля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 17 мая 2016 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Алешкина А.Н. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения от 08 июня 2015 г. N 108885/15-789 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, понуждении включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода службы по призыву в льготном исчислении, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Председательствующий С.В. Штанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.