Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Смирнова Е.А., Онохова Ю.В.,
по докладу судьи краевого суда Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Рыбнике В.В.,
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на основании доверенности Каменщикова И.М. на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 6 октября 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Карелин А.Э. обратился в суд с административным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее по тексту Управление Росимущества в Краснодарском крае) об оспаривании решений территориального органа государственной власти.
В обоснование требований указано, что в целях образования земельных участков для индивидуального жилищного строительства, административным истцом были проведены определенные законодательством землеустроительные работы. В отношении земельных участков проведено межевание, в результате которого определена площадь земельных участков, таковые поставлены на государственный кадастровый учет. При обращении в Управление Росимущества в Краснодарском крае по вопросу предоставления в собственность без проведения торгов указанных земельных участков Карелин А.Э. получил отказ.
Полагая решения административного ответчика незаконным, а свои права нарушенными, Карелин А.Э. просит суд обязать Управление Росимущества в Краснодарском крае заключить с Карелиным А.Э. договор долгосрочной аренды сроком на 49 лет, без проведения торгов, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1340, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "кафе", расположенный по адресу: Краснодарский край, " ... ", а также договор долгосрочной аренды сроком на 49 лет, без проведения торгов, на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402040:1342, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: "кафе", расположенный по адресу: Краснодарский край, " ... ".
Решением Адлерского районного суда " ... " от " ... " административный иск " Ф.И.О. "6 удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истца. В обоснование жалобы указывает, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Заслушав представителя Управления Росимущества в Краснодарском крае на основании доверенности " Ф.И.О. "7, настаивавшую на удовлетворении апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены судебного решения не усмотрела.
Из материалов дела следует, что в целях образования земельных участков для индивидуального жилищного на территории " ... ", " Ф.И.О. "6 были проведены землеустроительные работы.
Пунктом 2 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
" Ф.И.О. "6 были подготовлены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. В отношении земельных участков выполнено межевание. По результатам кадастровых работ земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера 23:49:0402040:1340 и 23:49:0402040:1342.
Как установлено судом, при обращении в Управление Росимущества в Краснодарском крае по вопросу предоставления без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402040:1340 и 23:49:0402040:1342 истцом был получен ответ N 09/14712 от " ... ", в которых " Ф.И.О. "6 отказано в предоставлении земельных участков ввиду наличия документации по планировке территории в границах испрашиваемых участков.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Давая оценку оспариваемым решениям административного ответчика, признавая таковые незаконными, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В статье 39.2 Земельного кодекса РФ указано, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Статья 39.14 Земельного кодекса РФ определяет порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В пункте 6 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом, заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ, в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются: фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав, а так же цель использования земельного участка.
Указанной статьей Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления земельного участка. Право на получение земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, реализуется гражданами и юридическими лицами при наличии свободных земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В тоже время судом первой инстанции установлено, что сформированные земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402040:1340 и 23:49:0402040:1342 не подпадают под ограничения, предусмотренные статьей 27 Земельного кодекса РФ.
На основании статьи 25 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
Судом первой инстанции установлено, что административный истец представил все необходимые документы для предоставления испрашиваемых земельных участков.
Таким образом, следует согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии достаточных оснований для принятия оспариваемых решений, в обоснование которого достоверных доказательств не представлено.
На основании подпункта "б" пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен.
При этом в силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 3 части 9 настоящей статьи возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доводы административного истца о незаконности решений административного ответчика последним не опровергнуты. Факт нарушения прав " Ф.И.О. "6 правильно установлен судом первой инстанции.
Пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ предусматривает, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований истца следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи от 6 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на основании доверенности Каменщикова И.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи краевого суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.