Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Архиповой М.В.
судей: Юдиной И.С., Андриановой И.В.
при секретаре Герасимовой О.Г.
рассмотрела в судебном заседании 21 декабря 2016 года гражданское дело по иску Аджоян И.С. к администрации Донского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма
апелляционным жалобам администрации Донского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, Аджоян И.С. на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 28 июля 2016 года
Заслушав доклад судьи Архиповой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Аджоян И.С., действующая в своих и интересах несовершеннолетних детей: *** обратилась в суд с иском к администрации Донского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения. В обоснование иска указано, что постановлением администрации Донского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области N55 от 10.02.2016г. она и члены ее семьи признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. Указанным решением ее поставили в список жителей льготной категории, пользующихся правом получения жилой площади под N8. Основанием для включения ее семьи в Списки нуждающихся в улучшении жилищных условий стало наличие у ее дочери Амины хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, при наличии которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Считает действия администрации по постановке ее семьи при наличии такого заболевания ее ребенка в очередь незаконным. Исходя из нормы жилой площади, определенной по г.Тамбову (от 15 до 18кв.м) полагает, что она с детьми имеет право на получение благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, площадью от 75кв.м. до 90 кв.м. Просит обязать администрацию Донского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области предоставить ее семье жилое помещение вне очереди. В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела в суде администрация Донского сельского совета Тамбовского района приняла постановление N268 от 11.07.2016г. "Об отмене постановления от 10.02.2016г. N55 "О признании семьи Аджоян нуждающейся в улучшении жилищных условий" Аджоян И.С. дополнила требования и просит отменить постановление, как незаконное.
К участию в деле в качестве соответчика было привлечено Финансовое управление Тамбовской области, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, администрация Тамбовского района Тамбовской области.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 28 июля 2016 года требования Аджоян И.С. удовлетворены частично, судом постановлено:
Постановление администрации Донского сельского совета N268 от 11.07.2016г. "Об отмене постановления от 10.02.2016г. N55 "О признании семьи Аджоян нуждающейся в улучшении жилищных условий" признать незаконным.
Обязать администрацию Донского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области предоставить семье Аджоян И.С., с детьми: ***., по договору социального найма жилое помещение площадью не менее установленной Донским сельским советом Тамбовского района нормы жилого помещения в соответствии со списком граждан льготной очереди, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.
В апелляционной жалобе представитель администрации Донского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области не согласен с решением суда, считает его незаконным, подлежащим отмене. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, имеется несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Указывает, что в реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансферов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в этой связи ссылается на ст. 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. 60, ст. 61 Федерального закона от 06.10.2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Следовательно, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учёт после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации. Отнесение судами этих расходов к расходным обязательствам муниципальных образований или расходным обязательствам Российской Федерации прямо противоречит ст. 84 БК РФ. Данная позиция отражена в Обзоре судебной практики Президиума Верховного суда Российской Федерации N1 (2016) по гражданским делам. Указывает, что содержащееся в п. 3 ч. 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении инвалидам жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний, закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Также указывает в жалобе на нарушение судом норм процессуального права, поскольку, решение вынесено только в отношении администрации Донского сельского совета и в тексте решения судом не была дана надлежащая оценка доводам о возложененных на Финансовое управление Тамбовской области, а также на Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области полномочиях по данному вопросу. Также судом не дана оценка доводам относительно невозможности предоставить истице свободное муниципальное жилье в связи с его отсутствием, также отсутствием финансирования на покупку необходимого для предоставления по договорам социального найма жилья гражданам во внеочередном порядке, а следовательно, невозможности исполнить решение суда. Считает, что суд, приняв решение об обязании администрации Донского сельского совета о предоставлении истцу жилого помещения, перераспределил запланированные и утвержденные на финансирование учреждения бюджетные средства, что не относится к компетенции суда.
Аджоян И.С. подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения. Не согласна с выводом суда, что предоставление ей жилого помещения вне очереди может ущемить права граждан, стоящих ранее в льготной очереди на предоставление жилья. В этой связи, ссылаясь на определение Верховного суда РФ от 30.09.2008г. N 85-В08-03, указывает, что удовлетворение требований о предоставлении жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, от включения в списки граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Считает, что имеет право на получение жилья вне очереди, при этом ущемления прав других граждан в льготной очереди быть не может, поскольку они тоже должны получить жилье немедленно. Также указывает, что суд в решении не указал площадь предоставляемого жилого помещения, есть только ссылка, что площадь не менее установленной Донским сельсоветом Тамбовского района Тамбовской области. Непонятно, должен ли ответчик предоставить жилье с учетом дополнительной площади, на которую имеет право ребенок-инвалид. Также неясно, на какое решение сельсовета сослался суд, указав на то, что Донскому сельскому совету от 15.02.2009г. была установлена норма площади жилого помещения - 14 кв.м., однако, при этом номер решения не указан, также решение отсутствует в материалах дела. Просит изменить решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 28 июля 2016 года с указанием о возложении обязанности предоставить семье с составом четыре человека вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью от 75 кв.м. до 90 кв.м.
Определением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 22 сентября 2016 года Аджоян И.С. восстановлен срок для подачи апелляционной жалобы на решение суда.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Донского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, Финансовое управление Тамбовской области просят решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 28 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области указывает, что семья Аджоян была поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 11.02.2016г., из чего следует, что данная семья должна быть обеспечена жилой площадью Донским сельским советом Тамбовского района в соответствии с жилищным законодательством на основании договора социального найма. Управление не имеет правовых оснований для предоставления семье истца меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку семья Аджоян поставлена на учет позднее 01 января 2005г.
Аджоян И.С. в возражениях на апелляционную жалобу указывает на необоснованность доводов апелляционной жалобы администрации Донского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области.
Учитывая имеющие данные об извещении лиц, привлеченных к участию в деле, и не явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные Аджоян И.С., выслушав представителя администрации Донского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области Курзиной М.А., возражавшую против доводов жалобы Аджоян И.С. и поддержавшую доводы жалобы администрации Донского сельского совета, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Решение должно быть законным и обоснованным ( часть 1 ст. 195).
Как следует из материалов дела, Аджоян И.С. с 2006г. со своими детьми: ФИО2, 2005г. рождения, ФИО3, 2003г. рождения, ФИО4, 2008г. рождения, зарегистрирована по адресу:: ***, ***, ***, собственником которого значится Мамоян А.С. В указанном доме также зарегистрированы три дочери Мамоян А.С. с мужьями и детьми - всего 15 человек (л.д.15).
Согласно справки *** от ***, выданной ОГБУЗ "Тамбовская психиатрическая клиническая больница", несовершеннолетняя ФИО3, 30.06.2003г.р. страдает хроническими и затяжными психическими расстройствами с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, при наличии которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Постановлением администрации Покрово-Пригородного сельского совета Тамбовского района Тамбовской области от 11.02.2016 г. N55 (в ред. постановления N216 от 21.06.2016г.) семья ФИО1 в составе: заявителя ФИО1, с детьми: ФИО2, 2005г.р., ФИО3, 2003г.р., ФИО4, 2008г.р. признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, как семья, имеющая ребенка-инвалида. Указанным постановлением семья Аджоян И.С. включена в список жителей льготной категории, пользующихся правом на получение жилой площади вне очереди.
В ходе рассмотрения дела администрацией Донского сельского совета вынесено постановление N268 от 11.07.2016г., которым отменено постановление N 55 от 10.02.2016г., в связи с выявленным нарушением части 1 п.4 статьи 51 ЖК РФ. ФИО1 с семьей фактически не проживает в жилом помещении, в котором она с детьми зарегистрирована, нуждаемость в жилье не подтверждена.
Удовлетворяя исковые требования Аджоян И.С. о признании Постановления администрации Донского сельского совета N268 от 11.07.2016г. "Об отмене постановления от 10.02.2016г. N55 "О признании семьи Аджоян нуждающейся в улучшении жилищных условий" незаконным и его отмене, суд первой инстанции пришел к выводу, что оно принято с грубейшими нарушениями норм закона: в нарушение ст. 56 ГПК РФ администрацией сельского совета не было предоставлено каких-либо документов, подтверждающих законность принятого решения; сельсовет фактически не принял по заявлению Аджоян И.С. о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий решения об удовлетворении заявлении либо об отказе, не обследовал условия в данном жилом помещении, не установилпричины не проживания семьи Ажджоян, и на основе только документальной проверки принял оспариваемый акт. При этом суд первой инстанции обязал ответчика предоставить семье Аджоян И.С. по договору социального найма жилое помещение площадью не менее установленной Донским сельским советом Тамбовского района нормы жилого помещения в соответствии со списком граждан льготной очереди, состоящих на учете по улучшению жилищных условий.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции неправильно определены фактические обстоятельства дела, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу п.1, п.3 ч.1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Согласно части 1 статьи52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определённой федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учёт (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьёй 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ (статья17).
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004г. N199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учёт после 1 января 2005г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истицы в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учётом права на получение жилого помещения вне очереди по п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учёт и иных представленных в соответствии с ч.4 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации документов органом, осуществляющим принятие на учёт, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
При этом в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 части 1 статьи54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем документы, подтверждающие право Аджоян И.С. состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, в материалы дела стороной истицей представлены не были, как не были представлены и сведения о том, признавалась ли она в установленном порядке малоимущей.
Представитель администрации Донского сельского совета Тамбовского района Курзина М.А. в суде пояснила, что Аджоян И.С. в установленном законом порядке малоимущей не признавалась, соответствующие документы ею не были представлены. При таких обстоятельствах постановление администрации Донского сельского совета N268 от 11.07.2016г. "Об отмене постановления от 10.02.2016г. N55 "О признании семьи Аджоян нуждающейся в улучшении жилищных условий" являются законным.
В связи с этим вывод суда о наличии оснований для принятия на соответствующий жилищный учёт сделан без установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.
Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Указанные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции.
Кроме того, инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжёлыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подлежит применению в системной взаимосвязи с положениями этого же федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжёлой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996г. N901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учёт.
Условия предоставления жилого помещения в порядке очерёдности или в льготном (внеочередном) порядке, этот пункт Правил не устанавливает.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утверждённым Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учётом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
В связи с изложенным получатель жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учётом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь, тогда как иные члены семьи таким правом внеочередного порядка обеспечения жилым помещением не обладают, поэтому довод жалобы о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи Аджоян, состоящей из четырёх человек, является незаконным.
Учитывая вышеизложенное судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, с принятием по делу нового решения, которым отказать Аджоян И.С. в удовлетворении иска к администрации Донского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области об отмене Постановления администрации Донского сельского совета N268 от 11.07.2016г. "Об отмене постановления от 10.02.2016г. N55 "О признании семьи Аджоян нуждающейся в улучшении жилищных условий" и о предоставлении семье Аджоян И.С., с детьми: Аджоян Ариной Миразовной, 2005г.р., Аджоян Аминой Миразовной, 2003г.р., Аджоян Рафаелем Миразовичем, 2008г.р., по договору социального найма жилого помещения во внеочередном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 328 -330 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 28 июля 2016 года отменить. Отказать Аджоян И.С. в удовлетворении иска к администрации Донского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области об отмене Постановления администрации Донского сельского совета N268 от 11.07.2016г. "Об отмене постановления от 10.02.2016г. N55 "О признании семьи Аджоян нуждающейся в улучшении жилищных условий" и о предоставлении семье Аджоян И.С., с детьми: ***., по договору социального найма жилого помещения во внеочередном порядке.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.