Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Софиной И.М.,
судей Артамоновой С.Я., Голубь Е.С.,
при секретаре Пономаревой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 01.12.2016 гражданское дело по иску прокурора г. Кургана в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Кургана о признании незаконным бездействия, возложении обязанности
по апелляционным жалобам Администрации г. Кургана, Публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" на решение Курганского городского суда Курганской области от 26.07.2016, которым постановлено:иск удовлетворить.
Признать бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных тепловых сетей, пролегающих открытым способом по территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области до наружной поверхности наружной стены жилого дома N 44 по ул. 2-я Часовая в г. Кургане незаконным.
Обязать Администрацию города Кургана в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной тепловой сети протяженностью 45 метров, пролегающих по территории СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области и от территории СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области до наружной поверхности наружной стены жилого дома N 44 по ул. 2-я Часовая в городе Кургане протяженностью 64 метра в г. Кургане.
Обязать Администрацию Города Кургана определить публичное акционерное общество "Курганская генерирующая компания" в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей протяженностью 45 метров пролегающих по территории СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области и от территории СИЗО-1 УФСИТН России по Курганской области до наружной поверхности стены жилого дома N 44 по ул. 2-я Часовая в городе Кургане протяженностью 64 метра в г. Кургане.
Обязать Администрацию города Кургана передать для эксплуатации по передаточному акту публичному акционерному обществу "Курганская генерирующая компания" бесхозяйные сети горячего водоснабжения протяженностью 45 метров пролегающих по территории СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области и от территории СИЗО-1 УФСИТН России по Курганской области до наружной поверхности наружной стены жилого дома N 44 по ул. 2-я Часовая в городе Кургане протяженностью 64 метра в г. Кургане.
с учетом определения этого же суда от 27.10.2016 об исправлении описки, которым постановлено:исправить описку в тексте решения Курганского городского суда 26.07.2016 по гражданскому делу по иску прокурора г. Кургана в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Кургана о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности, заменив по тексту решения "бесхозяйные сети горячего водоснабжения" на "бесхозяйные тепловые сети", а также наименование организации "СИЗО УФСИТН России по Курганской области" на "СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области", фамилию представителя прокуратуры г. Кургана "Утенкова Е.А." на "Поспелова М.А.".
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., объяснения представителя третьего лица Публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" А.Т.Г., представителя третьего лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области С.И.В., мнение прокурора Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Кургана в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Кургана о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о теплоснабжении, в ходе которой выявлено отсутствие собственника тепловых сетей протяженностью 45 м, пролегающих по территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области, и протяженностью 64 м, пролегающих от территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области до наружной поверхности стены жилого дома N 44 по ул. 2-я Часовая в г. Кургане. В связи с отсутствием собственника трубы никем не обслуживаются и не ремонтируются. Администрации г. Кургана известно о том, что указанная тепловая сеть не имеет эксплуатирующей организации, однако, мер по передаче сетей такой организации не принято. В соответствии с Уставом г. Кургана Администрация г. Кургана осуществляет полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом "О теплоснабжении".
Просил признать незаконным бездействие Администрации г. Кургана, выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных тепловых сетей, пролегающих открытым способом по территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области до наружной поверхности наружной стены жилого дома N 44 по ул. 2-я Часовая в г. Кургане. Обязать Администрацию г. Кургана обратиться в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной тепловой сети, протяженностью 45 м, пролегающей по территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области, и от территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области до наружной поверхности наружной стены жилого дома N 44 по ул. 2-я Часовая в г. Кургане, протяженностью 64 м, в соответствии с приказом Минэкономразвития от 22.11.2013 N 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей". Обязать Администрацию г. Кургана определить Публичное акционерное общество "Курганская генерирующая компания" в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанной бесхозяйной тепловой сети; обязать Администрацию г. Кургана передать для эксплуатации по передаточному акту Публичному акционерному обществу "Курганская генерирующая компания" указанную бесхозяйную тепловую сеть.
В судебном заседании представитель прокуратуры г. Кургана Поспелова М.А. исковые требования поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Кургана по доверенности Ф.Н.В. исковые требования не признала, пояснила, что отсутствие собственника не является основанием для признания сетей бесхозяйными. Полагала, что исковые требования должны быть предъявлены непосредственно к ПАО "КГК".
В судебном заседании представитель третьего лица Публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" (далее - ПАО "КГК") по доверенности Б.Т.М. исковые требования не признала, поддержала доводы отзыва, в котором указала следующее. Спорная тепловая сеть не имеет места присоединения к централизованным сетям теплоснабжения ПАО "КГК", находится на балансе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области. Выявление необслуживаемого участка трубопровода не свидетельствует о его бесхозяйности. Считала, что предъявление требования о возложении на Администрацию г. Кургана обязанности определить ПАО "КГК" в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание спорных тепловых сетей, преждевременно (л.д. 155-161).
В судебном заседании представитель третьего лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области по доверенности С.И.В. исковые требования поддержал, пояснил, что спорные сети не находятся на балансе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области.
Третье лицо ООО "УО "Риск ЖЭУ" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом.
Третьи лица ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области, ФКУ "ЦИТОВ УФСИН России по Курганской области" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, представители С.А.А. и Д.О.Б. в письменных отзывах исковые требования поддержали (л.д. 43-45, 51-53).
Третье лицо Управление Росреестра по Курганской области явку своего представителя в судебное задание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела было извещено надлежащим образом. Представитель по доверенности О.В.М. в отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение спора оставил на усмотрение суда (л.д. 91).
Суд исковые требования удовлетворил, постановив изложенное выше решение, об отмене которого просят в апелляционной жалобе Администрация г. Кургана, ПАО "КГК".
В обоснование жалобы Администрация г. Кургана указывает, что истцом не доказаны обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно факт бесхозяйности спорных сетей. Кроме того, судом нарушены нормы материального права. Законодательством Российской Федерации не возложена обязанность на органы местного самоуправления по выявлению бесхозяйных сетей, а лишь определен порядок действий органа местного самоуправления в случае их выявления.
В силу того, что спорные сети бесхозяйными не являются, доказательства тому отсутствуют, то и признание бездействия Администрации г. Кургана, выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных спорных сетей, незаконно. Следовательно, требования об обязанности Администрации г. Кургана определить ПАО "КГК" в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание данных сетей, и обязанности передать спорные сети ПАО "КГК" по передаточному акту для эксплуатации преждевременны и удовлетворению не подлежат.
Кроме того, для передачи выявленных сетей на обслуживание теплосетевой организации постановка их на учет в качестве бесхозяйных не требуется. Следовательно, требование о признании незаконным бездействия в связи с не постановкой сетей на учет в качестве бесхозяйных необоснованны.
Просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование жалобы ПАО "КГК" указывает, что суд руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", которое утратило силу с 01.01.2015 и не подлежит применению.
На момент вынесения решения суда процедура принятия бесхозяйного недвижимого имущества на учет уже регулировалась Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.11.2013 N 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (далее - Приказ от 22.11.2013 N 701).
Таким образом, судом применен закон, не подлежащий применению.
Считает, что судом первой инстанции в качестве доказательств статуса бесхозяйности спорных тепловых сетей указан ряд документов, не имеющих отношения к спорному недвижимому имуществу, а именно уведомление Управления Росреестра по Курганской области от 18.12.2015 об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости: тепловая трасса протяженностью 45 м, проходящая по территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН, Россия, Курганская область, г. Курган, ул. 2-я Часовая, 46; письмо Территориального управления Росимущества в Курганской области от 16.12.2015 N03-01/7079 об отсутствии сведений о тепловой трассе, протяженностью 45 м, расположенной на территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области по ул. 2-я Часовая, 46 и не предоставлении к учету данного объекта.
При этом в исковом заявлении прокурора г. Кургана были заявлены требования в отношении другого объекта недвижимого имущества - тепловые сети протяженностью 45 м, пролегающие по территории СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области и от территории СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области до наружной поверхности наружной стены жилого дома N44 по ул. 2-я Часовая в г. Кургане протяженностью 64м.
В связи с чем, указанные выше документы не могут являться доказательством отсутствия собственника спорных тепловых сетей.
Выражает несогласие с выводом суда о том, что не представлены доказательства принадлежности кому-либо спорных тепловых сетей, а также о том, что государственный контракт от 16.02.2016 N 1855 между ПАО "КГК" и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области предусматривает лишь подачу через присоединенную сеть тепловой энергии и ее оплату заказчиком. Считает, что судом не приняты во внимание нормы действующего законодательства, а именно Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила организации теплоснабжения N 808).
Обращает внимание, что актом и схемой разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по тепловым сетям к контракту определено, что граница балансовой принадлежности по тепловым сетям ПАО "КГК" определяется от тепловой камеры неподвижной опоры-42 (Т.К.Н.О.-42) до фланцев задвижек ответвления на ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области, а границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по тепловым сетям заказчика определяются от ИТП заказчика в сторону принадлежащих ему объектов, включая тепловые сети на жилой дом N 44 по ул. 2-я Часовая.
Таким образом, спорная тепловая сеть от теплового пункта ФКУ ИК-1 УФСИН России по Курганской области до жилого дома N 44 по ул. 2-я Часовая не только не имеет места присоединения к централизованным сетям теплоснабжения ПАО "КГК", но и находится на балансе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области.
Обращает внимание, что суд не учел то обстоятельство, что в 2013 г. в адрес ПАО "КГК" было направлено обращение Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации г. Кургана о рассмотрении возможных вариантов переключения сетей теплоснабжения жилого дома N 44 по ул. 2-я Часовая к централизованным сетям г. Кургана, принадлежащих ПАО "КГК". По результатам рассмотрения данного обращения предложен вариант взаимодействия, предусматривающий необходимость разработки органом местного самоуправления проектно-сметной документации на переключение тепловых сетей и обустройство теплового пункта (индивидуального, центрального теплового пункта) с оформлением акта выбора земельного участка под строительство новой тепловой сети и нового теплового пункта, а также последующего заключения договора подряда и компенсации затрат на его реализацию, который исполнен не был.
Считает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области, являясь владельцем территории режимного объекта, на которой расположены спорные тепловые сети и жилой дом N 44 по ул. 2-я Часовая ввиду неудовлетворительного состояния данного инженерного сооружения преследует цель освобождения от обязательства по содержанию недвижимого имущества, расположенного на принадлежащей Учреждению территории.
Обращает внимание, что решением суда на Администрацию г. Кургана возложена обязанность передать для эксплуатации по передаточному акту ПАО "КГК" бесхозяйные сети горячего водоснабжения. При этом прокурором заявлены в отношении тепловых сетей, спор о статусе бесхозяйного имущества сетей горячего водоснабжения в рамках настоящего дела не рассматривался.
Полагает, что наличие только сведений об отсутствии данных о спорных тепловых сетях в муниципальном, региональном и федеральном реестрах имущества, не придает данным тепловым сетям статуса бесхозяйного имущества, так как в действительности, могут возникнуть правопритязания лица на объект недвижимости несмотря на то, что сведения о нем отсутствуют в публичных реестрах.
Указывает, что статус бесхозяйной недвижимой вещи (описание, назначение объекта, наличие собственника и пр.) определяется исключительно теми данными, которые занесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с чем спорные тепловые сети не приобрели статус бесхозяйного имущества. Считает, что при таких обстоятельствах возложение на Администрацию г. Кургана обязанности определить ПАО "КГК" в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание тепловых сетей, а также передать ПАО "КГК" данные сети для эксплуатации, являлось преждевременным.
Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор г. Кургана просит решение суда оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица ПАО "КГК" по доверенности А.Т.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала. Дополнительно указала, что все объекты, находящиеся на территории режимного объекта, должны находиться в федеральной собственности. Полагала, что эксплуатирующей организацией в данном случае являются органы ФСИН.
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области по доверенности С.И.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения. Дополнительно указал, что на балансе СИЗО-1 спорная тепловая сеть не состоит, данная сеть предназначена для подачи тепла только в жилой дом N 44 по ул. 2-я Часовая в г. Кургане, который на территории СИЗО-1 не находится и не принадлежит органам и учреждениям ФСИН. Тепловые сети СИЗО-1 к данному дому не подключены, органы ФСИН спорную тепловую сеть не обслуживают. Доступ представителя ПАО "КГК" к спорному участку тепловой сети, проходящей по территории СИЗО-1, будет обеспечен, до настоящего времени каких-либо обращений со стороны ПАО "КГК" не было.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. полагала апелляционные жалобы оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения. Указала, что доказательства принадлежности кому-либо спорного участка теплотрассы отсутствуют. Полгала необоснованной ссылку представителя ПАО "КГК" о том, что все объекты, находящиеся на территории режимного объекта, должны находиться в федеральной собственности, поскольку спорная тепловая сеть не предназначена для выполнения функций ФСИН и ее часть находится за территорией СИЗО-1.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционных жалоб и возражений относительно жалоб (в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ), заслушав объяснения участников процесса, мнение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалоб и отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о теплоснабжении прокурором г. Кургана установлено наличие на территории г. Кургана бесхозяйного участка тепловых сетей, частично пролегающего по территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области (протяженностью 45 м) и от территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области - до наружной поверхности стены жилого дома N 44 по ул. 2-я Часовая в г. Кургане (протяженностью 64 м).
В соответствии с представленной информацией ТУ Росимущества в Курганской области по состоянию на 21.12.2015 сведения о тепловой трассе протяженностью 64 м, проходящей от границ ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области по адресу: г. Курган, ул. 2-я Часовая, 46, до жилого дома, расположенного по ул. 2-я Часовая, 44, к учету не представлялись и отсутствуют в реестре федерального имущества. По состоянию на 16.12.2015 сведения о тепловой трассе протяженностью 45 м, расположенной на территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области по ул. 2-я Часовая, 46 к учету не представлялись и отсутствуют в реестре федерального имущества (л.д. 13, 20).
Сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости: тепловая трасса протяженностью 45 м, проходящая по территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН, Россия, Курганская область, г. Курган, ул. 2 -я Часовая, д.46, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют (л.д. 12).
Указанные тепловые сети на балансе учреждений УФСИН России по Курганской области не состоят (л.д. 14-15).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности и техническому паспорту на комплекс N 27 от тепловой камеры N 3/197, от теплопункта N 153, ПАО "КГК" является собственником тепловых сетей до тепловой камеры N 3/197.
Сведения о собственнике спорного участка тепловых сетей в материалах дела отсутствуют.
Постановлением Администрации г. Кургана от 17.09.2013 N 6917 ПАО "КГК" определено единой теплоснабжающей организацией на территории городского округа города Кургана.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что собственник спорного участка тепловых сетей отсутствует. Принимая во внимание, что спорная сеть расположена в административных границах муниципального образования г. Курган, и органы местного самоуправления в силу закона уполномочены управлять муниципальным имуществом, суд возложил обязанность по принятию мер по постановке на учет в качестве бесхозяйной тепловой сети на Администрацию г. Кургана.
Учитывая, что ПАО "КГК" является теплосетевой организацией, тепловые сети которой непосредственно соединены с выявленными бесхозяйными теплосетями, посредством их использования ПАО "КГК" осуществляет поставку ресурса к жилому дому N 44 по ул. 2-я Часовая в г. Кургане, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности требований прокурора о передаче спорной сети ПАО "КГК" для эксплуатации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб, принимая во внимание следующее.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктами 4 и 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Согласно п. 5 ст. 2 Закона о теплоснабжении тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Частью 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.
В соответствии с вышеуказанной нормой закона орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В соответствии с п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен п. 3 ст. 225 ГК РФ.
Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в соответствии со ст. ст. 290-293 ГК РФ.
Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе тепловых сетей, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
В соответствии со ст. 37 Устава города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 28.02.2005 N 38, п. 1.4 ст. 4 Положения об Администрации г. Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 19.10.2011 N 239 "О структуре Администрации города Кургана", к полномочиям Администрация г. Кургана отнесены организация теплоснабжения в границах городского округа в соответствии с Законом о теплоснабжении, равно как осуществление деятельности по организации в границах города Кургана электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Ссылка в обжалуемом решении на постановление Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", утратившее силу с 01.01.2015, не является основанием к отмене решения суда, поскольку не свидетельствует о неправильном примени судом норм материального права. Положения п. 5 раздела 2 указанного нормативно-правового акта, на которые сослался суд в решении, предусматривали в качестве основания постановки на учет заявление органа местного самоуправления.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.11.2013 N 701 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", действующим с 01.01.2015, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества, находящегося на территории муниципального образования, осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления (п. 4)
Судебная коллегия не может принять во внимание доводы представителя ПАО "КГК" в суде апелляционной инстанции о том, что все объекты, находящиеся на территории режимного объекта, должны находиться в федеральной собственности.
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" установлено, что имущество уголовно-исполнительной системы находится в федеральной собственности и используется для осуществления поставленных перед уголовно-исполнительной системой задач.
Частью здания и сооружения всех видов собственности, расположенные на территориях учреждений, исполняющих наказания, и федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы используются для выполнения задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. При нежелании собственников использовать указанные объекты в этих целях они передаются учреждениям, исполняющим наказания, и федеральным государственным унитарным предприятиям уголовно-исполнительной системы безвозмездно, если эти объекты находятся в федеральной собственности, и с компенсацией их остаточной стоимости, если они относятся к другим видам собственности.
В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что спорная тепловая сеть пролегает не только по территории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области, но и за ее пределами, использование данной сети не связано с деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы, а связано с поставкой тепловой энергии к жилому дому N 44 по ул. 2-я Часовая в г. Кургане.
Судебная коллегия не может принять во внимание ссылку представителя ПАО "КГК" на то, что спорная теплосеть находится в границах зоны режимной территории, имеющей контрольно-пропускной пункт и ограждение, поскольку как пояснил в суде апелляционной инстанции представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Курганской области, доступ представителя ПАО "КГК" к спорному участку тепловой сети, проходящей по территории СИЗО-1, будет обеспечен, до настоящего времени каких-либо обращений со стороны ПАО "КГК" не было.
Судебная коллегия отклоняет довод жалобы о том, что суд возложил на Администрацию г. Кургана обязанность передать для эксплуатации по передаточному акту ПАО "КГК" бесхозяйные сети горячего водоснабжения, в то время как прокурором заявлены требования в отношении тепловых сетей, поскольку допущенная в решении описка была исправлена судом путем вынесения определения от 27.10.2016.
Остальные доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда, направлены на иную оценку доказательств и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене судебного решения.
В соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов апелляционных жалоб и возражений на них.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 26.07.2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации г. Кургана, Публичного акционерного общества "Курганская генерирующая компания" - без удовлетворения.
Судья - председательствующий: И.М. Софина
Судьи С.Я. Артамонова
Е.С. Голубь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.