Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Филиповой И.В., Цуркан Л.С.,
при секретаре Автандилян М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 ноября 2016 года апелляционную жалобу Ивченко К.Г. на решение Раменского городского суда Московской области от 26 мая 2016 года по делу по иску Ивченко К.Г. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда российской федерации N 15 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения представителя истца,
УСТАНОВИЛА:
Ивченко К.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда российской федерации N 15 по г. Москве и Московской области о признании отказа в назначении ему досрочной страховой пенсии незаконным, просил обязать включить в специальный стаж периоды его работы в ОАО Авиакомпания "Трансаэро" в должности бортпроводника-стажера с 11.04.2005 года по 14.06.2005 года, в должности бортпроводника с 14.06.2005 года по 20.11.2007 года, в должности бортпроводника - старшего с 20.11.2007 года по 01.03.2014 года, в должности бортпроводника инструктора бортового с 01.03.2014 года по настоящее время, назначить ему досрочно страховую пенсию по старости с момента обращения с 15.10.2015г., взыскать с ответчика расходы на оплату госпошлины и на оплату нотариальной доверенности, ссылаясь на то, что ответчиком принято неправомерное решение об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости из-за того, что бортпроводник не входит в состав летного экипажа и не имеет право на назначение пенсии в льготном порядке.
Истец Ивченко К.Г. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, представитель истца просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика иск не признал.
Представитель третьего лица ОАО "Авиакомпания "Трансаэро" не явился, о слушании дела извещен.
Решением Раменского городского суда Московской области от 26 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований было отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, заслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, оснований для отмены решения суда не находит.
Из материалов дела усматривается, что истец работал в ОАО Авиакомпания "Трансаэро" в должности бортпроводника-стажера с 11.04.2005 года по 14.06.2005 года, в должности бортпроводника с 14.06.2005 года по 20.11.2007 года, в должности бортпроводника - старшего с 20.11.2007 года по 01.03.2014 года, с 01.03.2014 года по настоящее время работает в должности бортпроводника инструктора бортового, что подтверждается трудовой книжкой истца, справкой о налетах, выданной ОАО "Трансаэро", справкой N 11.03-4294 от 02.10.2015 года, выданной ОАО "Трансаэро", летной книжкой истца. В справке о налете за период работы в вышеуказанных должностях указаны сведения из летной книжки бортпроводника, общий налет составляет 6828 часов.
15.10.2015 года Ивченко К.Г. обратился в ГУ-УПФР N 15 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 13 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-фз "О страховых пенсиях".
Решением комиссии от 18.12.2015 года в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано, поскольку бортпроводники входят в кабинный экипаж, не относятся к летному составу, не имеют права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой в летном составе гражданской авиации.
Разрешая спор и постановляя по делу решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что право на пенсию бортпроводников предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", так как указанная должность включена в Список N 1, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10, при этом страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет и наличии страхового стажа не менее 20 лет, либо с уменьшением возраста при наличии выработанного страхового стажа, однако, истец указанного возраста не достиг и не имеет необходимого страхового стажа.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В связи со вступлением в законную силу 01.01.2015 года Федерального закона от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федерального закона от 28.12.2013 года N424-ФЗ "О накопительной пенсии" перестал применяться Федеральный закон от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону N400-ФЗ.
Согласно подп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Аналогичные требования к специальному стажу и страховому стажу для указанных лиц содержались и в подп.13 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01.01.2015 года.
Пункт 2 ст.30 Федерального закона N400-ФЗ предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "з" п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 года N537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 года N459. Согласно п.1 данного Списка к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов.
Как следует из данного Списка, к должностям работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", относятся:
- члены экипажей воздушных судов и других летательных аппаратов;
- летно-инструкторский состав;
- командно-летный состав: руководители (их заместители), инспектора и другие специалисты по летной службе (летной работе) министерств, ведомств, управлений, объединений, предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений, имеющие действующее летное свидетельство и участвующие в полетах в составе экипажа воздушного судна или другого летательного аппарата;
- парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники - пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537 также утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, в части, не урегулированной настоящими Правилами, осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.
В силу п. 3 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются каждые 20 часов налета на самолетах (кроме налета и работы, предусмотренных в подпунктах "б" - "г" настоящего пункта) - за 1 календарный месяц (пп. "а").
Как усматривается из материалов дела, ответчиком в специальный стаж не были включены в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" периоды работы Ивченко К.Г. в ОАО Авиакомпания "Трансаэро" в должности бортпроводника-стажера с 11.04.2005 года по 14.06.2005 года, в должности бортпроводника с 14.06.2005 года по 20.11.2007 года, в должности бортпроводника - старшего с 20.11.2007 года по 01.03.2014 года, в должности бортпроводника инструктора бортового с 01.03.2014 года по настоящее время, поскольку должности, которые занимал Ивченко К.Г. не относятся к летному составу гражданской авиации. В соответствии со ст. 56 Воздушного кодекса РФ бортпроводники составляют не летный экипаж, а кабинный экипаж воздушного судна. Должность не предусмотрена Списком должностей летного состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 N 459.
Согласно выписке из лицевого счета застрахованного лица, сведения о спорных периодах работы сданы работодателем с кодом особых условий труда по Списку N 1. Кроме того, отсутствуют сведения об уплате ОАО "ТрансАэро" дополнительного тарифа страховых взносов в пользу застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в подп.1 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", применяемые с 01.01.2013г. для летного состава (командир и др. лица летного состава). Дополнительный тариф является обязательным платежом согласно ст. 33.2 Федерального закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".
В соответствии с пп 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10 утвержден Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, на основании которого назначается пенсия в связи с особыми условиями труда. Право на назначение пенсии на льготных условиях предоставлено бортпроводникам разделом XXI Списка "Транспорт", подраздел 3 - гражданская авиация; код 12003000-11217.
Право на досрочное назначение пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" имеют только члены экипажа воздушного судна, имеющие специальное свидетельство летного состава, соответствующую квалификацию, выполняющие обязанности, связанные с управлением воздушным судном в течение служебного полетного времени.
Работа бортпроводника не связана с управлением воздушным судном, не требует специальных познаний по техническому обеспечению полетов и специальной квалификации, а направлена на выполнение мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, что существенно отличается от основных функций членов летного состава экипажа воздушного судна.
Следовательно, работа в должности бортпроводника-стажера, бортпроводника, бортпроводника - старшего, бортпроводника инструктора, дает право на пенсионное обеспечение согласно Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда.
Спорные периоды работы Ивченко К.Г. могут быть включены в стаж на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях", а не по пп. 13 п. 1 ст. 30 названного Закона.
Между тем, истец не достиг возраста, при котором подлежит досрочному назначению страховая пенсия.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Доводы жалобы о том, что кабинный экипаж воздушного судна (бортоператоры и бортпроводники) входит в состав экипажа воздушного судна (летный состав), а потому имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" основаны на неправильном толковании норм материального права.
Выводы суда в решении подробно мотивированы, результаты оценки доказательств отражены в решении. Оснований для переоценки доказательств и фактических обстоятельств дела судебная коллегия не находит. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судом применены правильно.
Апелляционная жалоба не содержит иных заслуживающих внимание доводов, свидетельствующих о неправильном разрешении судом возникшего спора.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Раменского городского суда Московской области от 26 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивченко К.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.