Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Э. Курмашевой,
судей Р.Ш.Адиятуллина, А.М.Гильмутдинова
при секретаре судебного заседания Р.Р.Кутнаевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Э.Курмашевой гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Л.А.Аникиной - Д.Н.Тимофеева на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 12 октября 2016 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Л.А. Аникиной к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету Иске-Казанского сельского поселения о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью 1109 кв.м., расположенный по "адрес"
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы об отмене решения суда, судебная коллегия
установила:
Л.А.Аникина обратилась к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан (далее по тексту - ИК МО района), Исполнительному комитету Иске-Казанского сельского поселения (далее по тексту - ИК сельского поселения) с иском о признании права собственности в порядке наследования на земельный участок.
Требования мотивированы тем, что "дата" умер ее брат ФИО, которому на праве собственности принадлежал земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью 1109 кв.м., расположенный по "адрес".
Она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако в связи с тем, что наследодатель при жизни не зарегистрировал право собственности на указанный объект недвижимости, она не может получить свидетельство о праве на наследство.
Истица просила признать за ней право собственности в порядке наследования на земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью ... кв.м., расположенный по "адрес"
В судебном заседании суда первой инстанции представитель Л.А.Аникиной - Д.Н.Тимофеев исковые требования поддержал.
Представитель ИК МО района А.Р.Хасанов, представитель ИК сельского поселения Г.Р.Закирова, третье лицо В.А.Трофимов не возражали против удовлетворения иска.
Третье лицо Б.А.Трофимов в суд не явился, просил рассмотреть дело в сое отсутствие, не возражал против удовлетворения иска.
Суд в иске отказал.
В апелляционной жалобе представитель Л.А.Аникиной - Д.Н.Тимофеев просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что материалами дела подтверждается наличие у наследодателя права собственности на земельный участок, в связи с чем правовых оснований для отказа во включении земельного участка в состав наследства не имелось. Считает необоснованной ссылку в решении суда на то, что при жизни Н.А.Трифонов не выразил намерения оформить земельный участок в собственность, указывая, что это обстоятельство не имеет правового значения, поскольку земельный участок согласно архивной выписке предоставлен ему в собственность, а не на праве постоянного бессрочного пользования.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Пунктом 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
При наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом.
Из материалов дела следует, что ФИО, умерший "дата", являлся братом Л.А.Аникиной.
Наследником по закону к имуществу ФИО, принявшим наследство, является истица, по заявлению которой нотариусом Высокогорского нотариального округа Республики Татарстан Г.Ф.Сафиной 13 марта 2012 года заведено наследственное дело. Другие наследники соответствующей очереди - Б.А., В.А.Трифоновы наследство не принимали.
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 12 марта 2012 года, ФИО на праве собственности принадлежал земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1109 кв.м., расположенный по "адрес"
Решением исполнительного комитета Чепчуговского сельского Совета Высокогорского района от 18 ноября 1993 года населению Чепчуговского сельского Совета, имеющим земельный участок до 21 мая 1993 года, земельные участки переданы в частную собственность, что подтверждается архивной выпиской от 11 августа 2016 года N1073/1.
Вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером ... поставлен на кадастровый учет 17 июля 2004 года.
Согласно письму заместителя начальника Высокогорского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан от 26 сентября 2016 года N15-24-74/1072 материалы инвентаризации на вышеуказанный земельный участок в государственном фонде данных, полученных в ходе проведения землеустройства, отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении иска Л.А.Аникиной о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, суд первой инстанции исходил из того, что в деле отсутствуют документы о выделении земельного участка наследодателю Н.А.Трифонову, который, в свою очередь, не обратился в установленном порядке за оформлением прав на спорный земельный участок в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" такого права.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Так, обстоятельством, имеющим значение для разрешения требования наследника, принявшего наследство, о правах на наследуемое имущество, является принадлежность этого имущества наследодателю на праве собственности, а в отношении земельного участка, в том числе и на праве пожизненного наследуемого владения.
В данном случае принадлежность наследодателю Н.А.Трифонову спорного земельного участка площадью 1109 кв.м. по "адрес" на праве собственности подтверждается выпиской из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от 12 марта 2012 года.
Более того, согласно справке, выданной Иске-Казанским сельским поселением 12 марта 2012 года, ФИО по день смерти проживал по "адрес".
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Спорный земельный участок был предоставлен до принятия Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Таким образом, в силу вышеизложенного, право собственности ФИО на спорный земельный участок признается юридически действительным при отсутствии государственной регистрации права. Поскольку земельный участок принадлежит наследодателю на праве собственности, то данный земельный участок в соответствии со статьей 1181 Гражданского кодекса Российской Федерации входит в состав наследства.
Ссылка суда на отсутствие прижизненного обращения ФИО с требованием об оформлении права собственности на земельный участок, в зависимость от которого в соответствии с пунктом 82 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" ставится возможность признания за наследником права собственности на земельный участок в порядке наследования, необоснованна, поскольку спорный земельный участок принадлежал наследодателю не на праве постоянного (бессрочного) пользования, а на праве собственности.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что судом неправильно определены юридически значимые обстоятельства дела, не применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, что повлекло принятие незаконного и необоснованного решения по делу.
При таких обстоятельствах постановленное судом первой инстанции решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных Л.А.Аникиной требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 327-329, пунктами 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 12 октября 2016 года по данному делу отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Л.А. Аникиной удовлетворить.
Признать за Л.А. Аникиной право собственности в порядке наследования на земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью 1109 кв.м., расположенный по "адрес".
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.