Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Хуснутдиновой И.И.,
судей Сенотрусовой И.В., Бузыновской Е.А.,
при секретаре Арабаджи М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шульгиной О.Н. на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 21 сентября 2016 года по исковому заявлению Шульгиной О. Н. к Федеральному государственному казенному учреждению "144 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, поликлинике (пос. Заветы Ильича) ФГКУ "144 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации о признании приказа о снижении размера премии незаконным, взыскании недополученной премии.
Заслушав доклад судьи Сенотрусовой И.В., пояснения представителя истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шульгина О.Н. обратилась в суд с названным иском, мотивируя требования тем, что на основании приказа Минобороны РФ от 26.07.2010 N ей полагалась квартальная премия по итогам работы за 1 квартал 2016 года. Приказом Министра обороны РФ о дополнительном материальном стимулировании для лиц гражданского персонала воинских частей (организаций) расчетная сумма премии по итогам работы за указанный квартал на одного работника составила 8 000 рублей. Размер её премии был определен в 100% и утвержден комиссией по премированию. Между тем, за 1 квартал 2016 года ей выплачена премия в размере 4 000 рублей. Каких-либо оснований для снижения размера премии у работодателя не имелось.
На основании изложенного с учетом уточнения требований Шульгина О.Н. просила суд признать незаконным и отменить приказ заведующего поликлиникой (пос. Заветы Ильича) ФГКУ "144 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации в части установления премии в размере 4 000 руб. за 1 квартал 2016 года и взыскать с ответчика 8 000 руб.
Решением суда от 21.09.2016 исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Шульгина О.Н., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить. Указывает, что проект приказа о премировании от 14.04.2016 N не был направлен в профсоюзный орган и не был согласован с председателем первичной профсоюзной организации либо иным уполномоченным профсоюзной организацией лицом, что является правонарушением со стороны заведующей поликлиникой, которая также нарушила порядок представления работников к дополнительному материальному стимулированию, установленный приказом МО РФ N. Суд не принял во внимание, что приказ МО РФ N не предоставляет право руководителям воинских частей и организаций снижать размер дополнительного материального стимулирования. Также указывает, что непосредственным руководителем был определен размер ее премии 100% от расчетной суммы, однако заведующая поликлиникой по своему усмотрению безосновательно изменила размер премии, в результате чего он составил 50%. Кроме того, условия коллективных договоров не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными законом.
В письменных возражениях ФГКУ "144 ВГ" МО РФ просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы за необоснованностью.
В апелляционной инстанции представитель Шульгиной О.Н. доводы и требования жалобы поддержал, представитель ФГКУ "144 ВГ" МО РФ и поликлиники в суд не явился, о рассмотрении жалобы извещен надлежащим образом, уважительную причину неявки суду не сообщил, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу без участия указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Шульгина О.Н. работает в поликлинике (пос. Заветы Ильича) ФГКУ "144 военный госпиталь" "данные изъяты" с 05.08.2009.
Приказом заведующего поликлиникой ФГКУ 144 военного госпиталя МО РФ (п. Заветы Ильича) от 14.04.2016 N Шульгина О.Н. произведена выплата дополнительного материального стимулирования за 1 квартал 2016 года в размере 4 000 рублей. Расчетная сумма на одного работника Минобороны России 25 марта 2016 года установлена в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N в размере 8 000 рублей. При этом максимальный размер премии конкретному работнику не может превышать ограничений, установленных приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N.
Трудовым договором, заключенным с истицей, предусмотрено, что за выполнение трудовых обязанностей работнику производятся выплаты стимулирующего характера в зависимости от участия в трудовой деятельности коллектива и исполнения должностных обязанностей в данный период ежеквартально в размере согласно приказу Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N.
Коллективным договором поликлиники ФГКУ 144 военного госпиталя МО РФ (п. Заветы Ильича) предусмотрено, что оплата труда в воинской части производится в соответствии с приказом МО РФ от 02.03.2001 N 90 "Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны РФ". Гражданский персонал на основании решения Министра обороны РФ подлежит дополнительному материальному стимулированию по результатам их работы и деятельности в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, полученных в результате оптимизации и сокращения численности гражданского персонала, в соответствии с Порядком, являющимся приложением к Приказу Министра обороны РФ от 26.07.2010 N N,
При постановке решения суд руководствовался Трудовым кодексом РФ, Коллективным договором поликлиники ФГКУ 144 военного госпиталя МО РФ (п. Заветы Ильича), Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности и использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" и исходил из того, что премия стимулирующего характера, выплачиваемая истице на основании приказа МО РФ от 26.07.2010 N N, не является обязательной составной частью денежного содержания гражданского персонала ФГКУ "144 военный госпиталь".
Отказывая в удовлетворении исковых требований Шульгиной О.Н., суд пришел к выводу о том, что нарушений ее трудовых прав ответчиком не допущено, указанное материальное стимулирование возможно только по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными правовыми актами РФ.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они не противоречат материалам дела и нормам действующего законодательства.
Так, материалами дела подтверждается, что в расчетном периоде - с января по март 2016 года на основании приказа МО РФ N 1010 истице выплачена премия в пределах доведенного объема бюджетных средств на эти цели, в связи с чем, оснований для признания незаконным приказа заведующего поликлиникой (п. Заветы Ильича) ФГКУ "144 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации N 43 от 14.04.2016 у суда не имелось.
В соответствии с положениями ст. 144 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право в предусмотренном порядке устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти", Приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие указанным лицам (далее Порядок).
Из положений данного Порядка усматривается, что материальное стимулирование установлено в виде премий для гражданского персонала и должно осуществляться ежеквартально (п. 1). Конкретные размеры материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, установленных в соответствии с п. 4 Порядка, по результатам исполнения лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование, и не могут превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобожденных денежных средств за квартал и численности личного состава (п. 7).
Согласно п. 4 Порядка расчетная сумма дополнительного материального стимулирования на одного человека устанавливается Министром обороны РФ по представлению заместителя Министра обороны РФ по финансово-экономической работе. Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ в пределах доводимых Министерству обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала (п. 2).
Дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации", не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, осуществляется по результатам службы (работы) только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
Дополнительное материальное стимулирование представляет собой часть экономии фонда оплаты труда за счет сокращения численности Вооруженных Сил, то есть формируется за счет экономии средств на оплату денежного довольствия и выплату заработной платы уволенным в связи с сокращением численности военнослужащим и лицам гражданского персонала. Выплачиваются по решению руководителя в пределах сумм, доведенных на эти цели, не носят обязательный, гарантированный характер, не определены трудовым договором работника и не входят в систему оплаты труда.
Производство выплат гражданскому персоналу в размере расчетной суммы действующим Порядком не устанавливается и не гарантируется. Условием установления Министром обороны Российской Федерации указанных дополнительных выплат является наличие выделенных на эти цели ассигнований, их выплата производится военнослужащим и лицам гражданского персонала в зависимости от степени выполнения ими совокупного объема обязанностей. Дифференциация объема таких обязанностей находится в компетенции Министра обороны Российской Федерации.
При этом отсутствие у истицы в указанный период нарушений трудовой дисциплины, само по себе, не является основанием для выплаты ей дополнительного материального стимулирования.
Таким образом, указанная премия является стимулирующей выплатой, назначение премии является правом, а не обязанностью работодателя.
Учитывая обстоятельства того, что истца в спорном периоде отработала из 56 рабочих дней - 37 дней, по показателям и критериям оценки эффективности её деятельности из 16 баллов составили 10, что в суде опровергнуто не было, а также то, что спорная премия является переменной частью заработной платы, не носит постоянный, гарантированный характер, начисляется по решению руководства в зависимости от личного вклада работника в результаты труда и наличия денежных средств на эти цели, суд правильно пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований Шульгиной О.Н. не имелось.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на законе и материалах дела, мотивированы со ссылкой на представленные доказательства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Обстоятельства, имеющие значение для дела, оценены в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о выплате дополнительного материального стимулирования на основании приказа МО РФ N 1010 в размере 8 000 руб. основаны на ошибочном толковании данного приказа, в связи с чем, не могут являться основанием к отмене постановленного судом решения.
Ссылка на то, что проект приказа о премировании N от 14.04.2016 не был согласован с профсоюзной организацией, не имеет правового значения по вышеизложенным обстоятельствам.
Остальные доводы жалобы направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, для которой оснований у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 21 сентября 2016 года по исковому заявлению Шульгиной О. Н. к Федеральному государственному казенному учреждению "144 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации, поликлинике (пос. Заветы Ильича) ФГКУ "144 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации о признании приказа о снижении размера премии незаконным, взыскании недополученной премии оставить без изменения, апелляционную жалобу Шульгиной О.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий И.И. Хуснутдинова
Судьи И.В. Сенотрусова
Е.А. Бузыновская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.