Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Шевчук Т.В.,
судей Савоскиной И.И., Фомина Н.И.,
при секретаре Климовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2016 года апелляционную жалобу ФГКУ "Центральное ТУИО" на заочное решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 04 марта 2016 года по делу по иску Аксенчик А. Г. к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, признании жилого помещения утратившим статус служебного,
заслушав доклад судьи Шевчук Т.В.,
объяснения представителя Аксенчик А.Г. по доверенности и ордеру Андреевской Т.С.,
установила:
Аксенчик А.Г. обратился в суд с иском к ответчику ФГКУ "ЦТУИО" МО РФ с требованиями о признании жилого помещения, расположенного по адресу: "данные изъяты", утратившим статус служебного; признать за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "данные изъяты", на условиях социального найма.
В заявлении указывал, что 04 апреля 2005 года решением жилищной комиссии ему был выдан ордер на жилое помещение "данные изъяты", расположенное по адресу: "данные изъяты", как стоящему в очереди на получение 3-комнатной квартиры, как участнику боевых действий в Чеченской республике. Постановлением главы "данные изъяты" от 04.2.2005 года "данные изъяты" жилая площадь, расположенная по адресу: "данные изъяты", включена в разряд служебной.
07.07.2009 года, как видно из факсограммы "данные изъяты" от 16.07.2009 года, было принято решение "данные изъяты" "О повторном заселении занимаемых жилых помещений установленным порядком по договору социального найма" в целях обеспечения постоянным жильем военнослужащих увольняемых с военной службы.
19.05.2014 года согласно выписке из решения "данные изъяты"/ "данные изъяты" об исключении из единого реестра нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма и переводе статус "утрата права" истец был исключен из единого реестра нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма и переведен в статус "утративший права" в связи с неоднократной неявкой за именным извещением, избранием места жительства населенного пункта, в котором отсутствует жилье и изъявлением желания вторичного заселения в ранее занимаемом жилом помещении в "данные изъяты".
09.07.2014 года в связи с повторным рассмотрением вопроса жилищного обеспечения Аксенчик А.Г., связанного с исключением его из единого реестра нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, было принято решением отменить решение от 19.05.20154 года N l/TC/2013/о в части касающейся перевода Аксенчика А.Г. в статус "утрата права". Аксенчик А.Г. был восстановлен в едином реестре нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма и переведен в статус "очередник".
13.08.2014 года истец уволился с военной службы на основании пп. "а" п.1 51 ФЗ от 28.03.1998 N 53-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с зачислением в запас. Аксенчик А.Г. был оставлен в списках очередников на получение постоянной жилой площади по установленным нормам Московской области по городу Наро-Фоминску, что подтверждается выпиской из приказа "данные изъяты" от 13.08.2014 года.
На момент предоставления жилого помещения Аксенчик А.Г. с семьей был признан нуждающимся в жилом помещении. Он проходил военную службу с 1981 года по 13.08.2014 года. Выслуга лет в ВС РФ оставляет 33 календарных года и 3 месяца.
Истец полагал, что имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма, так как на момент увольнения с военной службы по достижении предельного возраста общая продолжительность военной службы составляет более 10 лет. Он и члены его семьи проживают в спорной квартире длительное время (с 2005 года) и продолжают проживать после увольнения истца с военной службы, оплачивают коммунальные платежи и другие платежи за содержание жилого помещения, что подтверждает пользование ими жилым помещением фактически на условиях социального найма, вопрос об их выселении никогда и никем не ставился. Другого жилья ни на условиях социального найма, ни в собственности истец не имеет.
Истец Аксенчик А.Г. в судебное заседание не явился, его представитель по доверенности Андриевская Т.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Представитель ответчика ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о дате, времени судебного рассмотрения, с ходатайствами об отложении не обращался, в телефонограмме полагался на усмотрение суда.
Заочным решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 04 марта 2016 года исковые требования Аксенчик А.Г. к ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ удовлетворены.
С решением не согласился ответчик ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" МО, представитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и в иске отказать.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение явившегося представителя истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда.
Разрешая спор, суд установил, что 04 апреля 2005 года на основании решения жилищной комиссии Аксенчик А.Г. был выдан ордер "данные изъяты" от 04.05.2005 года на жилое помещение (квартиру), расположенную по адресу: "данные изъяты", так как он стоял первым в очереди на получение 3-комнатной квартиры, как участник боевых действий в Чеченской республики.
Постановлением главы "данные изъяты" от 04.12.2005 года "данные изъяты" жилая площадь, расположенная по адресу: "данные изъяты", включена в разряд служебной.
Согласно полученных сведений из УФСГРКиК по МО права на квартиру оформлены на правообладателя ФГКУ "ЦТУИО" МО РФ.
Из факсограммы "данные изъяты" от 16.07.2009 года видно, что 07.07.2009 года было принято решение "данные изъяты" "О повторном заселении занимаемых жилых помещений установленным порядком по договору социального найма" в целях обеспечения постоянным жильем военнослужащих увольняемых с военной службы.
Обращением Министра обороны РФ Сердюкова А.Э. от 22.09.2011 года "данные изъяты"/7748 Губернатору Московской области направлен план-график передачи объектов недвижимого имущества Минобороны России, подлежащих передаче в собственность муниципальных образований Московской области. Согласно п. 3450 указанного плана, жилой "данные изъяты" подлежит передаче в собственность муниципального образования.
Письмом администрации Наро-Фоминского муниципального района в лице Комитета по управлению имуществом "данные изъяты" от 18.05.2012 года, главам городских поселений, в том числе сельского поселения Калининец, дано указание начать работу по подготовке технической документации с целью дальнейшей регистрации права собственности на объекты имущества войсковых подразделений Министерства обороны, подлежащих реформированию.
Переход недвижимого имущества, в том числе жилого "данные изъяты", в собственность муниципального образования не произведен.
Согласно выписке из решения "данные изъяты"/ "данные изъяты" от 19.05.2014 года об исключении из единого реестра нуждающихся в обеспечении жилы помещением по договору социального найма и переводе статус "утрата права" Аксенчик А.Г. был исключен из единого реестра нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма и переведен в статус "утратившим права" в связи с неоднократной неявкой за именным извещением, избранием места жительства населенного пункта, в котором отсутствует жилью и изъявлением желания вторичного заселения в ранее занимаемом жилом помещении в п. Калининец Наро-Фоминского района Московской области.
В связи с повторным рассмотрением вопроса жилищного обеспечения Аксенчик А.Г., связанного с исключением его из единого реестра нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма, 09.07.2014 года, было принято решением отменить решение от 19.05.20154 года N l/TC/2013/о в части касающейся перевода Аксенчика А.Г. в статус "утрата права". Аксенчик А.Г. был восстановлен в едином реестре нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма и переведен в статус "очередник".
Судом также установлено, что 13.08.2014 года Аксенчик А.Г. уволился с военной службы на основании пп. "а" п.1 ст. 51 ФЗ от 28.03.1998 "данные изъяты"-Ф3 "О воинской обязанности и военной службе" по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с зачислением в запас. Аксенчик А.Г. был оставлен в списках очередников на получение постоянной жилой площади по установленным номам Московской области по городу Наро- Фоминску, что подтверждается выпиской из приказа "данные изъяты" от 13.08.2014 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий - преподаватель военной профессиональной образовательной организацииили военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий - научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.
При том, что в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что во избежание нарушения прав военнослужащих на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с пунктом 2 статьи 15[1] Федерального закона "О статусе военнослужащих" судам следует исходить из того, что такое право сохраняется за офицерами в воинском звании полковника, ему равном и выше, не только проходящими военную службу, но и уволенными с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно сведений на момент увольнения выслуга Аксенчик А.Г. составляет более 33 года и 3 месяца. Таким образом, Аксенчик А.Г. на момент предоставления жилого помещения относился к военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01.08.1998 года, продолжил военную службу после первых пяти лет военной службы, в связи с чем, имел право на предоставление жилого помещения на общих основаниях.
Кроме того, установлено и не оспаривалось сторонами, что после увольнения истец и его семья продолжают проживать и пользоваться квартирой.
После срока предоставления квартиры и после увольнения проживающие не выселены из нее, тем самым сложились отношения социального найма.
Ссылка на то, что квартира является служебной, опровергается обстоятельствами дела и представленными стороной истца доказательствами.
Так, согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Порядок отнесения к служебному жилищному фонду определен п. 12, и 14 "Правил отнесения жилого помещения специализированному жилому фонду" утвержденных Постановлением Правительства РФ N 42 от 26 января 2006 года, по которым принимается решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении.
Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течении трех рабочих дней, с даты принятия такого решения.
Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течении трех рабочих дней с даты принятия такого решения.
Нарушение требований Жилищного кодекса РФ и Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду с учетом положений п.2 ч.3 ст. 11 ЖК РФ и ч.2 ст.99 ЖК РФ может служить основанием для признания недействительным договора найма специализированного жилого помещения.
Истцом требование о признании недействительным договора найма специализированного жилого помещения не заявлены, ввиду того, что срок действия договора истек.
Таким образом, после принятия решения о включении жилой площади в число служебных, данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такового в органах государственной регистрации недвижимости.
Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к верному выводу о том, что истцом представлено достаточно доказательств того, что спорная квартира не была отнесена к числу специализированного (служебного) жилого фонда.
Следовательно, заключение с ним договора найма жилого помещения как служебного и включение в договор условий, регулирующих найм служебного жилого помещения, является неправомерным и влечет недействительность договора в указанной части.
Кроме того, во исполнение поручения Президента РФ от 22 ноября 2010г. N Пр-3366 жилой дом, с квартирой, в которой проживает истец, подлежит передаче в муниципальную собственность, в связи с чем, такое жилое помещение утрачивает статус служебного. Как указал ответчик, до настоящего времени спорная квартира в муниципальную собственность не передана.
Принимая во внимание, что несвоевременное оформление передачи жилого помещения в муниципальную собственность не должно влечь нарушение прав граждан на проживание в квартире на условиях социального найма, судебная коллегия находит правильными выводы суда об удовлетворении иска Аксенчик А.Г. о признании квартиры утратившей статуса служебного и признании за ним права на проживание в квартире на условиях социального найма.
Судом первой инстанции, при рассмотрении дела по существу, правильно определены юридически значимые для дела обстоятельства, верно проанализированы представленные доказательства и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы ответчика ФГКУ "Центральное ТУИО" об отсутствии оснований для предоставления истцу спорного жилого помещения на основании договора социального найма полностью повторяют доводы возражений на иск, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, не опровергают правильности выводов суда, в связи с чем, не принимаются судебной коллегией во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда, как необоснованные.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с постановленным по делу решением и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Заочное решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 04 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ "Центральное ТУИО" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.