ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 декабря 2016 г., дело N 3а-53/2016
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Августиной И.Д.
при секретаре судебного заседания ФИО2
с участием прокурора ФИО3, административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО11, представителей административных ответчиков ФИО7, ФИО8, ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску ФИО1 о признании недействительными ч.1 ст. 6, ч.5 ст.10, п.1 ч.2 ст.32, п.1 ч.2 ст.33, п.1 ч.3 ст.34, п.1 ч.2 ст.35, п.1 ч.2 ст. 37, п.1 ч.2 ст.38, п.1 ч.2 ст.48 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", утвержденных решением собрания депутатов г.Махачкалы N от 26.05.2016г.,
УСТАНОВИЛ:
Собранием депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" "дата" принято решение N "Об утверждении Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала".
Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" официально опубликованы в издании "Махачкалинские известия" N от "дата".
ФИО1 обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании недействительными ч.1 ст. 6, ч.5 ст.10, п.1 ч.2 ст.32, п.1 ч.2 ст.33, п.1 ч.3 ст.34, п.1 ч.2 ст.35, п.1 ч.2 ст. 37, п.1 ч.2 ст.38, п.1 ч.2 ст.48 указанных Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" ( далее ПЗЗ).
В обоснование исковых требований административный истец указал, что оспариваемые нормы ПЗЗ нарушают его права жителя города и собственника расположенного в г.Махачкале земельного участка. Кроме того, оспариваемые положения позволяют хаотичную и незаконную застройку г.Махачкалы.
Часть 1 статьи 6 ПЗЗ противоречит нормам Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 6 ПЗЗ действие Правил застройки не распространяется на градостроительные планы земельных участков, выданные до вступления в силу настоящих Правил застройки. Собственники земельных участков и арендаторы земельных участков имеют право осуществить любое строительство в соответствии с видами разрешенного использования и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, содержащимися в таком градостроительном плане земельного участка.
Между тем, градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из градостроительной документации, применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. Градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в градостроительной документации в отношении территории, на которой расположен данный участок. В частности, в градостроительном плане дается характеристика земельного участка и возможность его использования, в том числе и возможность осуществления строительства на нем соответствующих объектов с учетом расположения земельных участков в определенных территориальных зонах и видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч.3 ст. 44 ГрК РФ).
Учитывая производный характер градостроительного плана земельного участка, в случае внесения каких-либо изменений в утвержденную документацию о планировке и межевании территории, в правила землепользования и застройки, в градостроительные регламенты, соответствующая выписка из указанных документов (градостроительный план земельного участка), сделанная до внесения соответствующих изменений, сохраняет свою актуальность только в части, не противоречащей градостроительной документации, а в остальной части необходимые сведения дополняются непосредственно положениями действующей градостроительной документации (в том числе правил землепользования и застройки).
Часть 5 статьи 10 ПЗЗ не соответствует положениям ГрК РФ.
В соответствии с ч.5 ст. 10 ПЗЗ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований с учетом соблюдения требований технических регламентов, санитарных норм, нормативов градостроительного проектирования Республики Дагестан и/или городского округа "город Махачкала", публичных сервитутов, предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции, ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в зонах с особыми условиями использования территории и других требований, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Однако, как указано в ч.4 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
П.1 ч.2 ст.32, п.1 ч.2 ст.33, п.1 ч.3 ст.34, п.1 ч.2 ст.35, п.1 ч.2 ст. 37, п.1 ч.2 ст.38, п.1 ч.2 ст.48 ПЗЗ не соответствуют принципу правовой определённости.
Вышеуказанными норами ПЗЗ установлены минимальные и максимальные размеры земельных участков для строительства и реконструкции объектов капитального строительства.
Так, в соответствии п.1 ч.2 ст. 35 ПЗЗ минимальные размеры земельных участков для размещения малоэтажного жилого дома до 3 этажей рассчитываются исходя из нормы 1,43 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений, максимальные размеры - из нормы 3,57 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений.
Между тем, положения закона, касающиеся возможных ограничений прав и свобод, должны быть ясны и определенны. Этот принцип, вытекающий из требований статьи 19 Конституции Российской Федерации, неоднократно был выражен в позициях Конституционного Суда как необходимое условие недопущения произвола при применении закона. Установленные ограничения должны быть четки и понятны любому гражданину и должностному лицу. Норма не должна допускать произвольного толкования, ясно устанавливать пределы ограничений и степень усмотрения исполнительных органов. В противном случае нарушается принцип верховенства закона (ст. 76, 90, ч. 3, 115, ч. 3, Конституции Российской Федерации).
Административный истец полагает, что указанные пункты ПЗЗ, обязывающие правообладателя проектировать объекты капитального строительства в привязке к размеру земельного участка, являются неясными и не соответствуют принципу правовой определенности.
В дополнении к административному исковому заявлению указано, что в соответствии со ст.38 ГрК РФ предельные параметры разрешенного строительства могут включать в себя максимальный процент застройки, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; иные показатели. Иным показателем, в частности, может быть коэффициент, определяющий отношение максимальной площади помещений в возводимом объекте, к площади участка (коэффициент использования территории). Институт предельных размеров земельных участков не тождественен институту "предельных параметров разрешенного строительства".
В возражении на административное исковое заявление представитель Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" ФИО4 просит отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Ч.1ст.6 ПЗЗ соответствует требованиям п.3 ч.1 ст.30 ГрК РФ, содержание данной нормы обусловлено необходимостью соблюдения прав и законных интересов граждан, гарантированных им ранее, невозможностью ухудшения их положения по сравнению с тем, которое может иметь место после внесения соответствующих изменений.
Ч.5 ст. 10 ПЗЗ не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, носит поясняющий характер. Необходимость учета требований технических регламентов, санитарных норм и иных перечисленных в рассматриваемой норме условий, не является по своей сути дополнительным согласованием.
В соответствии с п.1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Пунктом 3 части 3 статьи 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городских округов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности.
Согласно п.3 ч.2 ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя, в числе прочего, градостроительные регламенты.
Пунктом 2 части 6 статьи 30 ГрК РФ установлено, что в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются также предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу п.1 ч.1 ст.38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя, помимо прочего, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Аналогичные письменные возражения представили в суд представитель Собрания депутатов городского округа "город Махачкала" ФИО5 и начальник МКУ "Управление архитектуры и градостроительства города Махачкалы" ФИО6
В судебном заседании административный истец ФИО1 и его представитель ФИО11 поддержали заявленные требования по указанным основаниям.
Представители административных ответчиков ФИО7, ФИО8, ФИО9 исковые требования не признали по указанным в письменных возражениях основаниям.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора прокуратуры Республики Дагестан ФИО3, просившего исковые требования удовлетворить в части, признать недействующей ч.5 ст.10 ПЗЗ, суд приходит к следующему.
В статье 3 ГрК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В силу подпунктов 1 - 4 пункта 3 статьи 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе, подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Статьей 30 ГрК РФ определено, что Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (п. 2 ст.30 ГрК РФ).
Судом установлено, что оспариваемые Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" приняты в пределах полномочий Собрания депутатов г. Махачкалы по вопросам, отнесенным к его ведению.
Предусмотренный статьями 31,32 ГрК РФ порядок подготовки проекта ПЗЗ и его утверждения соблюден.
Согласно ч.1 ст. 6 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" действие Правил застройки не распространяется на градостроительные планы земельных участков, выданные до вступления в силу настоящих Правил застройки. Собственники земельных участков и арендаторы земельных участков имеют право осуществить любое строительство в соответствии с видами разрешенного использования и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, содержащимися в таком градостроительном плане земельного участка.
Административный истец считает, что положения ч.1 ст.6 ПЗЗ в части их не распространения на градостроительные планы земельных участков, выданных до вступления в силу ПЗЗ, нарушают его права, т.к. при внесении в градостроительные регламенты изменений, соответствующие изменения должны быть внесены и в производные от них градостроительные планы.
Доводы административного истца не основаны на законе.
В соответствии со ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу ч. 7 ст. 51 ГрК РФ застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти заявление о выдаче разрешения на строительство, к которому в числе других документов прилагается градостроительный план земельного участка.
По смыслу ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
При этом градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (ч. 3 ст. 85 ЗК РФ).
В силу ч. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости, не соответствующие установленному градостроительному регламенту территориальных зон (а именно: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом), могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В силу ч.8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Следовательно, по смыслу указанных норм права, принятие ПЗЗ либо их изменение не отменяет градостроительные планы, разрешения на строительство, выданные ранее.
Суд считает, что норма ч.1 ст.6 ПЗЗ соответствует общеправовому принципу правовой определенности.
Также в соответствии с принципом "Закон обратной силы не имеет" правила землепользования и застройки не могут распространять свое действие на правоотношения, возникшие до их вступления в силу, если положение граждан и юридических лиц ухудшается по сравнению с ранее действовавшими нормами; если лицо понесло затраты на подготовку проектной документации в соответствии и на основании градостроительного плана земельного участка, а спроектированный объект капитального строительства не вошел в перечень видов разрешенного использования земельных участков, то обязательное применение правил землепользования и застройки обяжет привести проектную документацию в соответствие с градостроительным регламентом, что, безусловно, ухудшит положение такого лица.
С учетом изложенного ч.1 ст. 6 ПЗЗ не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемые административным истцом п. 1 ч.2 ст.32, п.1 ч.2 ст.33, п.1 ч.3 ст.34, п.1 ч.2 ст.35, п.1 ч.2 ст. 37, п.1 ч.2 ст.38, п.1 ч.2 ст.48 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" предусматривают предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к соответствующим зонам застройки:
- для многоквартирной жилой застройки повышенной этажности (17-25 этажей) минимальные размеры земельных участков для размещения многоэтажного жилого дома рассчитываются исходя из нормы 0,64 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений, максимальные размеры - из нормы 0,69 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений ( п.1ч.2 ст.32 ПЗЗ);
- для многоквартирной многоэтажной жилой застройки (9-16 этажей) минимальные размеры земельных участков для размещения многоэтажного жилого дома рассчитываются исходя из нормы 0,69 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений, максимальные размеры - из нормы 1,16 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений ( п.1ч.2 ст.33 ПЗЗ);
- для многоквартирной среднеэтажной жилой застройки (4-8 этажей) минимальные размеры земельных участков для размещения среднеэтажного жилого дома рассчитываются исходя из нормы 1,31 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений, максимальные размеры - из нормы 1,59 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений ( п.1ч.2 ст.34 ПЗЗ);
- для многоквартирной малоэтажной жилой застройки (1-3 этажа) минимальные размеры земельных участков для размещения малоэтажного жилого дома до 3 этажей рассчитываются исходя из нормы 1,43 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений, максимальные размеры - из нормы 3,57 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений ( п.1ч.2 ст.35 ПЗЗ);
- для зоны смешанной застройки (жилая и общественно-деловая). Жилая многоквартирная (9-19 этажей) минимальные размеры земельных участков для размещения многоэтажного жилого дома рассчитываются исходя из нормы 0,64 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений, максимальные размеры - из нормы 0,69 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений ( п.1ч.2 ст.37 ПЗЗ);
- для зоны смешанной застройки (жилая и общественно-деловая). Жилая многоквартирная (4-7 этажей) минимальные размеры земельных участков для размещения многоэтажного жилого дома рассчитываются исходя из нормы 1,31 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений, максимальные размеры - из нормы 1,59 кв.м. на 1 кв.м. общей площади жилых помещений ( п.1ч.2 ст.38 ПЗЗ);
- для научно-производственной зоны предельные размеры земельных участков научных организаций: 1000 кв.м. не более 0,14-0,2 га -для естественных и технических наук, 0,1-0,12 га - для общественных наук; банк, контора, офис, коммерческо-деловой объект- по заданию на проектирование (п.1ч.2 ст.48 ПЗЗ.
Оспариваемые административным истцом указанные положения п.1 ч.2 ст.32, п.1 ч.2 ст.33, п.1 ч.3 ст.34, п.1 ч.2 ст.35, п.1 ч.2 ст. 37, п.1 ч.2 ст.38, п.1 ч.2 ст.48 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административного истца не нарушают.
Согласно ст. 38 ГрК РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка;
5) иные показатели.
Как видно из содержания указанных выше оспариваемых административным истцом норм, они не противоречат норме статьи 38 ГрК РФ.
Довод административного истца о том, что в указанных нормах не приведен показатель коэффициента плотности застройки, суд находит несостоятельным, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
Приведенные в указанных нормах ППЗ предельные минимальные размеры земельных участков в сочетании с предельными параметрами разрешенного строительства в зависимости от этажности зданий и площади жилых помещений, не порождают неопределенности в реализации прав в области градостроительных отношений.
Вопреки доводам административного истца установленная ППЗ регламентация предельных параметров разрешенного строительства препятствует хаотичной застройке г. Махачкала, поскольку устанавливает вполне определенные критерии многоэтажной, среднеэтажной и малоэтажной застройки, в соответствии с требованиями ст. 38 ГрК РФ.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3), к числу которых относятся Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, предусматривающие соответственно в статьях 11.9 и 30 необходимость соблюдения при образовании и изменении земельных участков их предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров, установленных правилами землепользования и застройки. При этом, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодательные требования, касающиеся предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, направлены на обеспечение рационального использования земель (определения от "дата" N 186-О-О и от "дата" N 1598-О).
Оспариваемые административным истцом положения п. 1 ч.2 ст.32, п.1 ч.2 ст.33, п.1 ч.3 ст.34, п.1 ч.2 ст.35, п.1 ч.2 ст. 37, п.1 ч.2 ст.38, п.1 ч.2 ст.48 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" не противоречат Конституции Российской Федерации, Земельному и Градостроительному кодексам Российской Федерации.
Частью 5 статьи 10 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления городского округа "город Махачкала", государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно,
с учетом соблюдения требований технических регламентов, санитарных норм, нормативов градостроительного проектирования Республики Дагестан и/или городского округа "город Махачкала", публичных сервитутов, предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции, ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в зонах с особыми условиями использования территории, и других требований, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Содержание части 5 статьи 10 ПЗЗ содержит внутреннее противоречие. С одной стороны, норма предусматривает право участника градостроительных правоотношений самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, с другой стороны обусловливает реализацию этого права соблюдением указанными лицами определенных требований, что налагает дополнительные ограничения, в том числе, сопряженные со сбором дополнительных справок.
В части установления условий выбора основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства норма части 5 статьи 10 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" противоречит части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются
самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Суд считает, что указание в части 5 статьи 10 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" на необходимость учета при выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства требований технических регламентов, санитарных норм, нормативов градостроительного проектирования Республики Дагестан и/или городского округа "город Махачкала", публичных сервитутов, предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции, ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в зонах с особыми условиями использования территории, и других требований, установленных в соответствии с действующим законодательством, создает не предусмотренные федеральным законодательством ограничения при реализации данного права участниками градостроительных отношений.
Ввиду изложенного норма ч.5 ст.10 ПЗЗ в части указания на
соблюдение требований технических регламентов, санитарных норм, нормативов градостроительного проектирования Республики Дагестан и/или городского округа "город Махачкала", публичных сервитутов, предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции, ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в зонах с особыми условиями использования территории, и других требований, установленных в соответствии с действующим законодательством, при выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, противоречит федеральному законодательству.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая вышеизложенное, и поскольку часть 5 статьи 10 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" N от "дата", в указанной части не соответствует требованиям федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере градостроительной деятельности, нарушает права административного истца, административное исковое заявление подлежит в указанной части удовлетворению.
Оснований для удовлетворения административных исковых требований в остальной части суд не усматривает по указанным выше основаниям.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215,217 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Признать недействующей со дня вступления решения суда в законную силу часть 5 статьи 10 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", утвержденных решением Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" N от "дата", в части указания в ней на соблюдение при самостоятельном выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства требований технических регламентов, санитарных норм, нормативов градостроительного проектирования Республики Дагестан и/или городского округа "город Махачкала", публичных сервитутов, предельных параметров разрешенного строительства и реконструкции, ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных в зонах с особыми условиями использования территории, и других требований, установленных в соответствии с действующим законодательством.
В удовлетворении остальной части исковых требований о признании недействительными ч.1 ст. 6, п.1 ч.2 ст.32, п.1 ч.2 ст.33, п.1 ч.3 ст.34, п.1 ч.2 ст.35, п.1 ч.2 ст. 37, п.1 ч.2 ст.38, п.1 ч.2 ст.48 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", утвержденных решением собрания депутатов г.Махачкалы N от 26.05.2016г., отказать.
Обязать Собрание депутатов городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу в официальном издании "Махачкалинские известия".
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба (представление) в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение принято "дата"
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан И.Д.Августина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.