Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.,
судей Дмитриевой О.С., Кавуновой В.В.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика жилищно-строительного кооператива N3 на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 30 августа 2016 года по делу по иску территориального отдела в Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в интересах неопределенного круга лиц к жилищно-строительному кооперативу N3 о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Территориальным отделом в г.Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в рамках административного расследования по делу об административном правонарушении *** в отношении юридического лица ЖСК *** было установлено, что для жилого дома N *** по "адрес" в соответствии с требованиям п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" не оборудована контейнерная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь автотранспорта под сборники (контейнеры) для сбора бытовых отходов и мусора на расстоянии не менее 20 м., но не более 100 м. от многоквартирного жилого дома *** по "адрес".
Ближайшая к жилому дому *** по "адрес" контейнерная площадка, используемая ЖСК-3 для сбора твердых бытовых отходов, расположена на придомовой территории жилого дома *** по "адрес", обслуживающей организацией которого является ТСЖ "Альянс". У ЖСК-3 отсутствуют какие - либо документы, подтверждающие право использовать данную контейнерную площадку, в том числе договор аренды и другие договоры.
Вместе с тем, у ответчика имеется с ООО "Ремстройбыт" договор от ДД.ММ.ГГ на оказание услуг по сбору, транспортированию и утилизации твердых бытовых отходов и обслуживанию контейнерных стоянок, в том числе в отношении дома по "адрес".
Использование ближайшей к дому по "адрес" контейнерной площадки по "адрес" не дает возможности использовать данную площадку на постоянной основе, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие человека, в связи с чем территориальный отдел в г.Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в интересах неопределенного круга потребителей обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия ответчика ЖСК -3 по необорудованию контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов многоквартирного жилого дома N *** по "адрес", возложении обязанности оборудовать площадку для сбора твердых бытовых отходов на расстоянии не менее 20 м., но не более 100 м. от многоквартирного жилого дома *** по "адрес", обеспечив наличие на указанной площадке бетонного или асфальтового покрытия, бордюра и зеленых насаждений (кустарников) по периметру, подъездной путь для автотранспорта и освещение в вечернее время суток.
Представитель территориального отдела в г.Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ЖСК N3 в судебном заседании исковые требования не признал.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 30 августа 2016 года исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным бездействие жилищно - строительного кооператива N 3 по неисполнению обязанности по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов, расположенной около жилого дома по адресу "адрес" Алтайского края.
На жилищно - строительный кооператив N3 возложена обязанность оборудовать площадку для сбора твердых бытовых отходов для обслуживания многоквартирного дома *** "адрес" на расстоянии не менее 20 м., но не более 100 м. до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом, обеспечив наличие на указанной площадке бетонного или асфальтового покрытия, бордюра и зеленых насаждений по периметру, подъездной путь автотранспорта и освещение вечернее время суток в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскана с жилищно - строительного кооператива N 3 государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края в размере "данные изъяты".
С решением суда не согласился ответчик.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое об отказе в иске.
В обоснование жалобы указывает, что в нарушение положений Постановления Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 года, которым утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, собственниками спорного дома на общем собрании не принято решение о включении в перечень услуг и работ таких работы как бетонирование или асфальтирование покрытий площадки, посадка зеленых насаждений, обеспечение удобных подъездных путей, поэтому управляющая компания не вправе самостоятельно распоряжаться на указанные цели денежными средствами, принадлежащими собственникам дома.
Не учел суд, что ответчик, заключив договор на вывоз мусора и содержание в порядке площадки для сбора твердых бытовых отходов, тем самым в полном объеме выполнил свои обязанности по организации вывоза мусора.
Не принял суд во внимание, что придомовая территория многоквартирного дома не позволяет организовать для дома отдельную площадку с указанными в решении суда характеристиками.
Апеллянт считает, что организация площадки на придомовой территории дома по "адрес" поставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика на доводах жалобы настаивал в полном объеме, указав, что на придомовой территории невозможно организовать такую площадку.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность принятого решения в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судом первой инстанции установлено, что управляющей организацией, обслуживающей жилой многоквартирный дом по "адрес", является ЖСК N 3.
Проведенным территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах административным расследованием установлено, что юридическим лицом ЖСК-3 в г.Рубцовске для обслуживания дома по "адрес" в районе жилого дома *** по "адрес" организована не санкционированная контейнерная площадка с нарушением требований санитарного законодательства, а именно отсутствует ограждение, освещение и асфальтно - бетонное покрытие.
Жители дома по "адрес" пользуются контейнерной площадкой, находящейся на придомовой территории многоквартирного дома по "адрес", который обслуживается другой управляющей компанией. С целью вывоза бытовых отходов с данной площадки ответчиком был заключен договор *** от ДД.ММ.ГГ с ООО "Ремстройбыт" на оказание возмездных услуг по вывозу твердых бытовых отходов.
Согласно ответу администрации города Рубцовска Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ обращений от ЖСК N3 в администрацию города Рубцовска Алтайского края по вопросу выделения земельного участка под оборудование площадки для сбора твердых бытовых отходов не поступало. Земельный участок под оборудование площадок для сбора твердых бытовых отходов по обслуживанию домов по "адрес" и по "адрес" администрацией города Рубцовска Алтайского края не предоставлялся. Контейнерная площадка, расположенная в районе дома *** по "адрес", находится на придомовой территории вышеуказанного дома, обслуживается ТСЖ "Альянс". Суд первой инстанции, рассматривая настоящий спор, руководствуясь подлежащим применению законом, пришел к выводу о незаконности бездействия ответчика по необорудованию отвечающей предъявляемым к ней требованиям контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов для многоквартирного дома по "адрес" и понуждению к совершению указанных действий, так как представленными доказательствами подтверждены обстоятельства отсутствия надлежаще организованной контейнерной площади для многоквартирного жилого дома по "адрес".
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", устанавливающие обязательные санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве и эксплуатации жилых зданий и помещений, предназначенных для постоянного проживания.
В соответствии с пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 8.2.5. для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-противоэпидемиологическими мероприятиями являются организационные, административные, инженерно-технические, медикосанитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний и их ликвидацию.
В соответствии с п. 2.8 Правил благоустройства города Рубцовска, утвержденных решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15.10.2009 N 266, организация сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов, крупно габаритного и строительного мусора от ремонта жилых помещений в жилых многоквартирных домах осуществляется управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК, а также собственниками многоквартирных домов, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирными домами в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
В силу пункта 2.9. "Правил благоустройства города Рубцовска", для сбора отходов и мусора физические и юридические лица, указанные в п. 2.1 Правил, а также должностные лица организуют место временного хранения отходов на закрепленной за ними территории, организуют своевременный вывоз и осуществляют своевременную уборку.
Пунктом 2.11. "Правил благоустройства города Рубцовска" установлено, что организации, управляющие (обслуживающие) жилищным фондом, обязаны обеспечить содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций), не допускать переполнения контейнеров и загрязнения прилегающей территории вследствие их переполнения.
Пунктом 2.12 Правил устанавливает, что управляющие организации по обслуживанию жилищного фонда, ТСЖ, ЖСК и собственники многоквартирных домов, выбравшие непосредственный способ управления, обязаны обеспечивать своевременную уборку территорий и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием.
Проанализировав приведенные нормы и установив, что ответчик, обслуживая дом по "адрес", не организовал на придомовой территории или на специально предоставленной территории контейнерную площадку для сбора твердых бытовых отходов, которая бы соответствовала предъявляемым к ней требованиям, суд первой инстанции правильно признал бездействие ответчика незаконным и возложил обязанность оборудовать такую площадку.
Осуществление сбора для указанного дома твердых бытовых отходов на контейнерной площадке по "адрес", которая также не оборудована в соответствии с предъявляемым к ней требованиям и которая находится на придомовой территории другого многоквартирного дома, обслуживаемого другой эксплуатационной организацией, судом первой инстанции правильно признано не отвечающим требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, так как не обеспечивает постоянный сбор и вывоз отходов для дома по "адрес" и не гарантирует безопасность такой услуги.
Ответчик в нарушение положений ст.56 Гражданского процессуального законодательства не предоставил доказательства, что в установленном порядке разрешилвопрос о предоставлении земельного участка для организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов для многоквартирного дома по "адрес".
Так же не предоставил ответчик доказательства, что в соответствии с требованиями действующего законодательства им разрешен вопрос об оборудовании такой площадки на территории, принадлежащей собственникам другого многоквартирного дома.
Бездействие ответчика по оборудованию специальной площадки приводит к тому, что фактически существующая площадка по "адрес", которая обслуживает несколько домов, относящихся к разным компаниям, не оборудована в соответствии с предъявляемым к ней требованиям и не содержится в надлежащем санитарном состоянии.
Не может судебная коллегия согласиться с доводом жалобы ответчика о невозможности обустройства контейнерной площадки без решения об этом собственников дома, поскольку из норм приведенного выше действующего законодательства следует, что на обслуживающую организацию возложена обязанность по предоставлению услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, соответственно на исполнителя услуги возложена обязанность обеспечить безопасность такой услуги путем оборудования площадки, отвечающей предъявляемым к ней требованиям.
Довод жалобы ответчика о том, что им ввиду заключения договора на вывоз мусора и содержание в порядке площадки для сбора твердых бытовых отходов выполняются свои обязанности по организации вывоза мусора, судебная коллегия признает несостоятельным, так как заключение такого договора при отсутствии в установленном порядке разрешения вопроса о предоставлении земельного участка под площадку и ее оборудовании не обеспечивает постоянное предоставление услуги надлежащего качества.
Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции оценил в решении довод ответчика о невозможности организации площадки на придомовой территории дома по "адрес" и указал на возможность организации такой площадки в ином порядке, в частности путем предоставления земельного участка в аренду.
Несостоятелен довод жалобы о том, что организация площадки на придомовой территории дома по "адрес" поставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, так как судом на ответчика не возложена обязанность по оборудованию площадки именно на придомовой территории указанного дома.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с судебным решением и направлены на переоценку доказательств, оцененных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика жилищно-строительного кооператива N3 на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 30 августа 2016 года оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.