Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Алешко О.Б.
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителей истца Е.И, - Е.А., Т.Н. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 11 октября 2016 года по делу
по иску Е.И, к ООО "УК "Наш Дом" о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Е.И, обратился в суд с иском к ООО "УК "Наш Дом" о защите прав потребителей, в котором просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб. за непредставление услуги по горячему водоснабжению надлежащего качества в январе 2015 года, а также взыскать расходы на представителя в размере 4 000 руб.
В обоснование требований указал, что является нанимателем квартиры "адрес". ООО "УК "Наш Дом" является компанией, обслуживающей жилой многоквартирный дом, в котором проживает истец. Санитарно-эпидемиологическими правилами определены требования к качеству горячей воды, подаваемой потребителям при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению по такому показателю, обеспечивающему её безопасность как температура. Данный показатель характеризуется минимальным (не ниже 60°С) и максимальным пределом (не выше 75°С) и не допускает отклонений от указанного температурного режима, при соблюдении которого обеспечивается качество коммунальной услуги. В январе 2015 года управляющая компания предоставляла услугу по горячему водоснабжению ненадлежащего качества и температура горячей воды была менее установленной санитарными правилами, что подвергало жизнь и здоровье потребителя опасности заражения инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 градусов.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Е.И, оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представители истца просят решение суда отменить, удовлетворить исковые требования.
В обоснование жалобы ссылаются на то, что в доме "адрес" стоят приборы учета, которые фиксируют температуру воду. В материалах дела имеется копия решения суда, которой установлен факт предоставления услуги по горячему водоснабжению в ноябре 2014 года ненадлежащего качества, данное нарушение является длящимся, при этом ответчиком не предоставлено доказательств прекращения отклонений от температурного режима при подаче воды. Управляющая организация является надлежащим ответчиком по искам потребителей. Она, как сторона по договору энергоснабжения, была уполномочена предъявлять к энергоснабжающей организации претензии в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по договору, принимать иные меры для недопущения нарушения прав потребителей. Отказ от доказывания ответчиком поставки воды надлежащего качества не свидетельствует о его освобождении от гражданско - правовой ответственности, что предусмотрено действующим законодательством. Суд пришел к неправильному выводу о злоупотреблении истцом своим правом.
В суде апелляционной инстанции представитель истца - Е.А. на доводах жалобы настаивал, просил решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием для рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, выслушав представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В суде первой инстанции установлено, что Е.И, является нанимателем квартиры "адрес", что подтверждается договором найма жилого помещения и оказания жилищно-коммунальных услуг в домах муниципального жилищного фонда.
Управляющей компанией многоквартирного жилого дома "адрес" является ООО "УК "Наш Дом", что сторонами не оспаривается.
В силу ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям Правил, установленных Правительством Российской Федерации. Аналогичную ответственность несет перед собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация.
Согласно п. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения.
Пункт 1 ст. 543 ГК РФ предписывает абоненту немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправности приборов учета и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Данные правила в силу ст. 548 названного кодекса применяются и к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, газом, водой, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу п. 2.4 СанПин 2.1.4.2496-09, утвержденных Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации N 20 от 07.04.2009 г. температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов и не выше 75 градусов Цельсия.
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 градусов; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 градуса.
Истец, обращаясь в суд с иском о защите прав потребителей, указывает, что ему в январе 2015 года была представлена услуга по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.
На основании ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу положений ст.ст. 3, 11 ГК РФ, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениям п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Граждане, являющиеся нанимателями квартир в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем, на данные правоотношения распространяются положения Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей".
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 4 Закона "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ).
Следовательно, исходя из содержания и общего смысла Закона "О защите прав потребителей", истец (потребитель) обязан доказать сам факт оказания услуги ему ненадлежащего качества и возникших последствий, а ответчик обязан доказать факт отсутствия причинной связи между продажей товара ненадлежащего качества (некачественной услугой) и наступившими последствиями.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязанность доказать факт непредоставления услуги надлежащего качества и нарушение прав Е.И, непредоставлением ООО "УК "Наш Дом" услуги "горячее водоснабжение" надлежащего качества в рассматриваемом случае возлагается на истца.
Согласно п. 105 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домов и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
В силу п. 106 Правил предоставления коммунальных услуг сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом в качестве обязанности потребителя данный пункт предусматривает сообщение потребителем своих данных (фамилии, имени и отчества), а также точного адреса помещения, в котором обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вида такой коммунальной услуги, а в качестве обязанности сотрудника аварийно-диспетчерской службы - сообщение потребителю сведений о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилии, имени и отчества), номера, под которым зарегистрировано сообщение потребителя, и времени регистрации сообщения.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 28.08.2014 г. N АПЛ14-343), из содержания п.п. 105, 106 Правил предоставления коммунальных услуг усматривается, что в них прописана процедура сообщения потребителем в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя о фактах нарушения качества коммунальных услуг, а также порядок регистрации этого сообщения с указанием обязательных сведений, сообщаемых при регистрации как потребителем, так и работником аварийно-диспетчерской службы.
Таким образом, потребитель Е.И, в случае получения в январе 2015 года услуги ненадлежащего качества имел возможность своевременно зафиксировать факт нарушения своего права.
При этом как следует из пояснений представителя истца в суде первой инстанции, Е.И, не сообщал в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя о фактах нарушения качества коммунальных услуг, следовательно, не исполнил порядок установления факта ненадлежащего исполнения обязательства ООО "УК "Наш Дом", определенный п.п. 105, 106 Правил предоставления коммунальных услуг.
Судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении дела истцом не доказан факт того, что услуга "горячее водоснабжение", предоставленная ООО "УК "Наш Дом" в январе 2015 года потребителю Е.И,, не отвечала установленным требованиям по качеству, а именно по температурному режиму.
Довод жалобы о том, что предоставление услуги по горячему водоснабжению ненадлежащего качества в январе 2015 года истцу подтверждается представленной в материалы дела копией решения Рубцовского городского суда от 29.08.2016 г. по делу ***, судом отклоняется, поскольку решением Рубцовского городского суда от ДД.ММ.ГГ по иску Е.И, к ООО "УК "Наш Дом" о защите прав потребителя был установлен факт предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в иной период, а именно в ноябре 2014 года.
Иные доводы, указанные в жалобе, также не влекут отмену решения суда, поскольку не содержат правовых оснований, опровергающих выводы суда первой инстанции, а также не содержат обстоятельств, которые не установлены судом первой инстанции и которые могут повлечь отмену решения суда.
Юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, выводы суда мотивированы и соответствуют материалам дела, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителей истца Е.И, - Е.А., Т.Н. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 11 октября 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Репринцева Н.Ю. Дело N 33-13888/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(Резолютивная часть)
21 декабря 2016 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Алешко О.Б.
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителей истца Е.И, - Е.А., Т.Н. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 11 октября 2016 года по делу
по иску Е.И, к ООО "УК "Наш Дом" о защите прав потребителей.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителей истца Е.И, - Е.А., Т.Н. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 11 октября 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.