Судья Краснодарского краевого суда Песецкая С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гращенко А.В. на решение судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 17 октября 2016 года по делу об административном правонарушении,
Установил:
Постановлением и.о. начальника Краснодарского отдела госнадзора по Краснодарскому краю ЮМТУ Росстандарта от " ... " года N " ... " должностное лицо - главный инженер Тимашевского филиала ОАО "Кубаньэнергосбыт" Гращенко А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, наказание назначено в виде штрафа в размере " ... " рублей.
Обжалуемым решением судьи Темрюкского районного суда Краснодарского края от 17 октября 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, " ... " просит решение судьи нижестоящей инстанции отменить, полагая его незаконным и необоснованным и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела и имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы жалоб, выслушав представителя Гращенко А.В. по доверенности " ... "., настаивавшего на удовлетворении жалобы, пояснения представителя территориального отдела /инспекции/ госнадзора по Краснодарскому краю ЮМТУ Росстандарта по доверенности " ... "., просившая оставить решение судьи без изменения, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи районного суда.
На основании ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии", Положением, утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 августа 2010 г. N 3053, ЮМТУ Госстандарта осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов до принятия Правительством Российской Федерации решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти.
Согласно подпункту "в" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля /надзора/ и муниципального контроля" ЮМТУ Госстандарта осуществляет внеплановые проверки по информации граждан о нарушении прав потребителей /в случае обращения граждан, права которых нарушены/.
В территориальный отдел /инспекцию/ госнадзора по Краснодарскому краю ЮМТУ Росстандарта обратилась группа граждан с жалобой о реализации им некачественной электрической энергии по адресу " ... ", по договорам энергоснабжения, в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.
Сети принадлежат ПАО "Кубаньэнерго", реализующей электрическую энергию.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами электроэнергетики являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии /мощности/, организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации /в пределах своей ответственности/, отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями /ч. 1 ст. 38 Закона об электроэнергетике/.
В силу статей 4 и 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару /работе, услуге/, продавец /исполнитель/ обязан передать потребителю товар /выполнить работу, оказать услугу/, соответствующий этим требованиям. Потребитель имеет право на то, чтобы товар /работа, услуга/ при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Не допускается продажа товара /выполнение работы, оказание услуги/, в том числе импортного товара /работы, услуги/, без информации об обязательном подтверждении его соответствия установленным требованиям.
В рассматриваемом случае продавалась сертифицированная электрическая энергия /товар/, а не сертифицированная коммунальная услуга.
То есть, предметом проверки являлся товар, подлежащий обязательной сертификации.
Техническое регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Согласно статье 1 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ указанный закон регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям /далее - продукция/, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования /включая изыскания/, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Статья 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ устанавливает понятие технического регулирования - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования /включая изыскания/, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования /включая изыскания/, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования /включая изыскания/, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные государственными стандартами, подлежат обязательному исполнению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Согласно п. 1.1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к электрической энергии устанавливаются ГОСТ 32144-13 и постановлением Правительством Российской Федерации от 01.12.2009 г. N 982, которым утверждается и ежегодно уточняется единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Электрическая энергия, которая ОАО "Кубаньэнергосбыт" продается гражданам для личных нужд, должна удовлетворять требованиям по безопасности, регламентированным ГОСТ 32144-13, и соответствие этим требованиям должно быть подтверждено третьей стороной /компетентной и независимой/ путем сертификации.
На основании ч. 1 ст. 542 Гражданского кодекса Российской Федерации качество подаваемой энергии /т.е. продукции/ должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Из содержания пункта 1 статьи 539 и пункта 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту /потребителю/ электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Общество взяло на себя обязательства по продаже гражданам по договорам энергоснабжения качественной и сертифицированной электроэнергии и не выполняет их на протяжении ряда лет.
Таким образом, субъект электроэнергетики ОАО "Кубаньэнергосбыт" отвечает перед потребителями за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующим договорам, в том числе за надежность снабжения их электрической энергией и ее качество в соответствии с техническими регламентами и иными обязательными требованиями /в данном случае - ГОСТ 32144-13/.
Показатели и нормы качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц, которые в данном случае является и точками общего присоединения, то есть электрическая энергия в данных точках передается нескольким потребителям, в том числе возможна передача электрической энергии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а следовательно, не может являться коммунальной услугой, устанавливает ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" /ранее ГОСТ 13109-97/.
Пункт 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 регламентирует качество электроэнергии по такому показателю как медленные изменения напряжения электропитания.
Для указанного выше показателя качества установлены следующие нормы: положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать +10% номинального или согласованного значения напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.
Доводы, изложенные в обращении граждан в административный орган, о реализации /поставке, продаже/ им некачественной электрической энергии по адресу " ... " в ходе контрольно-надзорных мероприятий были подтверждены.
Факт несоответствия реализуемой электрической энергии требованиям, предусмотренным ГОСТ 32144-2013, подтвержден актом проверки, протоколом испытаний, протоколом об административном правонарушении.
Часть 1 статьи 14.43. КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем /лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя/, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования /включая изыскания/, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции.
Согласно приказу об ответственности от " ... " года N " ... " Гращенко А.В. является должностным лицом, на которое возлагается ответственность за совершение нарушений.
Должностным лицом не представлены доказательства, подтверждающие факт реализации электроэнергии, соответствующей требованиям ГОСТ 32144-2013.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Вина Гращенко А.В. в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ доказана совокупностью собранных по делу доказательств, оцененных судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Субъектом данного правонарушения являются должностные лица и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ признаются виновными в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у них имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия должностным лицом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в его действиях вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с постановлением Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность правонарушения, имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
С учетом вышеизложенного отсутствуют основания для отнесения совершенного правонарушения к категории малозначительных.
Таким образом, суд первой инстанции, обоснованно пришел к выводу, что довод должностного лица о неправильной квалификации выявленного административного нарушения и необходимости квалифицировать действия по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является несостоятельным, поскольку в данном случае в результате рассмотрения обращения группы граждан, проживающих в " ... ", содержащего информацию о реализации им некачественной электрической энергии, а не на предоставление некачественных коммунальных услуг, установлен факт нарушения продавцом /ОАО "Кубаньэнергосбыт"/ обязательных требований /ГОСТ 32144-2013/ к продукции /электрической энергии/, а не нарушение требований к качеству коммунальных услуг. То есть, в данном случае ответственность за выявленные нарушения предусмотрена не главой 7 КоАП РФ "В области охраны собственности", а главой 14 КоАП РФ, а именно - "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций".
Доводы жалобы не могут быть приняты судьей в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, исследованных судом первой инстанции доказательств и не сдержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями административного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 17 октября 2016 года оставить без изменения, а жалобу Гращенко А.В. - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.