Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Топорковой С.А. единолично, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, Бурцева А.Д. на решение Якутского городского суда РС (Я) от 1 декабря 2016 года, которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Муниципального казенного учреждения "Департамент жилищных отношений" Городского округа "Город Якутск"
постановлено:
Постановление Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) от 01 ноября 2016 года N ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении Муниципального казенного учреждения "Департамент жилищных отношений" городского округа "Город Якутск" оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав пояснения представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу, Бурцева А.Д., представителя ГИТ по РС (Я) Бессонова И.М., суд
установил:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) Бессонова И.М. N ... от 1 ноября 2016 года юридическое лицо - МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "Г. Якутск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2016 года постановление ГИТ в РС (Я) оставлено без изменения, а жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением суда, представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу, Бурцев А.Д. обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с жалобой, в которой просит отменить оспариваемое решение и принять новое решение. В обоснование жалобы указал, что вывод суда о нарушении порядка привлечения юридического лица к административной ответственности не соответствует действительности, поскольку нарушения были устранены в ходе проверки, то есть до оформления соответствующего постановления.
В судебном заседании представитель МКУ "ДЖО" ГО "Г. Якутск" Бурцев А.Д. жалобу поддержал в полном объеме, пояснил, что дополнительные соглашения с работниками С., Б. и другими были заключены 31.10.2016 года, постановление было вынесено 01.11.2016 года, то есть на 1 день позднее, следовательно, правонарушение было устранено на момент вынесения постановления, а потому МКУ "ДЖО" не подлежит привлечению к административной ответственности. Просит решение суда отменить, жалобу удовлетворить.
Представитель ГИТ по РС (Я) Бессонов И.М. с жалобой не согласился, пояснил, что нарушения были устранены после проведения проверки, а потому это относится к смягчающему обстоятельству. Был назначен ко взысканию минимальный размер штрафа, предусмотренный санкцией статьи КоАП РФ. Документы об устранении нарушений и исполнении предписания МКУ "ДЖО" не предоставили, не все нарушения, указанные в предписании, были устранены, ввиду чего на сегодня проводится новая проверка другим инспектором.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
Ответственность по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ наступает за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", вступившим в силу с 01.01.2014 г., в ТК РФ внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (статьи 92, 117, 147 ТК РФ).
При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 г. должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона N 426-ФЗ.
Необходимо учитывать, что условия труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются обязательными для внесения в трудовой договор (ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
При этом статьей 57 ТК РФ не предусмотрены какие-либо временные отсрочки исполнения данной обязанности работодателя. В случае отсутствия на момент заключения трудового договора, недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
Из протокола об административном правонарушении от 31 октября 2016 года N ... установлено, что МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "Г. Якутск" допустило нарушение норм действующего трудового законодательства, а именно: в нарушение ст. 57 ТК РФ в трудовых договорах работников не содержатся гарантии и компенсации, установленные по результатам проведенной специальной оценкой условий труда; в нарушение ст. 136 ТК РФ трудовые договоры не содержат конкретной даты выплаты заработной платы.
Таким образом, как усматривается из протокола об административном правонарушении основанием для привлечения общества к административной ответственности на основании части 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили, помимо прочего, изложенные в акте проверки от 26.10.2016 г. N ... (л.д. 41-48) выводы о том, что в нарушение требований статьи 136 ТК РФ в трудовых договорах отсутствуют конкретные даты выплаты заработной платы.
Данные выводы вызывают сомнения в связи со следующим.
Трудовой кодекс Российской Федерации не регулирует конкретные сроки выплаты заработной платы, а также размеры аванса.
Конкретные сроки выплаты заработной платы, в том числе аванса (конкретные числа календарного месяца), а также размеры аванса, определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Согласно абз. 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия оплаты труда, в том числе размер оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты являются обязательными для включения в трудовой договор.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Между тем, данные положения не предусматривают обязательное включение в трудовой договор конкретных сроков выплаты заработной платы, в том числе аванса (конкретные числа календарного месяца), поскольку указанное требование определяется коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
Из материалов дела установлено, что п. 6.6.1 коллективного договора МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "Г. Якутск" на 2015-2017 годы предусмотрена выплата заработной платы два раза в месяц, не позже 1 и 16 числа каждого месяца (л.д. 23).
В связи с изложенным указание на это нарушение подлежит исключению из постановления главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) Бессонова И.М. N ... от 1 ноября 2016 года и судебных актов, принятых в порядке его обжалования, вынесенных в отношении МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "Г. Якутск" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ.
Поскольку исключение вышеуказанного обстоятельства по делу не исключает самого факта нарушения, другие вменяемые обществу нарушения трудового законодательства, касающиеся отсутствия содержания в трудовых договорах гарантий и компенсаций, установленных по результатам проведенной специальной оценкой условий труда, подтверждаются собранными доказательствами и иными материалами дела, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Совершенное МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "Г. Якутск" деяние квалифицировано по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами. В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Срок давности и порядок привлечения МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "Г. Якутск" к административной ответственности не нарушены.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что нарушения были устранены, то есть до вынесения соответствующего постановления были представлены дополнительные соглашения к трудовым договорам от 31.10.2016 г., не могут быть приняты во внимание, поскольку данное правонарушение было выявлено в момент проверки, устранение которого могло лишь повлиять на назначение административного наказания, как обстоятельство, смягчающее ответственность.
С учетом изложенного, принимая во внимание минимальный размер назначенного МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "Г. Якутск" административного наказания в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 5.27 названного Кодекса для юридических лиц, а именно - 50 000 руб., нахожу постановление административного органа от 1 ноября 2016 года и решение Якутского городского суда РС (Я) от 1 декабря 2016 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 1 декабря 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении МКУ "Департамент жилищных отношений" ГО "Город Якутск" о с т а в и т ь б е з и з м е н е н и я, а жалобу - б е з у д о в л е т в о р е н и я.
Судья Верховного Суда РС (Я): С.А. Топоркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.