Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Александровой А.В., судей Алексеевой Г.И., Степановой Э.А.,
при секретаре Яковлеве А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Меняйловой А.Н. к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о признании незаконным и отмене распоряжения, признании действий незаконными, обязании расторгнуть трудовой договор, заключить дополнительное соглашение к трудовому договору, принятии решения о присвоении классного чина, произведении перерасчета денежного содержания, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда, поступившее по апелляционной жалобе Меняйловой А.Н. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 21 октября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Алексеевой Г.И., судебная коллегия
установила:
Меняйлова А.Н. обратилась в суд с иском к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики с требованиями:
о признании незаконным и отмене распоряжения администрации г.Новочебоксарска Чувашской Республики от 04 июля 2016 года N "О сокращении штата работников администрации" в части сокращения ... отдела;
признании незаконными действий ответчика, выразившихся в ненаправлении ей уведомления о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений; незаключении с ней дополнительного соглашения к трудовому договору в части наименования должности и размера денежного содержания; проведении конкурса на должность должность управления при отсутствии отказа Меняйловой А.Н. от продолжении работы в новых условиях; принятии нового работника Кузьмина М.А. на должность должность управления; предоставлении очередного оплачиваемого отпуска с 19 сентября 2016 года без согласования с работником, невыплате части денежного содержания за август 2016 года и сентябрь 2016 года; неприсвоении классного чина муниципальной службы "классный чин", невыплате единовременного поощрения в связи с вручением в апреле 2015 года почетной грамоты за безупречную и эффективную муниципальную службу;
возложении на ответчика обязанности расторгнуть трудовой договор с Кузьминым М.А., заключить с Меняйловой А.Н. дополнительное соглашение к трудовому договору согласно прилагаемому проекту; принять решение о присвоении Меняйловой А.Н. классного чина "классный чин"; произвести перерасчет денежного содержания Меняйловой А.Н. за период с 25 июля 2016 года по день вынесения решения, исходя из размера денежного содержания должность управления администрации г.Новочебоксарска;
взыскании с ответчика задолженности по денежному содержанию муниципального служащего в размере руб., денежной компенсации за задержку выплаты части денежного содержания в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, по день фактического расчета включительно (на день предъявления иска размер денежной компенсации составляет руб.); денежного поощрения в связи с вручением почетной грамоты администрации г.Новочебоксарска за безупречную и эффективную муниципальную службу в размере руб.;
компенсации морального вреда в размере руб.
Иск мотивирован тем, что 10 апреля 2006 года истец была принята на муниципальную должность должность, 05 ноября 2014 года назначена на должность должность отдела администрации г.Новочебоксарска. В начале июня 2016 года утверждено новое штатное расписание, распоряжением о сокращении штата работников администрации от 04 июля 2016 года N упразднен ... отдел в составе 6 штатных единиц, создано ... управление в составе 7 штатных единиц с теми же функциями, целями и задачами, сокращена должность должность отдела, введена должность должность управления. Считает, что фактического сокращения должностей ... службы администрации не производилось, изменение штата свелось к переименованию служб и должностей, изменились только организационные условия труда, что влечет изменение условий трудового договора по инициативе работодателя, о которых работодатель должен был уведомить истца в письменной форме не позднее чем за 2 месяца, предложить ей работу в новых условиях, в связи с введением новой должности - " должность управления", произвести новый расчет денежного содержания. Поскольку работодатель этого не сделал, распоряжение "О сокращении штата работников администрации" является незаконным.
11 июля 2016 года работодатель уведомил ее о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата, 20 июля 2016 года вручил предложение о наличии вакантных должностей с предложением участвовать в конкурсе на должность должность управления. Учитывая, что она соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к должности должность управления, обладает необходимыми профессиональными знаниями и навыками, значительным практическим опытом муниципальной службы в администрации города Новочебоксарска, работодатель обязан был предложить ей вакантную должность должность управления вне конкурса и лишь при ее отказе провести конкурс на замещение данной должности. 02 августа 2016 года состоялся конкурс и на должность должность управления принят Кузьмин М.А., трудовой договор с которым заключен ранее указанной даты.
По истечении двухмесячного срока с момента уведомления о сокращении истца трудовой договор с ней не расторгнут, в настоящее время она занимает должность должность отдела, которая действующим штатным расписанием не предусмотрена.
Поскольку незаконными действиями ответчика нарушены ее трудовые права и права муниципального служащего, трудовой договор с Кузьминым М.А. подлежит расторжению по п. 10 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), а с ней должно быть заключено дополнительное соглашение об изменении наименования должности и оплаты труда с 25 июля 2016 года (даты заключения трудового договора с Кузьминым М.А.), начисляться и выплачиваться денежное содержание, исходя из оклада должность управления.
С июля 2016 года работодатель в отношении истца осуществляет дискриминационные действия. 13 сентября 2016 года она обратилась с заявлением о предоставлении отпуска с 27 сентября 2016 года и с 12 октября 2016 года по 14 октября 2016 года, так как в связи с продолжением трудовых отношений имелся остаток ежегодного оплачиваемого отпуска в количестве 10 дней. 13 сентября 2016 года распоряжением ей предоставлен отпуск с 19 сентября 2016 года по 28 сентября 2016 года в соответствии с графиком отпусков на 2016 год, при этом о времени начала отпуска она не была уведомлена в предусмотренный ст. 123 ТК РФ двухнедельный срок. 16 сентября 2016 года она повторно подала заявление о предоставлении отпуска на 4 дня в порядке ч. 2 ст. 124 ТК РФ, однако распоряжение об отпуске от 13 сентября 2016 года N работодатель не отменил и не изменил.
При выплате денежного содержания за август 2016 года ей не выплачена материальная помощь, в сентябре 2016 года не выплачена квартальная премия за III квартал 2016 года. Исходя из размера должностного оклада должность управления размер невыплаченной истцу материальной помощи составляет руб., размер подлежащей начислению и выплате премии за III квартал 2016 года за 19 отработанных в III квартале дней составляет руб.
По расчету истца по состоянию на 03 октября 2016 года проценты за задержку выплаты материальной помощи и премии составляют руб.
25 сентября 2016 года Меняйловой А.Н. должен был быть присвоен классный чин муниципальной службы "классный чин" в связи с истечением срока, установленного для прохождения муниципальной службы в классном чине "классный чин", предусмотренного ст. 6.1 Закона Чувашской Республики "О муниципальной службе в Чувашской Республике", однако соответствующее решение работодатель не принял, отказал в выдаче копии распоряжения о присвоении классного чина и копии трудовой книжки с внесенной записью о присвоении очередного классного чина. Считает, что указанные действия работодателя в отношении нее носят явно дискриминационный характер, направлены на сознательное и систематическое нарушение ее трудовых прав, что причинило ей моральный вред. В нарушение положения ст. 13 Закона Чувашской Республики "О муниципальной службе в Чувашской Республике", поощрив ее в апреле 2015 года почетной грамотой за безупречную и эффективную муниципальную службу, работодатель выплату единовременного поощрения не произвел.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Меняйлова А.Н., ее представитель Николаева В.Р. исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики и третье лицо Кузьмин М.А. исковые требования не признал.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 21 октября 2016 года постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Меняйловой А.Н. к администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики о признании незаконным и отмене распоряжения администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 04.07.2016 N "О сокращении штата работников администрации" в части сокращения ... отдела;
признании незаконными действий администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики, выразившихся в: не направлении Меняйловой А.Н. уведомления о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений; не заключении с Меняйловой А.Н. дополнительного соглашения к трудовому договору в части наименования должности и размера денежного содержания; проведении конкурса на должность должность управления при отсутствии отказа Меняйловой А.Н. о продолжении работы в новых условиях; принятии нового работника Кузьмина М.А. на должность должность управления; предоставлении очередного оплачиваемого отпуска с 19.09.2016 без согласования с работником; не выплате части денежного содержания за август 2016 г. и сентябрь 2016 г.; не присвоении классного чина муниципальной службы "классный чин"; не выплате единовременного поощрения в связи с вручением в апреле 2015 г. почетной грамоты за безупречную и эффективную муниципальную службу;
обязании администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики расторгнуть трудовой договор с Кузьминым М.А.; заключить с Меняйловой А.Н. дополнительное соглашение к трудовому договору согласно прилагаемому проекту; принять решение о присвоении Меняйловой А.Н. классного чина "классный чин"; произвести перерасчет денежного содержания Меняйловой А.Н. за период с 25.07.2016 по день вынесения решения, исходя из размера денежного содержания должность управления администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики;
взыскании с администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики задолженности по денежному содержанию муниципального служащего в размере руб., денежной компенсации за задержку выплаты части денежного содержания в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, по день фактического расчета включительно; денежного поощрения в связи с вручением почетной грамоты администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики за безупречную и эффективную муниципальную службу в размере руб.;
взыскании компенсации морального вреда в размере руб. отказать".
Указанное решение обжаловано истцом Меняйловой А.Н. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе истец указала, что суд не принял во внимание, что в несмотря на сокращение ... отдела фактически произошло увеличение штата с 6 до 7 штатных единиц, усиление ... службы, то есть в данном случае имела место структурная реорганизация. Судом не установлены отличия между ... отделом и ... управлением по возложенным задачам и функциям. Положение о ... управлении и должностные обязанности должность управления повторяют функции и задачи, изложенные в положении о ... отделе и должностные обязанности должность отдела. Кроме того, ни положение, ни должностные обязанности должность управления не утверждены распоряжением главы администрации, в связи с чем не имеют юридической силы. Суд пришел к необоснованному выводу о законности проведения конкурса на должность должность управления и заключения трудового договора с Кузьминым М.В. до получения отказа истца от продолжения работы в новых условиях, не принял во внимание и не дал оценки письму Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2016 года N 18-1/ООГ-1514. Суд необоснованно не усмотрел в действиях работодателя дискриминации в отношении истца в части оплаты труда, а именно в выплате денежного поощрения и денежного содержания за август-сентябрь 2016 года, поскольку неуказание в распоряжении о выплате материальной помощи только одного работника является нарушением действующего трудового законодательств, уменьшение размера премии возможно за недостатки и упущения в работе муниципального служащего, награждение почетной грамотой органа местного самоуправления сопровождается выплатой единовременного поощрения или вручением ценного подарка. Суд необоснованно пришел к выводу об исполнении ответчиком обязанности по уведомлению истца о начале отпуска, ознакомив ее с графиком отпусков 09 декабря 2015 года, поскольку ознакомление с графиком отпусков и уведомление работника о предстоящем отпуске являются самостоятельными процедурами, предшествующими использованию сотрудником своего права на ежегодный отпуск. Суд необоснованно отказал в удовлетворении требования об обязании ответчика присвоить истцу очередной классный чин, сославшись на то, что работа по его присвоению истцу ответчиком уже проводится. На день истечения срока службы в классном чине "классный чин" Меняйлова А.Н. дисциплинарных взысканий не имела, поэтому оснований для неприсвоения очередного классного чина у работодателя не имелось. Учитывая нарушение прав истца, на работодателя должна быть возложена материальная ответственность в виде компенсации морального вреда и уплаты процентов за задержку выплаты денежного содержания.
Глава администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики Калиниченко И.Б. подал возражения на апелляционную жалобу истца Меняйловой А.Н., просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения истца Меняйловой А.Н., ее представителя Константиновой Н.В., поддержавших апелляционную жалобу, представителя ответчика и третье лицо Кузьмина М.А., возражавшего против ее удовлетворения, проверив дело по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Постанавливая решение, суд пришел к выводу о том, что сокращение ... отдела и должности должность отдела администрации г.Новочебоксарска в действительности имело место и было связано с принятием Новочебоксарским городским Собранием депутатов Чувашской Республики (далее также НГСД) решения от 30 июня 2016 года N С 14-2 "О структуре администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики", при этом процедура сокращения была осуществлена ответчиком в соответствии с действующим законодательством, доказательств нарушения прав истца по заявленным ею требованиям не установлено, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия с выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют закону и установленным по делу обстоятельствам.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу в Чувашской Республике и прохождением муниципальной службы в Чувашской Республике гражданами Российской Федерации, урегулированы Законом Чувашской Республики от 05 октября 2007 года N 62 "О муниципальной службе в Чувашской Республике" (далее также Закон ЧР о муниципальной службе).
Согласно ст. 3 указанного закона муниципальная служба в Чувашской Республике осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Чувашской Республики, настоящим Законом и другими законами Чувашской Республики, иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, уставами муниципальных образований, решениями, принятыми на сходах граждан, и иными муниципальными правовыми актами. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом.
Согласно ст. 11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ предусмотрено увольнение работника по инициативе работодателя по сокращению численности или штата работников организации.
Расторжение трудовых договоров с работниками по названному основанию является правомерным в случае, если сокращение численности работников или штата реально имеет место.
В соответствии с ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
О предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 180 ТК РФ, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника. Увольнение по основаниям, указанным в п. 2 статьи 81 ТК РФ допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в соответствии с решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 30 июня 2016 года N "О структуре администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики", руководствуясь ст.ст. 37 и 43 Устава города Новочебоксарска Чувашской Республики, глава администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики издал распоряжение от 04 июля 2016 N, которым утверждено и введено в действие с 01 июля 2016 года штатное расписание администрации г.Новочебоксарска, утвержден перечень вводимых и исключаемых должностей, управлению делами поручено провести соответствующие организационно-штатные мероприятия в соответствии с действующим законодательством.
Структура администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики изложена в решении НГСД от 30 июня 2016 года N в виде схемы.
В соответствии с п. 15 Приложения N 1 к указанному распоряжению "Перечень вводимых и исключаемых должностей" исключен " ... отдел", в том числе должности должность отдела (1 штатная единица), должность отдела (1 штатная единица), должность (2 штатных единицы), должность (2 штатных единицы), введено " ... Управление", в том числе должности должность управления (1 штатная единица), должность управления (1 штатная единица), введен "Сектор ... сопровождения ... Управления", в том числе должности должность (3 штатных единицы), "Сектор ... управления", в том числе должности должность (2 штатных единицы).
Распоряжением главы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 04 июля 2016 N "О сокращении штата работников администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики", изданным в соответствии с распоряжением главы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 04 июля 2016 года N "Об утверждении штатного расписания", исключены из штатного расписания администрации г. Новочебоксарска со 02 сентября 2016 года должности муниципальной службы, в том числе должность должность отдела (1 штатная единица).
Сведения о численности работников, планируемых к увольнению, представлены в казенное учреждение "Центр занятости населения города Новочебоксарска" 04 июля 2016 года.
Профсоюзный комитет администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики уведомлен о планируемом увольнении работников также 04 июля 2016 года.
11 июля 2016 года главой администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики утверждено Положение о ... управлении администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики.
По сравнению с ранее действовавшим Положением о ... отделе администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики задачи и функции Управления значительно расширены и дополнены.
Таким образом, документы, подтверждающие фактическое сокращение штата администрации как в целом, так и в отношении ... службы суду представлены, подтверждено, что произошло не просто изменение структуры этой службы с созданием ... управления с подчинением ему двух секторов, но и изменение ее задач и функций с введением ранее не имевшихся.
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя.
Из материалов дела следует и судом установлено, что Меняйлова А.Н. с 10 апреля 2006 года проходила муниципальную службу Чувашской Республики в администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на различных должностях, с 05 ноября 2014 года - в должности должность отдела.
11 июля 2016 года Меняйлова А.Н. предупреждена о предстоящем сокращении занимаемой ею должности вручением уведомления о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работников организации от 04 июля 2016 года N.
20 июля 2016 года Меняйловой А.Н. вручено предложение о наличии вакантных должностей от 19 июля 2016 года и предложены вакантные должности, имеющиеся в администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики по состоянию на 18 июля 2016 года (с указанием размера оклада): должность управления на условиях конкурса, объявленная дата проведения 02 августа 2016 года, принятие документов на участие в конкурсе до 22 июля 2016 года; должность; должность; должность); должность; должность
Распоряжением главы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики N 243 от 11 июля 2016 года "О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы должность управления администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики" в соответствии с Законом Чувашской Республики от 05 октября 2007 года N 62 "О муниципальной службе в Чувашской Республике", решением НГСД от 06 ноября 2008 года N С 51-5 "Об утверждении положения о конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления города Новочебоксарска" предписано организовать 02 августа 2016 года проведение конкурса на замещение указанной вакантной должности муниципальной службы, сформирована конкурсная комиссия, утвержден ее состав.
Объявление о конкурсе опубликовано в газете "Грани" N 49 (8029) от 13 июля 2016 года.
В результате проведенного 02 августа 2016 года конкурса на замещение вакантной муниципальной должности должность управления его победителем признан Кузьмин М.А., который 10 августа 2016 года распоряжением руб. главы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики назначен на указанную должность (по результатам конкурса).
09 августа 2016 года главой администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики утверждена должностная инструкция должность управления.
В сравнении с должностной инструкцией должность отдела должностная инструкция должность Правого управления также содержит значительно более широкий перечень должностных обязанностей.
Как Положение о ... управлении, так и должностные обязанности должность управления утверждены главой администрации г. Новочебоксарска.
При изложенных обстоятельствах в администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики имела место не просто структурная реорганизация с изменением организационных условий труда по занимаемой истцом должности, а действительное сокращение штата муниципальных служащих. При этом увеличение общей численности сотрудников ... управления с учетом значительного расширения его задач, функций, а также установленных обязанностей по вновь созданной должности муниципальной службы должность указанного управления, сами по себе не свидетельствуют о том, что у ответчика произошло лишь переименование служб и должностей, а истцу должно было быть вручено уведомление о предстоящих изменениях условий трудового договора, причинах, их вызвавших, не позднее чем за два месяца в соответствии со ст. 74 ТК РФ.
Соответственно, не возникло у ответчика и обязанности перевести истца на введенную в штатное расписание должность должность управления без проведения конкурса.
Как правильно указал суд, объявление администрацией города Новочебоксарска Чувашской Республики конкурса на указанную должность не противоречит положениям ст. 17 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", положениям устава муниципального образования (ст. 43).
Вакантная должность должность управления являлась вновь образованной в результате реорганизации структуры администрации г. Новочебоксарска и утверждения нового штатного расписания, эта должность отсутствовали в ранее действующем штатном расписании, истец с ней была ознакомлена, однако желания принять участие в конкурсе на занятие данной вакантной должности не выразила.
Препятствий для участия истца в таком конкурсе в ходе рассмотрения дела установлено не было.
На дату вынесения обжалуемого решения истец уволена не была, продолжала занимать должность должность отдела.
Как пояснила в судебном заседании истец Меняйлова А.Н., в настоящее время трудовые отношения с ней прекращены по иным, чем сокращение штатов организации, основаниям.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что самим по себе изданием оспариваемого приказа "О сокращении штата работников администрации", а также невручением истцу письменного уведомления о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора и причинах, вызвавших необходимость таких изменений, права истца не нарушены. Проведение организационно-штатных мероприятий предусматривает не только издание приказа о сокращении численности штата работников, уведомление работника о предстоящем сокращении, но и соблюдение работодателем требований ТК РФ о преимущественном праве на оставление на работе, обязательном трудоустройстве работника, сохранении ему заработка на период трудоустройства и прекращения трудовых отношений. До момента расторжения заключенного между сторонами трудового договора права работника нельзя признать нарушенными, поскольку определение структуры, численности, штата работников, должностей, расстановки кадров, относится к исключительной компетенции хозяйствующего субъекта - работодателя, поэтому с точки зрения изменения штатной численности или расстановки кадров не могут и не нарушают права работников. Проверка целесообразности проведения организационно-штатных мероприятий является вмешательством во внутреннюю хозяйственную деятельность работодателя, что недопустимо, в связи с чем не принимаются во внимание доводы о том, что сокращение ... отдела фактически привело к увеличению штата с 6 до 7 штатных единиц, в связи с чем имела место структурная реорганизация подразделений администрации, а также доводов об отсутствии различий задач и функций ... отдела и вновь созданного ... управления и должностных обязанностей их должность.
Решение об изменении структуры ответчика принято уполномоченным органом Новочебоксарским городским Собранием депутатов Чувашской Республики, непривлечение которого к участию в деле не может являться основанием к отмене обжалуемого решения. Истцом оспорено только распоряжение главы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики от 04 июля 2016 N "О сокращении штата работников администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики" в части сокращения ... отдела, при этом решение НГСД от 30 июня 2016 года N С 14-2 "О структуре администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики" истец по настоящему делу не оспаривала, дело рассмотрено по заявленным требованиям.
Преимущественного права на оставление на работе истец не имела, занимающих должности, аналогичные должности истца, работников в штате ответчика не имелось.
Наличие на иждивении истца двоих несовершеннолетних детей не является основанием к отмене оспариваемого распоряжения, поскольку это обстоятельство подлежит проверке в случае увольнения истца по сокращению штатов, которого работодателем произведено не было. Такое увольнение предметом рассмотрения по настоящему делу не является. Кроме того, до окончания проведения организационно-штатных мероприятий истец могла выразить согласие на занятие какой-либо из вакантных должностей муниципальной службы.
Доводы жалобы истца о том, что ответчиком нарушен установленный законом порядок проведения конкурса на должность должность управления и заключения трудового договора с Кузьминым М.А. до получения отказа истца от продолжения работы в новых условиях, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку в силу Федерального закона "О муниципальной службе в РФ" замещению вакантных должностей в муниципальном образовании и заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
В соответствии с распоряжением администрации г. Новочебоксарска от 11 июля 2016 года N 243 "О проведении конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы должность управления администрации г. Новочебоксарска" конкурс на замещение вакантной должности муниципальной службы должность управления проведен 02 августа 2016 года, о дате проведения конкурса и сроке подачи документов на участие в нем Меняйлова А.Н. была извещена, но заявление на участие в конкурсе не подала.
Таким образом, проведение конкурса в отсутствие отказа истца от продолжения работы в новых условиях - в должности должность управления также не может нарушить и не нарушает трудовых прав истца, поскольку работодателем была изменена структура, а также численность штата работников, создано новое структурное подразделение, введена новая должность должность, проведен конкурс на ее замещение, участия в котором истец не принимала. Обязанности заключить с истцом дополнительное соглашение к трудовому договору в части наименования должности и размера денежного содержания у ответчика не возникло, действия ответчика не могут быть признаны незаконными.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 августа 2016 года не имеет обязательного характера, само по себе не свидетельствует о незаконности распоряжения ответчика и принятии на должность должность управления ответчика Кузьмина М.А.
Что касается заключения ответчиком с Кузьминым М.А. трудового договора 26 июля 2016 года, то есть до даты проведения конкурса на замещение должности должность управления, то договор был заключен временно до назначения основного работника. Лишь в последующем 12 августа 2016 года с ним заключено дополнительное соглашение о заключении трудового договора по названной должности не неопределенный срок.
В соответствии с утвержденным графиком отпусков на 2016 год, с которым истец была ознакомлена, отпуск истца за период работы с 19 декабря 2015 года по 18 декабря 2016 года планировался с 21 марта 2016 года по 08 апреля 2016 года на 19 календарных дней, с 19 сентября 2016 года по 15 октября 2016 года на 27 календарных дней.
Распоряжением N от 30 марта 2016 года истцу предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск на 19 календарных дней с 18 апреля 2016 года по 07 мая 2016 года по ее заявлению.
Затем 20 июля 2016 года ввиду предупреждения ее о предстоящем увольнении истец просила предоставить ей оставшуюся часть отпуска в период с 01 по 17 августа 2016 года. Эта просьба работодателем удовлетворена, распоряжением N от 25 июля 2016 года истцу предоставлены 17 календарных дней отпуска с 01 по 17 августа 2016 года пропорционально отработанному времени. Распоряжением N истцу продлен отпуск с 24 августа 2016 года по 01 сентября 2016 года в связи с ее временной нетрудоспособностью на основании ее заявления от 23 августа 2016 года.
13 сентября 2016 года истец письменным заявлением просила предоставить отпуск 27 сентября 2016 года и 12, 13, 14 октября 2016 года. Однако распоряжением N от 13 сентября 2016 года отпуск продолжительностью 10 календарных дней ей предоставлен с 19 сентября 2016 года по 28 сентября 2016 года за период работы с 19 декабря 2015 года по 18 декабря 2016 года, то есть с датой начала отпуска согласно ранее утвержденному графику отпусков.
Оснований для отказа истцу в предоставлении отпуска у работодателя не имелось, однако поскольку уход в отпуск должен быть согласован сторонами, то предоставление очередного оплачиваемого отпуска вне графика зависит и от усмотрения работодателя. Ранее истцом часть отпуска была использована вне графика и этот отпуск был продлен в связи с временной нетрудоспособностью истца, намеревалась ли истец использовать оставшуюся часть отпуска, работодателю до подачи заявления известно не было. Получив заявление истца о предоставлении отпуска вне графика, работодатель такое предоставление не согласовал, а распоряжением, изданным в тот же день, предоставил отпуск по утвержденному графику, с которым истец ранее была ознакомлена, однако в связи с поздней датой подачи истцом заявления уже не имел возможности известить об этом истца за 2 недели до начала отпуска, виновных действий ответчиком не совершено.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы истца о незаконности невыплаты части денежного содержания за август, сентябрь 2016 года, единовременно поощрения в связи с вручением грамоты за безупречную и эффективную муниципальную службу в апреле 2015 года.
Согласно ст. 13 Закона ЧР о муниципальной службе виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом (ч. 1). За безупречную и эффективную муниципальную службу могут применяться в качестве вида поощрения в том числе награждение почетной грамотой органа местного самоуправления с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка (ч. 2). Решение о поощрении муниципального служащего в соответствии с частью 2 настоящей статьи принимается представителем нанимателя (ч. 3). Выплата муниципальному служащему единовременного поощрения, предусмотренного пунктами 1 - 3 части 2 настоящей статьи, производится в порядке и размерах, утверждаемых представителем нанимателя в пределах установленного фонда оплаты труда муниципальных служащих.
Положением о поощрении муниципальных служащих в городе Новочебоксарске Чувашской Республики, утвержденным постановлением главы администрации города Новочебоксарска от 02 апреля 2009 года N 131, награждение почетной грамотой администрации города Новочебоксарска и выплата единовременного денежного поощрения или вручение ценного подарка взаимно не обусловлены, в п. 6 предусмотрено, что при объявлении благодарности или награждении почетной грамотой администрации г.Новочебоксарска муниципальному служащему может быть выплачено единовременное денежное поощрение в размере до одного должностного оклада за счет средств фонда оплаты труда.
Следовательно, такая выплата не является обязательной.
Согласно Порядку установления дополнительных выплат лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Новочебоксарска, утвержденному решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 25 июля 2013 года N С 48-1, муниципальным служащим ежегодно выплачивается материальная помощь в размере 1 должностного оклада; при наличии экономии по фонду оплаты труда дополнительно может выплачиваться материальная помощь всем работникам на основании решения представителя нанимателя (п.п. 9.1, 9.2); единовременное денежное поощрение выплачивается в пределах фонда оплаты труда и с учетом сложившейся экономии по фонду оплаты труда в соответствии со статьей 13 Закона Чувашской Республики от 05 октября 2007 года N 62 "О муниципальной службе в Чувашской Республике" (п. 10.1).
Премии согласно названному порядку отнесены к дополнительным выплатам, премирование муниципальных служащих за выполнение особо важных и сложных заданий осуществляется в пределах утвержденного фонда оплаты труда, размер и порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления.
Таким образом, выплаты поощрения, дополнительной материальной помощи, премии производятся по решению работодателя.
Также суд обоснованно отклонил доводы истца о незаконности действий ответчика по неприсвоению очередного классного чина муниципальной службы "классный чин". Ссылка суда на то, что работа по присвоению очередного классного чина ведется, не является обоснованной, однако имелись иные основания для его неприсвоения. Из материалов дела следует, что в отношении истца проводились служебные проверки. Как пояснила истец в суде апелляционной инстанции, 31 октября 2016 года и 09 ноября 2016 года она была привлечена к дисциплинарной ответственности. Таким образом, на момент принятия судом решения в отношении истца служебные проверки не были окончены, а в соответствии с ч. 14 ст. 6.1 Закона ЧР о муниципальной службе классный чин не присваивается муниципальным служащим, имеющим дисциплинарные взыскания, а также муниципальным служащим, в отношении которых проводится служебная проверка или возбуждено уголовное дело.
Обоснованно с учетом приведенных обстоятельств суд не счел действия работодателя в отношении истца дискриминационными как не подтвержденные надлежащими доказательствами.
При изложенных обстоятельствах суд обоснованно отказал в удовлетворении требований о компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 ТК РФ, поскольку в ходе судебного разбирательства не установлено его причинения истцу виновными действиями ответчика.
Доводы жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом приведенных норм материального права и установленных судом обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу о том, что требования истца удовлетворению не подлежат. При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Меняйловой А.Н. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 21 октября 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Александрова
Судьи Г.И. Алексеева
Э.А. Степанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.