Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.
с участием прокурора Московской областной прокуратуры Смирновой М.В.
при секретаре Клевцовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Плес" об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления,
установил:
председатель правления СНТ "Плес" Колосова Т.Т. обралась в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании решения Совета депутатов сельского поселения Березняковское Сергиево Посадского муниципального района Московской области об утверждении "Правил землепользования и застройки части территории сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области" N90/2 от 19 сентября 2012 года (в редакции решения N5/3 от 29 декабря 2014года) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130213:31 к зоне сельскохозяйственного назначения "СХ-2" недействующим.
В обоснование требований административный истец указал, что садоводческому некоммерческому товариществу "Плес" (далее СНТ) на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок категория земель земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для садоводства, общей площадью 211 000 кв. метров с кадастровым номером 50:05:0130213:31, расположенный в Сергиево-Посадском районе Московской области в районе д. Яковлево. Члены СНТ обратились в марте-апреле 2016 года в администрацию Сергиево-Посадского муниципального района МО с заявлениями о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно, однако были даны отказы, причиной которых указано отнесение земельного участка СНТ в соответствии с Правилами землепользования и застройки сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского мунципального района Московской области к зоне СХ-2 в состав основных видов которой не входит садоводство.
Административный истец полагает, что нормативный правой акт в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130213:31 к зоне сельскохозяйственного назначения "СХ-2" противоречит действующему законодательству, а именно части 1 и 6 статьи 30 ГрК РФ, поскольку разработаны без учета фактического землепользования и законных интересов СНТ, что нарушает права административного истца и членов СНТ по использованию участков по целевому назначению, возведения на них строений и получение в собственность закрепленные в пп.8п.1 ст.1 ЗК РФ, ст.42 ЗК РФ, п.3 ст. 209 ГК РФ, п.1 ст. 263 ГК РФ.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца по доверенности А.В. Швалев поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске и письменных пояснениях (л.д.156).
Совет депутатов сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района МО в суд представителя не направил, извещен. В судебном заседании председатель Правления Совета депутатов Жульев В.В. пояснил, что отнесение земельного участка административного истца к зоне "СХ-2" не может являться основанием для отказа оформления участков в собственность членам СНТ, поскольку зона сельскохозяйственного назначения не исключает возможность нахождения участка для садоводства.
Заинтересованное лицо администрация сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района МО в суд представителя не направила. Суду от администрации сельского поселения в лице Главы поселения Жульева В.В. представлено заявление из текста, которого следует, что администрация сельского поселения не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Администрация Сергиево-Посадского муниципального района МО в суд представителя не направила.
Главное управление архитектуры и градостроительства МО в письменных пояснениях не согласилось с требованиями административного истца, указав, что правила землепользования и застройки в оспариваемой части не нарушают законных прав и интересов СНТ по пользованию участком, и не исключает ведение в данной зоне садоводства. Кроме того в соответствии с программой Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства МО N661/37 планируется к утверждению генеральный план сельского поселения Березняковское в соответствии с которым будут приведены Правила землепользования и застройки поселения. По данным проекта генерального плана земельный участок административного истца отнесен к зоне СХ-2, предназначенной для ведения садового и дачного хозяйства.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что нормативный акт в оспариваемой административным истцом части не противоречит действующему законодательству, приходит к следующему.
Решением Совета депутатов сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области утверждены "Правила землепользования и застройки части территории сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области" N90/2 от 19 сентября 2012 года.
Правовые основы территориального зонирования земель населенных пунктов установлены Земельным кодексом Российской Федерации и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса и не противоречащих ему других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные акты, которые не должны противоречить Кодексу.
В соответствии с п. 2 статьи 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Как установлено п. 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно ч. 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу положений п. 20 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 3 ч. 1 статьи 8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки городского поселения относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.
Процедура подготовки и утверждения правил землепользования и застройки установлена главой 4 ГрК РФ.
В соответствии с редакцией Устава сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, действовавшей на период принятия оспариваемых Правил землепользования и застройки и внесение в них изменений относилось к полномочиям Совета депутатов данного муниципального образования.
Законом Московской области от 24 июля 2014 года N106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области", на основании ч. 1.2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с 01 января 2015 года полномочия органов местного самоуправления по подготовке и утверждению правил землепользования и застройки осуществляют Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти.
Из представленных суду материалов установлено, что при принятии Решения Совета депутатов муниципального образования сельское поселение Березняковское Сергиево-Посадского района Московской области от 19 сентября 2012 года N90/2 об утверждении Правил землепользовании и застройки соблюден установленный статьями 31-32 ГрК РФ порядок утверждения правил землепользования и застройки части территории. Оспариваемые СНТ Правила землепользования и застройки утвержденные Решением Совета депутатов от 19 сентября 2012года N90/2 и официально опубликованы в газете "Вперед" N38с (14870с), 03 октября 2012 года.
Суд, оценив представленные доказательства, приходит к выводу, что Правила землепользования и застройки были приняты Советом депутатов сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области в пределах его полномочий по вопросам, отнесенным к его ведению, процедура подготовки проекта Правил землепользования и застройки и его утверждения и последующие внесения в них изменений соответствуют требованиям закона.
Административным истцом полномочия Совета депутатов по принятию Правил землепользования и застройки и порядок их принятия не оспариваются.
В Правила землепользования и застройки в муниципальном образовании сельском поселении Березняковское Сергиево-Посадского района Московской области действуют в настоящее время в редакции решения Совета депутатов N5/3 от 29 декабря 2014 года.
Из представленных суду материалов и пояснений участвующих в деле лиц в судебном заседании установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:05:0130213:31 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования СНТ "Плес". Участок относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения и имеет вид разрешенного использования для садоводства.
Статья 44 Правил землепользования и застройки определяет перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования территории. Территориальная зона "СХ".Зона сельскохозяйственного использования включает в себя наименования территориальных зон "СХ-1".Зона сельскохозяйственных угодий"; "СХ-2". Зона сельскохозяйственного назначения"; "СХ-3".Зона ведения садоводства; "СХ-4". Зона дачного строительства.
Согласно карте градостроительного зонирования ПЗЗ участок СНТ находится в зоне "СХ-2". Зона сельскохозяйственного назначения. Основанные виды разрешенного использования: луга, пастбища, пашни, сенокосы, земли, занятые многолетними насаждениями, лесозащитные полосы, подсобные хозяйства (л.д.284).
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон (часть 1 статьи 35 ГрК РФ).
Согласно части 9 той же статьи, в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться:
1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);
2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Статья 77 Земельного кодекса Российской Федерации определяет понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которой, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, а также некоммерческими организациями.
Из анализа приведенных норм закона следует, что земли сельскохозяйственного назначения используются, в том числе и для ведения садоводства. В состав зон сельскохозяйственного использования также включена зона для садоводства.
Земельный участок административного истца имеет вид разрешенного использования для садоводства, расположен на землях сельскохозяйственного назначения, что не противоречит отнесению его в правилах землепользования и застройке к "СХ-2".Зона сельскохозяйственного назначения и не нарушает прав административного истца использование принадлежащего ему земельного участка по целевому назначению.
Особенности использования сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) регламентируются положением статьи 79 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п.6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент на сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения не устанавливается.
Согласно оспариваемых Правил землепользования и застройки для земель сельскохозяйственных угодий установлена зона "СХ-1".
Из карты градостроительного зонирования следует, что земельный участок СНТ "Плес" в данную зону не включен, следовательно, режим ограничений использования, установленный для зоны сельскохозяйственных угодий, к участку административного истца не может быть применим.
Доводы административного истца о нарушение его права на использование находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании земельного участка для целей садоводства в результате отнесения его к зоне "СХ-2".Зона сельскохозяйственного назначения, не могут быть приняты во внимание также в связи со следующим.
Согласно п. 8 статьи 36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентов, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Во исполнение программы Московской области "Архитектура и градостроительство Подмосковья" на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства МО N661/37 главным управлением архитектуры и градостроительства МО представлена выкопировка из Генерального плана сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского муниципального района МО планируемого к утверждению, из которого следует, что земельный участок административного истца отнесен к функциональной зоне сельскохозяйственного использования - "СХ-2".Зона для ведения садоводческого и дачного хозяйства".
Несостоятельными являются и доводы административного истца о том, что вхождение земельного участка в территориальную зону "СХ-2" препятствует СНТ оформлению участка в собственность, поскольку представленное в обоснование данного довода письмо администрации Сергиево-Посадского муниципального района МО от 21 апреля 2016 года адресованное председателю СНТ "Плес" Колосковой Т.Т. свидетельствует лишь о разъяснении порядка процедуры внесения изменения в ПЗЗ (л.д.18).
Ответы на поданные в администрацию Сергиево-Посадского муниципального района МО заявления Моисеенко Л.П., Моисеенко Г.Л., Фроленко В.Е. и др.(л.д.14-18) суд, полагает, не могут быть приняты во внимание, поскольку из них следует, что основанием для отказа в предоставлении земельных участков указанным лицам в собственность является невыполнение условий закрепленных действующим законодательством, а именно отсутствие необходимых документов, подтверждающих членство в СНТ "Плес" данных лиц. Кроме того, данные отказы, в случае несогласия с ними, лицами их получившими могут быть оспорены в установленном порядке.
Суд, оценив представленные доказательства, приходит к выводу о том, что Правила землепользования и застройки сельского поселения Березняковское Сергиево-Посадского района Московской области приняты компетентным органом в установленном законом порядке, в оспариваемой части не противоречат федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
требования садоводческого некоммерческого товарищества "Плес" о признании решения Совета депутатов сельского поселения Березняковское Сергиево Посадского муниципального района Московской области об утверждении "Правил землепользования и застройки части территории сельского поселения Березняковское Сергиево Посадского муниципального района Московской области" N90/2 от 19 сентября 2012 года (в действующей редакции от 29 декабря 2014года) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 50:05:0130213:31 к зоне сельскохозяйственного назначения "СХ-2".Зона сельскохозяйственного назначения недействующим - оставить без удовлетворения.
На решение могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.
Судья Елизарова М.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.