Московский областной суд в составе:
председательствующего судьи Найденовой Л.А.,
при секретаре Горохове С.Б.,
с участием прокурора Смирновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3а-839/16 по административному исковому заявлению Ильменейкина П. В. о признании частично недействующим Постановления Правительства Московской области от 02 октября 2012 года N1255/37 "Об утверждении Порядков предоставления мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области",
УСТАНОВИЛ:
Житель Московской области Ильменейкин П.В., 24 марта 1964 года рождения, являющийся ветераном военной службы и ветераном труда, обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании частично недействующим Порядка предоставления меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 02 октября 2012 года N1255/37.
Ильменейкин П.В. также обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании частично недействующим Порядка предоставления меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 02 октября 2012 года N1255/37.
Определением Московского областного суда от 17 ноября 2016 года оба дела объединены в одно производство: в административное дело по иску Ильменейкина П.В. о признании частично недействующим Постановления Правительства Московской области от 02 октября 2012 года N1255/37 "Об утверждении Порядков предоставления мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области".
Окончательно уточнив требования Ильменейкин П.В. просил признать недействующими:
1. В Порядке предоставления меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в Московской области:
- абз. 2 пункта 3 "Мера социальной поддержки по зубопротезированию предоставляется получателям, указанным в п.п. "б" пункта 2 настоящего Порядка, при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с законодательством РФ"
2. В Порядке предоставления меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области:
- абз. 2 пункта 3 в части: "не чаще одного раза в календарном году";
- п.п. е) пункта 5: "трудовая книжка или иной документ, подтверждающий прекращение трудовой деятельности";
- п.п. з) пункта 5: "документы, подтверждающие доходы членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления на предоставление меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками".
В обоснование требований административный истец ссылался на то, что оспариваемые нормы приняты законодателем с превышением полномочий по нормотворчеству, не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе нормам международного права, ограничивают права ветеранов на получение медицинской помощи, снижают уровень правовых гарантий, нарушают права ветеранов на личную и семейную "данные изъяты" содержание оспариваемых норм вызывает их неоднозначное толкование.
Представитель административного ответчика - Правительства Московской области возражает против удовлетворения административного иска, ссылается на то, что оспариваемые положения Порядка предоставления меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в Московской области, и Порядка предоставления меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права административного истца.
Прокурор "данные изъяты" полагала в удовлетворении заявленных Ильменейкиым П.В. требований отказать.
Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно п. "ж" ч.1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений Конституции Российской Федерации в области социальной защиты субъекты Российской Федерации осуществляют нормативно-правовое регулирование по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ильменейкин П.В., обращаясь в суд с данным административным иском, полагает нарушенными свои права, установленные федеральным законодательством для ветеранов труда.
На федеральном уровне правоотношения, связанные с социальной поддержкой ветеранов труда, регулируются Федеральным законом от 12 января 1995 года N5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N5-ФЗ).
Указанный Федеральный закон N5-ФЗ к ветеранам труда относит лиц, получивших удостоверение ветерана труда (ст. 7).
Согласно положениям ст.13 Федерального закона N5-ФЗ социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; предоставление жилых помещений; компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
В соответствии со ст.22 Федерального закона N5-ФЗ "О ветеранах" (в действующей редакции) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При этом меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона N5-ФЗ).
Согласно положениям статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения, изложенных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ. Указанные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Пунктом 24 части 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N184-ФЗ) также предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. При этом согласно части 3.1 той же статьи по указанному вопросу органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Статьей 26.3-1 Федерального закона N184-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (абз. 5).
В целях реализации предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий по вопросам социальной поддержки ветеранов Постановлением Московской областной Думы от 15 марта 2006 года N5/171-П принят Закон Московской области "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" (далее - Закон МО N36/2006-ОЗ).
Закон МО N36/2006-ОЗ устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, а также определяет порядок установления мер социальной поддержки Правительством Московской области для иных категорий граждан вне зависимости от их проживания на территории Московской области (Преамбула Закона МО 36/2006-ОЗ).
Статьей 1 Закона МО N36/2006-ОЗ установлены категории граждан, для которых меры социальной поддержки установлены настоящим Законом, в том числе пунктом 1 статьи 1 к указанным гражданам отнесены ветераны труда - лица, имеющие статус ветерана труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 2 статьи 1 - ветераны военной службы - лица, имеющие статус ветерана военной службы в соответствии со статьей 5 Федерального закона "О ветеранах".
Согласно статьи 4 Закона МО N36/2006-ОЗ лицам, указанным в пункте 2 статьи 1 настоящего Закона, по достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, и нетрудоспособным членам их семей, указанным в пункте 43 статьи 1 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом соответственно для ветеранов труда и нетрудоспособных членов их семей.
Меры социальной поддержки ветеранов труда перечислены в статье 3 Закона МО N36/2006-ОЗ.
В том числе пунктом 1 части 1 статьи 3 предусмотрено, что лицам, указанным в пункте 1 статьи 1 Настоящего Закона, при достижении ими возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлокерамики, других дорогостоящих материалов и искусственных имплантантов) в медицинских организациях по месту жительства в соответствии с перечнем, утвержденным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, уполномоченным в сфере здравоохранения.
Согласно части 1.1 статьи 3 Закона МО N36/2006-ОЗ лица, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, имеющие среднедушевой доход семьи (доход одиноко проживающего гражданина) ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Московской области для пенсионеров, и прекратившие трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию, за исключением лиц, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, обеспечиваются бесплатными санаторно-курортными путевками при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения.
В силу статьи 20 Закона МО N36/2006-ОЗ финансирование расходов по обеспечению социальной поддержки лиц, указанных в настоящем Законе, осуществляется за счет средств бюджета Московской области.
В соответствии с п. 4.1 статьи 14 Закона Московской области от 02 ноября 2005 года N230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" определение порядка предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в случаях, установленных законодательством Московской области, отнесено к полномочиям Правительства Московской области.Постановлением Правительства Московской области от 02 октября 2012 года N1255/37 утверждены:
- Порядок предоставления меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области;
- Порядок предоставления меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области;
- Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи (дохода одиноко проживающего гражданина) для предоставления меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов лицам, получающим пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, получающих пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области.
Постановление Правительства Московской области от 02 октября 2012 года N1255/37 опубликовано в официальном издании: газете "Ежедневные новости. Подмосковье", N190, 17 октября 2012 года.
Исследовав оспариваемые положения Порядка предоставления меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в Московской области, и Порядка предоставления меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не усматривает оснований для признания их недействующими.
Оспаривая абз. 2 пункта 3 Порядка предоставления меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в Московской области: "Мера социальной поддержки по зубопротезированию предоставляется получателям, указанным в п.п. "б" пункта 2 настоящего Порядка, при достижении ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости в соответствии с законодательством РФ" - Ильменейкин П.В. ссылается на то, что с 01 января 2015 года в связи с изменением пенсионного законодательства понятие "трудовая пенсия по старости" заменено понятием "страховая пенсия по старости" и это обстоятельство - по мнению административного истца, влечет неправомочность оспариваемой нормы.
Указанные доводы административного истца не могут быть приняты во внимание в связи со следующим.
С 01 января 2015 года правоотношения, возникающие при предоставлении пенсий в рамках системы обязательного пенсионного страхования, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N424-ФЗ "О накопительной пенсии". Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части, ему не противоречащей.
Понятие страховой пенсии, содержащееся в статье 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" тождественно по своему юридическому смыслу трудовой пенсии, содержавшемуся в статье 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Статья 6 Федерального закона "О страховых пенсиях" - "Виды страховых пенсий" не вносит изменений в виды пенсий, которые устанавливались Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца. При этом условием назначения страховой пенсии по старости - в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" - является достижение мужчинами возраста 60 лет, женщинами - 55 лет, как и в ранее действовавшем законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, введение в действие Федерального закона "О страховых пенсиях" не изменило условие предоставления мер социальной поддержки - достижение возраста, дающего право на пенсию по старости.
Оспариваемые административным истцом положения абз. 2 пункта 3 Порядка соответствуют положениям статьи 3 Закона МО N36/2006-ОЗ, которые проверялись на соответствие Конституции Российской Федерации Конституционным судом Российской Федерации.
В содержащейся в Определении от 24 февраля 2011 года N245-О-О правовой позиции Конституционный Суд РФ указал, что статья 3 Закона МО N36/2006-ОЗ в части, устанавливающей предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда только при достижении ими возраста, дающего право на получение трудовой пенсии по старости, закрепляя условия предоставления ветеранам труда мер социальной поддержки, обеспечивает тем самым повышение их социальной защищенности и равенство всех ветеранов труда независимо от вида получаемой ими пенсии и не может рассматриваться как ущемляющее какие-либо конституционные права граждан.
Оспаривая абз. 2 пункта 3 Порядка предоставления меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, который предусматривает предоставление меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками получателям не чаще одного раза в календарном году при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения, административный истец ссылается на то, что указанное положение не соответствует нормам международного права, положениям Федерального закона N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона N5-ФЗ "О ветеранах", которые не допускают ограничений в количестве и объеме получения нужной для лечения заболеваний медицинской помощи.
Указанные доводы административного истца основаны, по мнению суда, на неправильном толковании закона.
Ни один из перечисленных административным истцом нормативных правовых актов, положения которых, по мнению истца, нарушены оспариваемым положением Порядка предоставления меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, не предусматривает предоставление такой меры социальной поддержки как обеспечение ветерана труда бесплатным санаторно-курортным лечением.
Несостоятельна ссылка административного истца на нарушение его права на охрану здоровья подпунктами е) и з) пункта 5 Порядка предоставления меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области предусматривающих необходимость предоставления документа, подтверждающего прекращение трудовой деятельности, и документа, подтверждающего доходы членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления на предоставление меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками. Административный истец полагает, что меры социальной поддержки должны предоставляться ветерану независимо от его возраста, от того, работает он или на пенсии, и независимо от того, каков доход его семьи.
С такими доводами согласиться нельзя.
В данном случае положением Закона МО N36/2006-ОЗ установлена за счет средств бюджета Московской области относящаяся к дискреционным полномочиям субъекта Российской Федерации дополнительная мера социальной поддержки отдельных категорий граждан, не предусмотренная федеральными законами. Определение механизма и условий предоставления такой меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, содержится в принятом Правительством Московской области Порядке предоставления меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области. При таких обстоятельствах установленные условия предоставления этой меры социальной поддержки не могут быть расценены как дискриминация в праве на соцобеспечение.
С учетом изложенного доводы административного истца о том, что оспариваемые нормы приняты законодателем с превышением полномочий по нормотворчеству, несостоятельны. Федеральным законодательством закреплено, что меры социальной поддержки граждан, в том числе ветеранов труда и ветеранов военной службы, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования с учетом возможностей бюджета субъекта Российской Федерации.
Как следует из приведенных выше положений федеральных нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия субъекта Российской Федерации по нормативно-правовому регулированию вопросов социальной поддержки ветеранов труда, оспариваемое положения нормативных правовых актов приняты компетентным органом государственной власти Московской области, при этом его полномочия не превышены, как ошибочно полагает заявитель, в том числе не нарушены и положения Устава Московской области (на которые ссылается заявитель), устанавливающие предметы ведения Московской области, принципы осуществления государственной власти.
Доводы административного истца о том, что оспариваемое условие, связанное с материальным положением, ограничивает право ветеранов труда Московской области на получение такой меры социальной поддержки как предоставление бесплатной санаторно-курортной путевки, также основано, по мнению суда, на неправильном толковании закона.
По мнению суда не может быть принята во внимание и ссылка административного истца на то, что такая мера социальной поддержки как обеспечение бесплатным санаторно-курортным лечением равнозначна бесплатному оказанию медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения.
К видам медицинской помощи, установленным Федеральным законом N323 -ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", санаторно-курортное лечение не отнесено.
Суд не может согласиться и с доводами административного истца о правовой неопределенности, вызывающей неоднозначное толкование, такого условия как "не чаще одного раза в календарном году".
Из текста оспариваемой нормы однозначно следует, что указанная мера социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками предоставляется при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний - не чаще одного раза в календарном году.
Учитывая изложенное суд считает, что оспариваемые положения Порядка предоставления меры социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в Московской области, и Порядка предоставления меры социальной поддержки по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области, не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приняты компетентным органом государственной власти, не нарушают законные права административного истца, а потому требования Ильменейкина П.В. не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Ильменейкина П. В. о признании частично недействующим Постановления Правительства Московской области от 02 октября 2012 года N1255/37 "Об утверждении Порядков предоставления мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов, по бесплатному обеспечению санаторно-курортными путевками отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в Московской области" - оставить без удовлетворения.
На решение суда могут быть принесены апелляционная жалоба и апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, представления через Московский областной суд.
Судья Найденова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.