Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Ровенко П.А.
при секретаре Петровой Е.В.
с участием представителя Глушака В.А. - Немцевой О.И., представителя Думы города Владивостока Котлярова М.О., представителя Департамента градостроительства Приморского края Мазурова М.А., представителя Администрации города Владивостока Грачевой А.Ю. прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процесса прокуратуры Приморского края Познер И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Глушака В.А. о признании не действующими в части со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462
установил:
15 сентября 2008 года Думой города Владивостока принято Решение N 119 "Об утверждении генерального плана Владивостокского городского округа", которое было официально опубликовано в следующих печатных изданиях: "Вестнике Думы города Владивостока", 19 сентября 2008 года, N 9; "Приморской газете", 16 сентября 2008 года, N 68 (238); в газете "Владивосток", 16 сентября 2008 года, N 136 (4110).
7 апреля 2010 года Думой г. Владивостока принято Решение N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", которое было официально опубликовано 10 апреля 2010 года в газете "Утро России", N 39(4233), и 20 апреля 2010 года в печатном издании "Вестник Думы города Владивостока", N 32(2).
Глушак В.А. обратился в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением о признании противоречащими действующему законодательству и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Генерального плана Владивостокского городского округа, утверждённого Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 (далее - Генеральный план Владивостокского городского округа), и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённых Решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (далее - Правила землепользования и застройки), в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N красных линий автомобильной дороги и территориальной зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
В обоснование заявленных требований Глушак В.А. указал, что ему на праве собственности принадлежат: земельный участок с кадастровым номером N, площадью 2358 кв. м., местоположение которого установлено относительно ориентира, имеющего почтовый адрес: "адрес"; а также расположенные на данном земельном участке здание пункта технического обслуживания автомобилей, площадью ... кв. м., и здание автомойки, площадью ... кв. м.
В нарушении требований части 4 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером N Правилами землепользования и застройки был отнесён к двум территориальным зонам: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3).
Кроме того, в пределах принадлежащего административному истцу земельного участка проходит красная линия, совпадающая с границей территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3), которая относит часть указанного объекта недвижимости к территории общего пользования. В то же время, на момент приобретения Глушаком В.А. соответствующего земельного участка в собственность какие-либо красные линии в пределах его границ отсутствовали, что подтверждается его кадастровым планом от 15 декабря 2005 года, а последующий перевод находящегося в частной собственности земельного участка в территорию общего пользования осуществлён без учёта положений земельного и градостроительного законодательства.
В ходе рассмотрения дела Глушак В.А. изменил предмет административных исковых требований, просил суд: признать противоречащим требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и не действующим Генеральный план Владивостокского городского округа в части расположения земельного участка с кадастровым номером N в двух функциональных зонах, отнесения данного земельного участка к территории общего пользования (автомобильных дорог) и установления в границах земельного участка красных линий автомобильной дороги; признать противоречащими требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации и не действующими Правила землепользования и застройки в части расположения земельного участка с кадастровым номером N в двух территориальных зонах.
Определением Приморского краевого суда от 2 декабря 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Администрация города Владивостока.
Глушак В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела административный истец был извещён надлежащим образом, причины неявки не сообщил, в связи с чем, руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Глушака В.А. - Немцева О.И. изменённые административные исковые требования поддержала в полном объёме, дополнительно пояснив, что отнесение оспариваемыми нормативными правовыми актами земельного участка с кадастровым номером N, образованного и поставленного на кадастровый учёт 8 декабря 2004 года, одновременно к двум функциональным и двум территориальным зонам, включение части данного земельного участка в территории общего пользования, а также установление в его границах красных линий автомобильной дороги нарушает права административного истца, поскольку делает невозможным использование земельного участка с кадастровым номером N по целевому назначению. Каких-либо доводов о наличии нарушений процедуры принятия и опубликования Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки у административного истца не имеется. Кроме того, представитель административного истца пояснила, что Глушак В.А. не желает взыскивать с Думы города Владивостока в порядке статьи 111 КАС РФ понесённые им при подаче административного искового заявления расходы по уплате государственной пошлины.
Представитель Думы города Владивостока Котляров М.О. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении административного искового заявления, указав, что Генеральный план Владивостокского городского округа и Правила землепользования и застройки были утверждены представительным органом муниципального образования с соблюдением установленного порядка, включая предварительное проведение публичных слушаний. Территориальные зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3) и застройки многоэтажными жилыми (Ж-3) были определены Правилами землепользования и застройки в пределах границ земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с границами соответствующих функциональных зон, установленных Генеральным планом Владивостокского городского округа. Со стороны административного истца не представлено доказательств, подтверждающих, что нахождение в границах земельного участка с кадастровым номером N двух территориальных зон (Т-3 и Ж-3) нарушает его права. Данный земельный участок, как и прочно связанные с ним объекты недвижимости, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Кроме того, представитель административного ответчика суду пояснил, что схема красных линий Генеральным планом Владивостокского городского округа не утверждалась. Существующая в районе земельного участка, принадлежащего административному истцу, автомобильная дорога проходит в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами N и N, которые находятся в муниципальной собственности. Границы территорий общего пользования совпадают с границами территориальной зоны объектов автомобильного транспорта. У Думы города Владивостока не имеется доказательств того, что на момент образования земельный участок с кадастровым номером N находился в красных линиях автомобильной дороги.
Представитель Департамента градостроительства Приморского края Мазуров М.А. считал необходимым частично удовлетворить административное исковое заявление Глушака В.А., поскольку утверждение двух территориальных зон (Ж-3 и Т-3) в границах принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N, поставленного на государственный кадастровый учёт 8 декабря 2004 года, противоречит положениям действующего земельного и градостроительного законодательства. Вместе с тем, Мазуров М.А. пояснил, что оснований для удовлетворения административных исковых требований в части установления в границах указанного земельного участка двух функциональных зон и территории общего пользования не имеется, поскольку Генеральным планом Владивостокского городского округа запланировано расширение существующей автомобильной дороги, для чего честь земельного участка с кадастровым номером N и была отнесена в функциональную зону автомобильного транспорта, а также к территориям общего пользования. Таким образом, соответствующие схемы Генерального плана Владивостокского городского округа не могут свидетельствовать о нарушении каких-либо прав Глушака В.А. Также Генеральным планом Владивостокского городского округа схемы красных линий не утверждалась.
Представитель Администрации города Владивостока Грачева А.Ю. в судебном заседании возражала относительно удовлетворения требований Глушака В.А., указав, что нахождение принадлежащего административному истцу земельного участка с кадастровым номером N в границах двух функциональных, двух территориальных зон, а также отнесение части данного земельного участка к территории общего пользования прав Глушака В.А. не нарушает, не лишает его возможности продолжать использовать объекты недвижимости по их целевому назначению, если это не будет создавать негативных последствий, перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Непосредственно Генеральный план Владивостокского городского округа и утверждённые им схемы приняты не для фиксации сведений о существующем землепользовании, а для развития соответствующей территории. Дополнительно представитель заинтересованного лица пояснила, что проходящая возле земельного участка с кадастровым номером N автомобильная дорога общего пользования расположена в границах находящихся в муниципальной собственности земельных участков с кадастровыми номерами N и N.
Выслушав объяснения представителя Глушака В.А. - Немцевой О.И., представителя Думы города Владивостока Котлярова М.О., представителя Департамента градостроительства Приморского края Мазурова М.А. и представителя Администрации города Владивостока Грачевой А.Ю., заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Приморского края Познер И.А., полагавшей, что имеются основания для признания оспариваемых нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования не действующими в части, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки городских округов отнесено к вопросам местного значения городского округа (пункт 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Частью 3 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план городского округа и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации (то есть за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге).
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, официально опубликованным в печатных изданиях: "Вестник Думы города Владивостока" от 19 сентября 2008 года N 9, "Приморская газета" от 16 сентября 2008 года N 68 (238), "Владивосток" от 16 сентября 2008 года N 136 (4110), был утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа, включая схему функционального зонирования территории, схему границ территорий общего пользования. В настоящее время Генеральный план действует в редакции Решения Думы города Владивостока от 18 декабря 2014 года N 401.
7 апреля 2010 года Решением Думы города Владивостока N 462 были утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые вступили в силу со дня их официального опубликования в печатном издании - газете "Утро России", 10 апреля 2010 года, N 39(4233). Данные Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа и действуют в редакции Решения Думы города Владивостока от 30 декабря 2014 года N 408.
Статьёй 18 Правил землепользования и застройки определен состав карты градостроительного зонирования, включая "Карту градостроительного зонирования Владивостокского городского округа. Город Владивосток и поселок Трудовое".
Виды территориальных зон и их кодовые обозначения перечислены в статье 19 Правил землепользования и застройки установлены.
Так, территориальная зона с кодовым обозначением Ж-3 является зоной застройки многоэтажными жилыми домами (подпункт "в" пункта 1 части 1 статьи 19 Правил землепользования и застройки), а территориальная зона, имеющая кодовое обозначение Т-3, является зоной объектов автомобильного транспорта (подпункт "в" пункта 5 части 1 статьи 19 Правил землепользования и застройки).
Вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 15 декабря 2015 года делу N 3а-170/2015, которым в порядке главы 21 КАС РФ проверялись в другой части те же нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, было установлено, что при принятии Решений от 15 сентября 2008 года N 119 и от 7 апреля 2010 года N 462 Думой города Владивостока соблюдены требования действующего законодательства, устанавливающие полномочия данного представительного органа муниципального образования, форма и вид нормативных правовых актов, процедура их принятия, правила введения оспариваемых нормативных правовых актов в действие, включая порядок их опубликования и вступления в силу.
При указанных обстоятельствах, суд в рамках рассмотрения настоящего дела повторно не устанавливает обстоятельства, перечисленные в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ.
Как следует из материалов дела, Глушак В.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв. м., категория земель: земли поселений, назначение: для дальнейшей эксплуатации здания автомойки и здания пункта технического обслуживания, местоположение которого установлено относительно ориентира - здания автомойки (лит. А), находящегося границах участка (почтовый адрес ориентира: "адрес"), о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 25 января 2006 года сделана регистрационная запись N.
В пределах границ данного земельного участка расположены нежилые здания (автомойка общей площадью ... кв. м. и пункт технического обслуживания общей площадью ... кв. м.), также принадлежащие на праве собственности Глушаку В.А. (свидетельства о государственной регистрации права от 2 декабря 2005 года серии N и от 2 декабря 2005 года серии N
Согласно кадастровому плану от 15 декабря 2005 года и кадастровому паспорту от 18 мая 2016 года земельного участка с кадастровым номером N данный объект недвижимости был образован и поставлен на государственный кадастровый учёт 8 декабря 2004 года, сведения о его границах по указанную дату также были внесены в государственный кадастр недвижимости.
По делу установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего истцу на праве собственности, Правилами землепользования и застройки установлены две территориальные зоны Т-3 (зона объектов автомобильного транспорта) и Ж-3 (зона застройки многоэтажными жилыми домами), границы которых совпадают с функциональными зонами (существующей функциональной зоной автомобильного транспорта и существующей жилой функциональной зоной), определёнными соответствующей схемой Генерального плана Владивостокского городского округа. Кроме того, по границе территориальной зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3) часть земельного участка Глушака В.А. отнесена к территории общего пользования.
Указанные обстоятельства не оспариваются представителем Думы города Владивостока и подтверждаются представленным административным истцом градостроительным планом земельного участка от 10 февраля 2016 года, а также представленными Департаментом градостроительства Приморского края и Администрацией города Владивостока схемами с отображением границ функциональных и территориальных зон, границ территорий общего пользования, а также границ существующих земельных участков в районе зданий, расположенных по адресу: "адрес".
В силу положений пункта 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под территориальными зонами понимаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также воспроизводит положения Градостроительного кодекса Российской Федерации о том, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
По общему правилу, приведённому в части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы территориальных зон могут устанавливаться по линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений; красным линиям; границам земельных участков; границам населённых пунктов в пределах муниципальных образований; границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; естественным границам природных объектов; иным границам.
В данном случае, при принятии 7 апреля 2010 года Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и определении границ территориальных зон застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и объектов автомобильного транспорта (Т-3) Дума города Владивостока не учла границы уже существовавшего на тот момент земельного участка с кадастровым номером N, сведения о котором с 8 декабря 2004 года имелись в государственном кадастре недвижимости.
Поскольку проведённое представительным органом местного самоуправления территориальное зонирование земельного участка с кадастровым номером N требованиям принадлежности этого земельного участка только к одной территориальной зоне не отвечает, у суда имеются основания для вывода о противоречии Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в указанной части требованиям действующего федерального законодательства.
Незаконное отнесение принадлежащего Глушаку В.А. земельного участка к двум территориальным зонам безусловно затрагивает права и законные интересы данного лица, поскольку снижает уровень правовых гарантий и возможностей правообладателя земельного участка с кадастровым номером 25:28:010033:67 по его существующему и планируемому использованию.
В то же время, согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются не только в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, но и для обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Таким образом, по мнению суда, Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые Решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, подлежат признанию не действующими с момента вступления решения суда в законную силу в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв. м., расположенного по адресу: "адрес", двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3).
Кроме того, нахождение земельного участка с кадастровым номером N одновременно в двух функциональных зонах: жилой зоне и зоне автомобильного транспорта, границы которых совпадают с границами территориальных зон Ж-3 и Т-3, также противоречит требованиям действующего законодательства.
В силу положений пункта 5 статьи 1, пункта 3 части 1 статьи 18, части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского.
Генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3, часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 2 части 1 статьи 34 и части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, абзаца одиннадцатого пункта 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 г. N 150, территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Исходя из содержания частей 9 и 10 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в Правила землепользования и застройки, в связи с тем, что они признаны судом не действующими в части расположения земельного участка с кадастровым номером N принадлежащего административному истцу, одновременно в двух территориальных зонах: зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3), безусловно потребует внесение изменений в сведения о границах функциональных зон, установленных Генеральным планом Владивостокского городского округа.
В противном случае корректировка Правил землепользования и застройки в части, признанной недействующей решением суда, войдёт в противоречие с Генеральным планом Владивостокского городского округа в части нахождения земельного участка с кадастровым номером N в двух функциональных зонах, тогда как в силу требований статей 16, 187 КАС РФ, разъяснений, приведённых в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение суда должно быть обязательным и исполнимым.
Кроме того, подготовка проекта генерального плана должна осуществляться с учётом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования (часть 3 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 7.1 Нормативов градостроительного проектирования Владивостокского городского округа, утверждённых Постановлением главы города Владивостока от 10 февраля 2011 года N 111 (далее - Нормативы градостроительного проектирования), определено, что жилые зоны предназначены для организации благоприятной и безопасной среды проживания населения, отвечающей его социальным, культурным, бытовым и другим потребностям.
При этом, с учётом положений пункта 7.3 Нормативов градостроительного проектирования, в жилых зонах не предусмотрено размещение пунктов технического обслуживания автомобилей и автомоек. Пункт 12.2 Нормативов градостроительного проектирования относит такие объекты к зоне транспортной инфраструктуры, а пункт 12.56 Нормативов градостроительного проектирования устанавливает минимальные расстояния от объектов по обслуживанию автомобилей до жилых зданий и других объектов, размещаемых на территории жилых зон.
Таким образом, отнесение земельного участка с кадастровым номером N, предназначенного для эксплуатации здания автомойки и пункта технического обслуживания автомобилей, к двум функциональным зонам осуществлено без учёта требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и Нормативов градостроительного проектирования.
Отнеся Генеральным планом Владивостокского городского округа часть земельного участка, принадлежащего на праве собственности Глушаку В.А., к территории общего пользования (в соответствии со схемой границ территорий общего пользования, границ линейных объектов (в том числе, обозначающих существующие, планируемые, изменяемые, вновь образуемые границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги, железнодорожные линии), являющейся приложением к Генеральному плану Владивостокского городского округа), представительный орган муниципального образования также нарушил положения действующего земельного законодательства и градостроительного законодательства.
Так, согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Земельные участки в границах территории общего пользования ограничены в обороте, их нельзя предоставить в частную собственность (пункт 8 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Между тем, как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, имеющиеся в районе земельного участка с кадастровым номером N автомобильные дороги ( "адрес") полностью проходят в границах смежных с ним земельных участков с кадастровыми номерами N и N, которые поставлены на кадастровый учёт 20 декабря 2014 года и 21 января 2015 года соответственно и находятся в собственности муниципального образования Владивостокского городского округа.
Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером N был приобретён административным истцом в собственность до момента утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа, а также то, что улица, которой вправе пользоваться неограниченный круг лиц, расположена в пределах других земельных участков, оснований для отнесения части земельного участка, принадлежащего административному истцу, к территории общего пользования у Думы города Владивостока не имелось.
С учетом изложенного, Генеральный план Владивостокского городского округа (его текстовые и графические схемы) подлежит признанию недействующим в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к двум функциональным зонам: жилой зоне и зоне автомобильного транспорта, а также к территории общего пользования.
В то же время не подлежат удовлетворению требования административного искового заявления в части оспаривания положений Генерального плана Владивостокского городского округа, которые, по мнению административного истца, установили красные линии в пределах границ земельного участка, принадлежащего Глушаку В.А.
Согласно пункту 11 статьи 1 и пункту 2 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы как территорий общего пользования, так и земельных участков, на которых, в частности, расположены автомобильные дороги, и устанавливаются в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Красные линии отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и в проекте межевания территории (пункт 1 части 5 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Проект планировки территории и проект межевания территории подготавливаются в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а именно: обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Порядок отображения красных линий на чертежах и их утверждения регламентируется Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150 (далее - Инструкция о разработке градостроительной документации), и Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введённой в действие постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года N 18-30 "РДС 30-201-98".Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ системы. Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (далее - Инстукция РДС 30-201-98), которые применяются в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации.
Действующие красные линии должны быть обозначены на указанном чертеже красным цветов, а планируемые - черным с указанием сопровождающих надписей, размеров и использованием условных картографических знаков.
Как следует из системного толкования приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и названных инструкций, проект красных линий утверждается отдельными документами (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий) в составе документации по планировке территории (абзац четвертый подпункта 3.2.1 Инструкции по разработке градостроительной документации, пункт 4.4 Инструкции РДС 30-201-98).
При этом из статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации не следует, что красные линии могут обозначаться на документах генерального плана городского округа.
B данном случае в схемах, входящих в состав Генерального плана Владивостокского городского округа, красные линии, в том числе, обозначающие границы существующей автомобильной дороги, не обозначены ни графически, ни при помощи поясняющих подписей.
Поскольку Генеральный план Владивостокского городского округа не содержит оспариваемых Глушаком В.А. положений в части обозначения красных линий, в данной части нет оснований считать указанный нормативный правовой акт противоречащим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Принимая решение о частичном удовлетворении административного искового заявления, суд, с учётом положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, считает необходимым обязать Думу города Владивостока опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании указанного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно части 4 статьи 37 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, опубликование сообщения возможно в одном из следующих официальных печатных изданий: газете "Владивосток", газете "Утро России", газете "Красное Знамя Приморья", газете "Приморская газета" либо в "Вестнике Думы города Владивостока".
В соответствии со статьёй 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Вместе с тем, учитывая, что взыскание данных расходов является правом соответствующей стороны, а также то, что по настоящему делу административный истец указал на нежелание взыскивать с Думы города Владивостока понесённые им расходы по уплате государственной пошлины в сумме 600 рублей, у суда отсутствуют основания для взыскания в пользу Глушака В.А. указанной суммы с административного ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 178, 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Глушака В.А. об оспаривании в части нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования удовлетворить частично.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые Решением Думы г. Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв. м., местоположение которого установлено относительно ориентира - нежилого здания, находящегося в границах участка (почтовый адрес ориентира: "адрес"), двух территориальных зон: зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3).
Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый Решением Думы г. Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью ... кв. м., местоположение которого установлено относительно ориентира - нежилого здания, находящегося в границах участка (почтовый адрес ориентира: "адрес"), двух функциональных зон, а также территории общего пользования.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления - отказать.
Обязать Думу г. Владивостока опубликовать настоящее решение суда в официальном печатном издании данного представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным дела Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.