Президиум Омского областного суда в составе:
Председательствующего Светенко Е.С.,
членов президиума: Масленкиной С.Ю., Мотрохова А.Б., Холодовой М.П., Храменок М.Г., Гаркуши Н.Н.,
при секретаре Шихалевой С.В.
рассмотрел дело по иску Витман Л. П., действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида Витмана В. В.ча, к Администрации Большереченского муниципального района Омской области о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке по кассационной жалобе Администрации Большереченского муниципального района Омской области на решение Большереченского районного суда Омской области от 04 июля 2016 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14 сентября 2016 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Поповой Э.Н., президиум
установил:
Витман Л.П., действующая в том числе в интересах несовершеннолетнего сына-инвалида Витмана В. В.ча, " ... " года рождения обратилась с иском к Администрации Большереченского муниципального района Омской области о предоставлении её семье жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование иска указала, что ее сын Витман В.В. является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, которое включено в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Кроме того, с ней проживают еще двое детей: дочь Витман Е.В., " ... " года рождения, сын Крестьянов З.Н., " ... " года рождения. Дом, в котором проживает её семья, принадлежит бывшему супругу, состоит из двух жилых комнат общей площадью " ... " кв.м, канализация и душ в доме отсутствуют, отопление печное. Она и члены её семьи в собственности жилых помещений не имеют. На основании решения комиссии по регулированию жилищных отношений Администрации Большереченского муниципального района Омской области от " ... " она включена во внеочередной список граждан, претендующих на получение жилого помещения по договору социального найма как семья, имеющая больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание в одной квартире невозможно, однако до настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Уточнив в процессе рассмотрения дела исковые требования, просила обязать Администрацию Большереченского муниципального района Омской области предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма на состав семьи из трех человек (она, дочь Витман Е.В., ребенок-инвалид Витман В.В.) с учетом права ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании Витман Л.П. уточненные требования поддержала. Пояснила, что сын Крестьянов З. перестал быть членом её семьи, проживает отдельно.
Представитель ответчика Администрации Большереченского муниципального района Омской области Рыбалочкина Л.В. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что администрация района является ненадлежащим ответчиком, поскольку жилое помещение семье Витман Л.П. должно быть предоставлено за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации, а не за счет социального жилья органа местного самоуправления.
Гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителей соответчиков: Правительства Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области при надлежащем их извещении.
Решением Большереченского районного суда Омской области от 04 июля 2016 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14 сентября 2016 года, исковые требования удовлетворены. На Администрацию Большереченского муниципального района Омской области возложена обязанность предоставить Витман Л.П. в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса РФ во внеочередном порядке на состав семьи из трех человек благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления с учетом права несовершеннолетнего ребенка - Витмана В. В.ча, " ... " года рождения на дополнительную жилую площадь.
В кассационной жалобе, поступившей в Омский областной суд 14 ноября 2016 года, Администрация Большереченского муниципального района Омской области выражает несогласие с постановленными по делу судебными постановлениями. Так, из содержания части 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ следует, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются исключительно малоимущим гражданам. При этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Витман Л.П., обратившись с заявлением в администрацию о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, указала, что проживает с ребенком, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, выбрав таким образом в качестве постановки на учет основание "определенные федеральным законом категории граждан", а не основание "малоимущие". Истец не представляла в администрацию сведения о доходах семьи и стоимости принадлежащего ей и членам семьи имущества, не признавалась в установленном порядке малоимущей. При этом на органы местного самоуправления возложены две самостоятельные обязанности - это ведение учета граждан в качестве нуждающихся, а также предоставление жилых помещений малоимущим гражданам. Государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений из муниципального жилищного фонда вышеуказанной категории граждан органы местного самоуправления не наделены. В связи с чем вывод судов о том, что на органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ возложена обязанность по предоставлению жилых помещений категориям граждан, указанным в части 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, вне зависимости от наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, противоречит положениям закона. Кроме того, податель жалобы считает необоснованным возложение на администрацию обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке на состав семьи Витман Л.П. в количестве трех человек, так как согласно пункту 3 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются непосредственно гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание невозможно. Иными словами, данная норма предусматривает льготный порядок реализации жилищных прав именно указанной категории граждан. К данной категории относится Витман В., а иные члены семьи истца таким правом не обладают, в связи с чем предоставление жилого помещения во внеочередном порядке на весь состав семьи является необоснованным. Так как требования указанных выше норм судами применены не были, обстоятельства дела применительно к изложенным нормам права не установлены, просит оспариваемые судебные акты отменить как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
По результатам изучения доводов жалобы запросом судьи Омского областного суда от 23 ноября 2016 года гражданское дело N " ... " истребовано в Омский областной суд, куда поступило 02 декабря 2016 года.
Определением судьи Омского областного суда от 26 декабря 2016 года кассационная жалоба с делом и указанным определением передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиум Омского областного суда.
" ... " со стороны Витман Л.П. представлены возражения на кассационную жалобу.
В соответствии с положениями ст. 390 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, определение судьи о передаче дела для рассмотрения по существу в судебном заседании суда кассационной инстанции, выслушав представителя ответчика - Администрации Большереченского муниципального района Омской области Рыбалочкину Л.В., поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя ответчика - Правительства Омской области Горькову С.Ю., поддержавшую позицию данного ответчика, изложенную в отзыве на иск, президиум находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14 сентября 2016 года подлежащими отмене по следующим основаниям.
Согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении кассационных жалобы, представления с делом суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства (часть 2 статьи 390 ГПК РФ). Вместе с тем, если судом кассационной инстанции будет установлено, что судами первой и (или) апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, С. учитывает эти обстоятельства при вынесении кассационного постановления (определения).
Судебными инстанциями установлено, что " ... " Витман Л.П. с семьей в составе четырех человек принята на учет по внеочередному списку граждан, претендующих на получение жилого помещения по договору социального найма как семья имеющего больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание в одной квартире невозможно.
Тяжелая форма хронического заболевания, которым страдает несовершеннолетний сын истца - Витман В.В., " ... " года рождения входит в перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (л.д. " ... "), а также постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" (л.д. " ... ").
Истец Витман Л.П., а также её дети Витман Е.В. и Витман В.В. проживают в двухкомнатной квартире дома " ... ". Общая площадь жилого помещения составляет " ... " кв.м; в доме имеется печное отопление; канализация не подведена.
Право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке до настоящего времени не реализовано.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что несовершеннолетний возраст Витмана В.В., имеющего право на внеочередное предоставление жилого помещения, право на дополнительную жилую площадь, а также наличие соответствующего тяжёлого хронического заболевания обуславливают необходимость совместного проживания ребёнка с семьей, в связи с чем пришёл к выводу о том, что семья Витман Л.П., состоящая из трех человек, подлежит внеочередному обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, с учетом права несовершеннолетнего ребенка-инвалида на дополнительную жилую площадь.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о предоставлении жилья семье истца в составе трех человек, однако с данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 01 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжёлой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Согласно пункту 4 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с данными гражданами в одной квартире.
Согласно части 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
Для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
В частности, согласно пункту 3 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 ст. 51 названного кодекса перечне.
Положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав перечисленных в ней категорий граждан. К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как установлено судом, относится несовершеннолетний сын истца Витман В.В., " ... ". Однако иные члены семьи, а именно: истец Витман Л.П., её дочь Витман Е.В., " ... " года рождения таким правом не обладают, в связи с чем вывод судов о внеочередном порядке обеспечения жилым помещением по договору социального найма всей семьи, состоящей из трех человек, не соответствует положениям пункта 3 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Таким образом, доводы кассационной жалобы о том, что только Витман В.В. вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учётом имеющегося у него права на льготу являются обоснованными.
Кроме того, в кассационной жалобе ответчик указал, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, в том числе и во внеочередном порядке, необходимо признание гражданина малоимущим, однако Витман Л.П. малоимущей не признавалась.
Из материалов дела следует, что " ... " год Витман Л.П. обратилась с к главе Большереченского муниципального района Омской области с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма на семью в составе четырех человек. В заявлении указала, что нуждается в улучшении жилищных условий, проживает в жилом помещении общей площадью менее учетной нормы, с ребенком, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, входящего в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378.
К заявлению Витман Л.П., в частности было приложено: копия справки МСЭ, справка о заболевании N " ... ", копия свидетельства о праве собственности на земельный участок (на имя Витмана В. А., " ... " - на указный момент являлся супругом истца), копия свидетельства о праве на наследство по завещанию от " ... " на дом N " ... " на имя Витмана В. А., две справки ЦТИ Омской области, четыре справки Управления Росреестра по Омской области об отсутствии у членов семьи права собственности на объекты недвижимости.
При этом из выписки из протокола N " ... " от " ... " заседания комиссии по регулированию жилищных отношений следует, что рассмотрено обращение Витман Л.П. с просьбой признать нуждающейся и включить во внеочередной список граждан, претендующих на получение жилого помещения как семью, имеющую больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания; принято решение признать Витман Л.П. нуждающейся в жилом помещении и включить во внеочередной список граждан, претендующих на получение жилого помещения по договору социального найма как семью, имеющего больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно (л.д. " ... ").
Согласно позиции администрации основанием постановки Витман Л.П. на учёт явилось наличие у её несовершеннолетнего ребёнка заболевания, входящего в вышеуказанный Перечень.
Также в материалы дела представлено обращение Витман Л.П. от " ... " на имя главы Большереченского муниципального района Омской области, в котором она просила включить её во внеочередной список граждан, претендующих на получение жилого помещения по договору социального найма как семью, имеющего больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, на 2016 год.
К данному заявлению приложены: копия паспорта, справка о составе семьи, копия справки ВТЭК, копия свидетельства о расторжении брака, согласно которому брак между супругами Витман расторгнут " ... ", копия свидетельства о рождении ребенка -2 шт. Из материалов дела следует, что в учетное дело были также представлены три справки Управления Росреестра по Омской области от " ... " об отсутствии в собственности семьи истца недвижимого имущества.
Применительно к возражениям Администрации Большереченского муниципального района Омской области о том, что семья Витман Л.П. малоимущей не признана, в связи с чем на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность предоставления жилого помещения по договору социального найма, суды исходили из положений, закрепленных в Определении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2009 года N 1563-О-О, согласно которому местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Положениями Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (статьи 14, 50), а также положениями Жилищного кодекса РФ (статьи 14, 19) предусмотрено осуществление органами местного самоуправления полномочий по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление таким гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
Как указано судебной коллегией, тот факт, что органы местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение жилыми помещениями категорий граждан, предусмотренных частью 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, не наделены, не может свидетельствовать о наличии препятствий для защиты жилищных прав граждан.
Вместе с тем в соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ, введенного в действие с 01 марта 2005 года, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учётом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определёнными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, условий реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу данной нормы, условие о принятии на указанный учёт не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно ст. 52 Жилищного кодекса РФ возлагается на органы местного самоуправления, наличия же специального закона соответствующего субъекта РФ о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учёта не требуется.
Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ он устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определённой федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).
Как уже было указано выше, к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ относит граждан, являющихся, в частности собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством РФ перечне.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ до 01 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учёт и обеспечивались жилыми помещениями с учётом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закреплённом жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 01 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Так, согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на соответствующий учёт после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством РФ, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 01 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты.
Поскольку Жилищный кодекс РФ и федеральный закон, действующие на момент обращения Витман Л.П. в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов, вставших на учет после " ... ", жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, данный порядок также не предусматривается и Законом Омской области от 28 декабря 2005 года N 722-ОЗ, то право Витмана В.В. на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания семьи Витман Л.П. малоимущей, с учётом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
При этом частью 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ определено, что с заявлением о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение о принятии на учёт или об отказе в принятии на учёт должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учёт и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ документов органом, осуществляющим принятие на учёт, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
В соответствии со ст. 11 Закона Омской области N 722-ОЗ от 28 декабря 2005 года "О государственной политике Омской области в жилищной сфере" признание граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления Омской области на основании заявления гражданина или лица, являющегося его представителем (далее заявитель). К заявлению прилагаются копии документов, удостоверяющих личность граждан, подтверждающих состав семьи, доходы и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, а также правоустанавливающих документов на имущество, подлежащее налогообложению.
" ... " Советом Большереченского муниципального района Омской области принято Решение N 202 "Об утверждении Положения о регулировании жилищных отношений в Большереченском муниципальном районе Омской области".
Ст. 16 вышеуказанного Положения предусмотрен порядок учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно части 6 ст. 16 Положения (в редакции на момент принятия истца на учет) для принятия на учет гражданин подает заявление с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
К заявлению прилагаются следующие документы: документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, решение об усыновлении (удочерении), судебное решение о признании членом семьи и т.п.), а также документы, необходимые для признания гражданина малоимущим. К последним документам отнесены: копии документов, подтверждающих доходы и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов семьи (одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, а также правоустанавливающих документов на имущество, подлежащее налогообложению.
Между тем, сведения о том, признавалась ли семья Витман Л.П. в установленном порядке жилищной комиссией малоимущей, в материалы гражданского дела представлены не были, в связи с этим вывод суда о наличии у ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма сделан без установления всех юридически значимых обстоятельств по делу.
Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством РФ перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Однако указанные обстоятельства не были учтены и проверены судом.
Согласно ч. 1 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд должен определить все юридически значимые обстоятельства и характер спорного правоотношения, применить закон, подлежащий применению.
В силу ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным.
Учитывая изложенное, президиум находит, что допущенные судом второй инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны защита и восстановление нарушенных прав подателя кассационной жалобы.
Поскольку повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции"), дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, установить обстоятельства, имеющие юридические значение для правильного рассмотрения дела, и разрешить возникший спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и подлежащими применению нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
постановил:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 14 сентября 2016 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд апелляционной инстанции.
Председательствующий президиума (подпись) Е.С. Светенко
Копия верна:
Судья Омского областного суда Э.Н. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.