Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Уряднова С.Н.,
с участием прокурора отдела Прокуратуры Чувашской Республики Бельцова А.Н.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-строительная компания "Содружество-1" к Чебоксарскому городскому Собранию депутатов Чувашской Республики об оспаривании нормативного правового акта, с участием заинтересованного лица администрации г. Чебоксары Чувашской Республики,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Производственно-строительная компания "Содружество-1" (далее - ООО ПСК "Содружество-1") обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца 7 следующего содержания "Требуемое для объектов расчетное число мест временного хранения (гостевых стоянок) следует размещать в пределах земельного участка, отведенного под застройку этого объекта. Не допускается использовать для этих целей улично-дорожную сеть (включая проезжую часть, тротуары, полосы озеленения)" пункта 3.5.144 Решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.06.2012 г. N625 "О местных нормативах градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка Чебоксарского городского округа" (с изменениями и дополнениями от 18 июня 2015 года).
В обоснование своих требований административный истец указал, что решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 18 июня 2015 г. N 2003 "О внесении изменений в местные нормативы градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка Чебоксарского городского округа" внесены изменения в решение Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.06.2012 г. N625 "О местных нормативах градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка Чебоксарского городского округа". В настоящее время пункт 3.5.144 местных нормативов действует в новой редакции. ООО ПСК "Содружество-1" считает, что абзац 7 пункта 3.5.144 данных нормативов противоречит Своду правил СП 42.13330.2011 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденному приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 года (далее - Свод правил), примечания к пункту 11.19 которого допускают возможность предусматривать сезонное хранение 10-15% парка легковых автомобилей в гаражах и на открытых стоянках, расположенных за пределами селитебных территорий поселения, а также допускают возможность предусматривать открытые стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей в пределах улиц и дорог, граничащих с жилыми районами и микрорайонами".
Кроме того, оспариваемый абзац 7 пункта 3.5.144 местных нормативов противоречит абзацу 6 этого же пункта, который допускает предусматривать места временного хранения (гостевые стоянки) личного автотранспорта в радиусе пешеходной доступности не более 250 м. от жилых домов.
Абзацы 6 и 7 пункта 3.5.144 вызывают неоднозначное толкование, являются двусмысленными, поскольку абзац 6 предусматривает, что 40% от расчетного числа мест временного хранения личного автотранспорта необходимо разместить на отведенном для строительства земельном участке, тогда как абзац 7 предусматривает, что 100% от расчетного числа мест временного хранения личного автотранспорта необходимо разместить в пределах земельного участка, отведенного под застройку.
Административный ответчик, установив в пункте 3.5.144 норматива двусмысленный абзац 7, противоречащий абзацу 6, предоставил администрации города Чебоксары Чувашской Республики право при осуществлении полномочий по выдаче разрешений на строительство применять либо абзац 6, либо абзац 7, в зависимости от своих предпочтений к хозяйствующим субъектам.
Административный истец утверждает, что администрация города Чебоксары, злоупотребляя полномочиями, ставит в неравное положение ООО ПСК "Содружество-1" по сравнению с другими хозяйствующими субъектами и создает административные барьеры в виде административного произвола для осуществления предпринимательской деятельности по строительству "Многофункционального комплекса в составе торгово-офисных помещений, жилой застройки переменной этажности, надземной и подземной автостоянок по ул.К.Маркса в г. Чебоксары Чувашской Республики".
Кроме того, оспариваемое решение не в полном объеме прошло правовую и антикоррупционную экспертизу на предмет соответствия действующему законодательству.
В судебном заседании представители административного истца ООО ПСК "Содружество-1" Ильина Т.Н. и Иванова Е.В. исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики Макарова Н.А. исковые требования не признала в связи с их необоснованностью.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Чебоксары Чувашской Республики Гашимов Э.А. полагал, что исковые требования ООО ПСК "Содружество-1" не подлежат удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Бельцова А.Н., считавшего необходимым оставить исковые требования ООО ПСК "Содружество-1" без удовлетворения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится в числе прочего утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений.
Аналогичное полномочие органа местного самоуправления предусмотрено в пункте 2 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ).
Согласно пункту 26 статьи 1 ГрК РФ под нормативами градостроительного проектирования понимается совокупность установленных в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами, предусмотренными частями 1, 3 и 4 статьи 29.2 настоящего Кодекса, населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу части 1 статьи 7 Закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 4 указанной статьи 7 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 29.4 ГрК РФ, введенной в действие с 05 мая 2014 года, предусмотрено, что местные нормативы градостроительного проектирования и внесенные изменения в местные нормативы градостроительного проектирования утверждаются представительным органом местного самоуправления (часть 1).
Проект местных нормативов градостроительного проектирования подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за два месяца до их утверждения (часть 6).
Утвержденные местные нормативы градостроительного проектирования подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в срок, не превышающий пяти дней со дня утверждения указанных нормативов (часть 7).
Порядок подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и внесения изменений в них устанавливается муниципальными правовыми актами с учетом положений настоящего Кодекса (часть 8).
На территории Чебоксарского городского округа Чувашской Республики порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и внесения в них изменений установлен Положением о порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования в городе Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 17.03.2009 N 1264.
Местные нормативы градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики, утверждены решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14 июня 2012 г. N 625 "О местных нормативах градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка Чебоксарского городского округа", до введения в действие статьи 29.4 ГрК РФ.
Данные нормативы приняты правомочным органом в пределах предоставленных ему полномочий. Текст нормативов был опубликован в установленном порядке в издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары" от 25 июня 2012 года N 8, том 2.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 18 июня 2015 N 2003 "О внесении изменений в местные нормативы градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка Чебоксарского городского округа", утвержденные решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 14 июня 2012 года N 625" внесено ряд изменений в местные нормативы градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики, в том числе пункт 3.5.144 изложен в новой редакции:
Согласно пункту 3.5.144 действующей редакции местных нормативов расчетное число мест временного хранения автомобилей на одну квартиру составляет:
1,5 машино-места в случае, если на территории жилого района располагается жилищный фонд, обеспеченность общей площадью в котором составляет не менее 35 кв. м на человека. Расположение жилья преимущественно в близости от общественных городских центров или рекреационных объектов. Отличительными чертами данного уровня комфорта являются: повышенный уровень обеспеченности придомовой территории на 1 жителя, наличие закрытой наземной/подземной парковки, возможность проработки ландшафтного дизайна, концентрация объектов коммерческого, административного значения, ограничение доступа жителей с прилегающих территорий. Жилье оснащается централизованной приточно-вытяжной вентиляцией и климат-контролем, автономным или центральным отоплением (индивидуальный тепловой пункт). Возведение зданий осуществляется по индивидуальным проектам с подчеркнутой дизайнерской проработкой внешнего облика;
1,2 машино-места в случае, если на территории жилого района располагается жилищный фонд, обеспеченность общей площадью в котором составляет не менее 30 кв. м на человека. Условия размещения жилья не имеют отличительных особенностей. Доступность и обеспеченность объектами социальной и транспортной инфраструктур, элементами благоустройства отвечает уровню, соответствующему нормативным значениям. Возведение зданий осуществляется по усовершенствованным серийным проектам, проектам повторного применения или индивидуальным проектам;
0,8 машино-места в случае, если на территории жилого района располагается жилищный фонд, обеспеченность общей площадью в котором составляет не менее 25 кв. м на человека. Условия размещения жилья не имеют отличительных особенностей. Доступность и обеспеченность объектами социальной и транспортной инфраструктур, элементами благоустройства отвечает уровню, соответствующему минимальным нормативным значениям. Возведение зданий осуществляется по стандартным серийным проектам, проектам повторного применения;
2,0 машино-места в случае, если на территории жилого района располагается жилищный фонд, обеспеченность общей площадью в котором превышает 40 кв. м на человека. Расположение жилья преимущественно на территориях с благоприятным ландшафтом высокого эстетического качества. Отличительными чертами данного уровня комфорта являются: повышенный уровень обеспеченности придомовой территории на 1 жителя (территория благоустроенная, с проработкой ландшафтного дизайна и малых архитектурных форм), наличие закрытой наземной/подземной парковки, наличие транспортных связей с центром города, ограничение доступа жителей с прилегающих территорий. Жилье оснащается централизованной приточно-вытяжной вентиляцией и климат-контролем в каждой квартире, с очисткой воздуха, поддержанием заданной температуры, автономным (котельная)/смешанным или воздушно-конвекторным (индивидуальный тепловой пункт) отоплением. Возведение зданий осуществляется по индивидуальным авторским проектам.
Не менее 40% от расчетного числа мест временного хранения (гостевых стоянок) личного автотранспорта в жилых районах, следует размещать при жилых домах, остальную часть мест временного хранения следует предусматривать в радиусе пешеходной доступности не более 250 м.
Требуемое для объектов расчетное число мест временного хранения (гостевых стоянок) следует размещать в пределах земельного участка, отведенного под застройку этого объекта. Не допускается использовать для этих целей улично-дорожную сеть (включая проезжую часть, тротуары, полосы озеленения).
Решение от 18 июня 2015 N 2003 о внесении изменений в местные нормативы градостроительного проектирования принято в соответствии с Положением о порядке подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования в городе Чебоксары Чебоксарским городским собранием депутатов Чувашской Республики в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии кворума. Оно опубликовано в издании "Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары", 20.06.2015, N 10 и размещено на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://gcheb.cap.ru/ 23 июня 2015 года, а также федеральной государственной информационной системе территориального планирования http://fgis.economy.gov/ fgis._auth/ 08 июля 2015 года.
Таким образом, следует признать, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением установленной процедуры и в надлежащей форме, подписан главой муниципального образования и официально опубликован.
Допущенное административным ответчиком несущественное нарушение сроков размещения решения от 18 июня 2015 N 2003 в федеральной государственной информационной системе территориального планирования не влечет признания данного решения недействительным.
В соответствии с пунктом 1.1. местных нормативов градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка Чебоксарского городского округа", нормативы градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и Чувашской Республики, распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территории городского округа в пределах его границ, а также резервных территорий, находящихся за пределами границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу.
Отношения, связанные с проектированием новых и реконструкцией существующих городских и сельских поселений, включая основные требования к их планировке и застройке, на федеральном уровне регулируются Сводом правил СП 42.13330.2011 и на уровне Чувашской Республики республиканскими нормативами градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики", утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 февраля 2008 г. N 21 (далее - республиканские нормативы градостроительного проектирования), при этом пунктом 1.1 Свода правил предусмотрено осуществлять конкретизацию требований федеральных нормативов при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.
Административный истец ООО ПСК "Содружество-1" полагает, что абзац 7 пункта 3.5.144 местных нормативов градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики в действующей редакции, предусматривающий, что требуемое для объектов расчетное число мест временного хранения (гостевых стоянок) следует размещать в пределах земельного участка, отведенного под застройку объекта, без использования для этих целей улично-дорожной сети (включая проезжую часть, тротуары, полосы озеленения), противоречит пункту 11.19 Свода правил СП 42.13330.2011, согласно которому на селитебных территориях и на прилегающих к ним производственных территориях следует предусматривать гаражи и открытые стоянки для постоянного хранения не менее 90 % расчетного числа индивидуальных легковых автомобилей при пешеходной доступности не более 800 м, а в районах реконструкции или с неблагоприятной гидрогеологической обстановкой - не более 1500 м.
Открытые стоянки для временного хранения легковых автомобилей следует предусматривать из расчета не менее чем для 70 % расчетного парка индивидуальных легковых автомобилей, в том числе, %: жилые районы - 25; промышленные и коммунально-складские зоны (районы) - 25; общегородские и специализированные центры - 5; зоны массового кратковременного отдыха - 15.
Примечания к пункту 11.19 Свода правил допускают предусматривать сезонное хранение 10 - 15 % парка легковых автомобилей в гаражах и на открытых стоянках, расположенных за пределами селитебных территорий поселения, а также допускают предусматривать открытые стоянки для временного и постоянного хранения автомобилей в пределах улиц и дорог, граничащих с жилыми районами и микрорайонами.
Суд считает, что оспариваемый ООО ПСК "Содружество-1" абзац 7 пункта 3.5.144 местных нормативов градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики не противоречит Своду правил СП 42.13330.2011, также как и республиканским нормативам градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики".
Как следует из текста всего пункта 3.5.144 местных нормативов градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики, данный пункт регламентирует расчетное число мест временного хранения автомобилей на одну квартиру при жилых домах жилых районов, а также размещение расчетного числа этих мест относительно жилого дома, при этом оспариваемый абзац 7 указывает на необходимость размещения требуемого для объектов расчетное число мест временного хранения (гостевых стоянок) в пределах земельного участка, отведенного под застройку этого объекта.
В этом пункте местный законодатель установилтождество понятий места временного хранения автомобилей и гостевые стоянки.
Такое же требование к размещению открытых стоянок для временно хранения автомобилей сотрудников и посетителей общественных объектов (в границах земельного участка, предоставленного для строительства (реконструкции) данного объекта) предусмотрено в неоспариваемом административным истцом пункте 3.5.159 местных нормативов градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики.
Согласно пункту 2б Свода правил СП 113.13330.2012 "Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99" под временным хранением легковых автомобилей и других мототранспортных средств понимается кратковременное (не более 12 ч) хранение (не более 12 ч) на стоянках автомобилей на незакрепленных за конкретными владельцами машино-местах.
Как следует из определений терминов, изложенных в приложении N 1 к местным нормативам градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики, под гостевой автостоянкой понимается открытая площадка, предназначенная для кратковременного хранения (стоянки) легковых автомобилей.
Аналогичное определение гостевой стоянки дано в приложении N 1 к республиканским нормативам градостроительного проектирования.
Это же приложение N 1 к местным нормативам градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики содержит такие понятия как стоянка для автомобилей (автостоянка) - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные только для хранения (стоянки) автомобилей.
Учитывая, что понятия временное и кратковременное хранение легковых автомобилей на стоянках автомобилей идентичны, следует признать, что гостевая стоянка является разновидностью стоянок для автомобилей, отличающаяся от иных автостоянок тем, что она представляет собой исключительно открытую площадку и предназначена лишь для временного хранения (стоянки) легковых автомобилей на незакрепленных за конкретными владельцами машино-местах.
Согласно определениям терминов, изложенных в приложении Б к Своду правил СП 42.13330.2011, автостоянками являются открытые площадки, предназначенные для хранения или парковки автомобилей, устраиваемые внеуличными (в том числе в виде карманов при расширении проезжей части) либо уличными (на проезжей части, обозначенными разметкой).
Гостевыми стоянками являются открытые площадки, предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон.
При этом, применительно к Своду правил, под хранением понимается пребывание автотранспортных средств, принадлежащих постоянному населению города, по месту регистрации автотранспортных средств, под парковкой временное пребывание на стоянках автотранспортных средств, принадлежащих посетителям объектов различного функционального назначения.
Исходя из анализа определений указанных терминов, содержащихся в нормах Свода правил СП 42.13330.2011 гостевые стоянки, являются разновидностью автостоянок (открытых площадок), предназначены исключительно для временного хранения легковых автомобилей посетителей жилых зон, т.е. их обустройство возможно лишь при объектах различного функционального назначения жилых зон.
При этом, согласно п. 5.1 указанного Свода правил, в жилых зонах размещаются жилые дома разных типов (многоквартирные многоэтажные, средней и малой этажности; блокированные; усадебные с приквартирными и приусадебными участками); отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социального и культурно-бытового обслуживания населения с учетом требований раздела 10 настоящих норм; гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; культовые объекты. Допускается размещать отдельные объекты общественно-делового и коммунального назначения с площадью участка, как правило, не более 0,5 га, а также мини-производства, не оказывающие вредного воздействия на окружающую среду, за пределами установленных границ участков этих объектов. К жилым зонам также могут быть отнесены территории садово-дачной застройки, расположенной в пределах границ (черты) поселений.
Согласно пункту 5.4 Свода правил СП 42.13330.2011 территории жилой зоны организуются в виде кварталов (микрорайонов) и районов.
Нормы расчета стоянок автомобилей, порядок их размещения, в том числе и открытых стоянок для временного хранения легковых автомобилей регламентированы положениями подраздела "Сооружения и устройства для хранения и обслуживания транспортных средств" раздела 11. "Транспорт и улично-дорожная сеть" СП 42.13330.2011.
Кроме вышеуказанного пункта 11.19, в котором имеются нормы, регламентирующие нормы расчета и размещение открытых стоянок для временного хранения легковых автомобилей, в указанном подразделе содержатся иные положения, посвященные этим стоянкам.
Так, пункт 11.21 регламентирует расстояние пешеходных подходов от стоянок для временного хранения легковых автомобилей до входов в жилые дома, до пассажирских помещений вокзалов, входов в места крупных учреждений торговли и общественного питания, до прочих учреждений и предприятий обслуживания населения и административных зданий до входов в парки, на выставки и стадионы, а также нормы расчета стоянок легковых автомобилей для рекреационных территорий и объектов отдыха, а также общественных зданий и сооружений.
Пунктом 11.25 регламентируется расстояния от наземных и наземно-подземных гаражей, открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, и станций технического обслуживания до жилых домов и общественных здании, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях.
Свод правил СП 42.13330.2011 не содержит норм расчета расчетного числа мест временного хранения (гостевых стоянок) автомобилей при жилых домах, также как и норм, предписывающих место их размещения в пределах земельного участка, выделенного под застройку (реконструкцию) объектов различного функционального назначения жилых зон. Нормативы Свода правил определяют лишь расстояния от этих объектов до автостоянок.
Учитывая, что пункт 11.19 Свода правил СП 42.13330.2011 регламентирует размещение гаражей и открытых стоянок для постоянного хранения индивидуальных легковых автомобилей, примечания к указанному пункту предусматривают сезонное хранение парка легковых автомобилей в гаражах и на открытых стоянках, расположенных за пределами селитебных территорий поселения, а также на открытых стоянках для временного и постоянного хранения автомобилей в пределах улиц и дорог, граничащих с жилыми районами и микрорайонами, а не в самих жилых районах и микрорайонах при объектах различного функционального назначения жилых зон, т.е. не на гостевых стоянках, а оспариваемый абзац 7 пункта 3.5.144 местных нормативов градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики регламентирует размещение именно гостевых стоянок при жилых домах с запретом использовать для этих целей улично-дорожной сети (включая проезжую часть, тротуары, полосы озеленения), вопреки доводам административного истца не вступают между собой в противоречие, поскольку регулируют разные отношения, связанные с планированием и застройкой территории.
При этом пункты 3.5.141 и 3.5.142 местных нормативов градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики частично воспроизводят нормы пункта 11.19 Свода правил СП 42.13330.2011, предусматривая размещение гаражей и открытых стоянок для постоянного хранения на селитебных территориях и на прилегающих к ним производственных территориях, а также сезонное хранение парка легковых автомобилей на автостоянках открытого и закрытого типа, расположенных за пределами селитебных территорий.
По своей сути пункт 3.5.144 местных нормативах градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики конкретизирует требования норм Свода правил СП 42.13330.2011, возможность чего прямо предусмотрена пунктом 1.1 этого нормативного правового акта.
Что касается соответствия оспариваемого абзаца 7 пункта 3.5.144 местных нормативах градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики республиканским нормативам градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов и поселений Чувашской Республики", суд полагает возможным отметить, что пункты 3.5.163, 3.5.166 республиканских нормативов градостроительного проектирования также предусматривают размещение открытых площадок (гостевых автостоянок) для парковки легковых автомобилей посетителей на придомовых территориях, а п. 3.5.167 допускает определять требуемое расчетное количество машино-мест для парковки легковых автомобилей на приобъектных стоянках у общественных зданий, учреждений, вокзалов, на рекреационных территориях в соответствии с рекомендуемой таблицей. Данное обстоятельство не даёт оснований для признания указанных нормативных правовых актов противоречащими друг другу.
Согласно подпункту 2 ч. 2. ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для признания оспариваемого ООО ПСК "Содружество-1" абзаца 7 пункта 3.5.144 местных нормативов градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики недействующим по мотиву его противоречия нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 27 мая 2003 г N 19-П, в силу конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) запреты и иные установления, закрепляемые в законе, должны быть определенными, ясными, недвусмысленными. Неопределенность содержания правовой нормы допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и тем самым - нарушения принципа равенства, а также принципа верховенства закона.
Нормативный правовой акт должен отвечать правилам юридической техники, излагаться четким и ясным языком.
С точки зрения правовой определенности все нормативные положения, включая дефиниции, должны быть сформулированы максимально ясным и точным образом, по возможности исключая разноречивые толкования, чтобы предотвратить нарушения принципа правового равенства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд, проверяя оспариваемый акт, должен выяснять, являются ли его предписания определенными. Если оспариваемый акт вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Административный истец ООО ПСК "Содружество-1" полагает, что абзацы 6 и 7 пункта 3.5.144 местных нормативов градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики вызывают неоднозначное их толкование и являются двусмысленными, между тем просит признать недействующим лишь абзац 7 указанного пункта.
Оспариваемый абзац 7 пункта 3.5.144 в контексте всего пункта предписывает размещать на территории жилого района требуемое для объектов расчетное число мест временного хранения (гостевых стоянок) в пределах земельного участка, отведенного под застройку этого объекта, не допуская использования для этих целей улично-дорожной сети (включая проезжую часть, тротуары, полосы озеленения).
Суд считает, что положения данного абзаца сами по себе ясны и не вызывают их неоднозначное толкование.
Поскольку гостевые стоянки предназначены для парковки (кратковременного хранения) легковых автомобилей посетителей объектов жилых зон, расчетное число данных стоянок определяется в зависимости от функционального назначения этих объектов, то очевидно предполагается предусматривать их размещение на земельных участках, выделенных для строительства таких объектов при их проектировании, а не на иных земельных участках, к которым застройщик отношения не имеет.
Исковых требований о признании недействующим по основанию правовой неопределенности абзаца 6 пункта 3.5.144, иных абзацев и пунктов местных нормативов градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики ООО ПСК "Содружество-1" не заявлено.
Кроме того, суд полагает возможным отметить, что административный истец, фактически оспаривая абзац 7 пункта 3.5.144 местных нормативах градостроительного проектирования Чебоксарского городского округа Чувашской Республики, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14 июня 2012 г. N 625, в административном исковом заявлении просил признать недействующим абзац 7 пункта 3.5.144 самого решения от 14 июня 2012 г. N 625, которым утверждены эти местные нормативы. Несмотря на неоднократное представление дополнений к административному исковому заявлению, заявленные исковые требования ООО ПСК "Содружество-1" не уточнило.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных ООО ПСК "Содружество-1" исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-177, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью Производственно-строительная компания "Содружество-1" о признании недействующим абзаца 7 пункта 3.5.144 решения Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 14.06.2012 г. N625 "О местных нормативах градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка Чебоксарского городского округа" (с изменениями и дополнениями от 18 июня 2015 года) следующего содержания "Требуемое для объектов расчетное число мест временного хранения (гостевых стоянок) следует размещать в пределах земельного участка, отведенного под застройку этого объекта. Не допускается использовать для этих целей улично-дорожную сеть (включая проезжую часть, тротуары, полосы озеленения)", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики С.Н. Уряднов
Мотивированное решение изготовлено 05 декабря 2016 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.