Судья Оренбургского областного суда Пересыпкина Т.И., при секретаре Ершовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего инспектора аппарата Счетной палаты Оренбургской области Нестеровой Е.Е. на постановление судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 16 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении Лискуна Г.А.,
установил:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 16 декабря 2016 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении (должность) (юридическое лицо) Оренбургской области Лискуна Г.А., прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - ведущий инспектор аппарата Счетной палаты Оренбургской области Нестерова Е.Е. просит об отмене судебного постановления, ссылаясь на его незаконность.
В возражениях Лискун Г.А. полагает, что постановление судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 16 декабря 2016 года является законным и обоснованным.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав Нестерову Е.Е., поддержавшую доводы жалобы, мнение Лискуна Г.А., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ административным правонарушением признается Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 15.14 настоящего Кодекса.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что должностным лицом Счетной палаты Оренбургской области по результатам проведения проверки (акт от 23 сентября 2016 года) использования бюджетных средств, выделенных в 2015 году и истекшем периоде 2016 года (юридическое лицо) Оренбургской области, установлено следующее.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 20 декабря 2010 года N утвержден Порядок предоставления в 2011 - 2020 годах субсидий из областного бюджета спортивным клубам команд мастеров по игровым видам спорта Оренбургской области, за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям (далее - Порядок предоставления субсидий).
Пунктом N Порядка предоставления субсидий предусмотрено, что (юридическое лицо) Оренбургской области (далее - министерство) предоставляются субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с оказанием услуг (оплата труда, премиальные выплаты, уплата начислений на выплаты по оплате труда и премиальным выплатам, заявочные, вступительные и судейские расходы, участие во всероссийских и международных соревнованиях, организация и проведение соревнований, услуги спортивных сооружений, транспортных средств, информационно-рекламное обеспечение проводимых соревнований, командировочные расходы, тренировочный процесс, сборы и подготовка спортсменов, расходы на питание спортсменов, нормы которых утверждаются министерством, компенсация энергозатрат, закупка спортивного инвентаря и экипировки, медико-восстановительные, профилактические и оздоровительные мероприятия, медико-биологические обследования, тестирование и медицинский контроль, лечение игроков, приобретение основных средств и материальных запасов, расходы по содержанию имущества, содержание автотранспорта, используемого для обеспечения тренировочного процесса, услуги связи в период проведения тренировочного процесса и соревнований, стационарное проживание, аренда квартир или общежитий для иногородних спортсменов).
В п. N Порядка предоставления субсидий устанавливает, что (юридическое лицо) не позднее 10 дней со дня принятия соответствующего постановления Правительства Оренбургской области заключает со спортивным клубом договор о предоставлении субсидии (далее - договор).
Договор должен содержать следующие основные положения: целевое назначение выделенной субсидии; наименование сторон, их адреса и банковские реквизиты; права и обязанности сторон; сведения о размере субсидии; условия, срок и порядок предоставления субсидии; обязанность и порядок возврата субсидии спортивным клубом в областной бюджет в случае ее нецелевого использования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области; обязанность и порядок возврата субсидии в областной бюджет спортивным клубом в случае нарушения условий предоставления субсидии; порядок возврата в областной бюджет спортивным клубом остатка неиспользованной субсидии; согласие спортивного клуба на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Оренбургской области обязательных проверок за соблюдением спортивным клубом условий, целей и порядка предоставления субсидии; запрет приобретения спортивными клубами за счет полученных средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также связанных с достижением целей предоставления этих средств иных операций, регулируемых предоставление субсидий спортивным клубам; иные условия, определяемые по соглашению сторон в рамках законодательства Российской Федерации.
Между (юридическое лицо) и автономной некоммерческой организацией " ***" 14 января 2016 года заключен договор о предоставлении субсидии.
Вместе с тем в нарушение п. N Порядка предоставления субсидий договор от 14 января 2016 года не содержит следующие основные положения:
- условия, срок и порядок предоставления субсидии;
- порядок возврата субсидии спортивным клубом в областной бюджет в случае ее нецелевого использования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области;
- обязанность и порядок возврата субсидии в областной бюджет спортивным клубом в случае нарушения условий предоставления субсидии;
- порядок возврата в областной бюджет спортивным клубом остатка неиспользованной субсидии;
- согласие спортивного клуба на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Оренбургской области обязательных проверок за соблюдением спортивным клубом условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Кроме того, в нарушение п. N Порядка предоставления субсидий п. 2.1.2 договора о предоставлении субсидии от 14 января 2016 года N значительно расширены условия предоставления субсидии в части включения расходов за счет средств субсидии на обеспечение жизнедеятельности клуба.
Должностным лицом установлено, что Лискун Г.А., являясь (должность) (юридическое лицо), согласно должностной инструкции (абз. 13 подп. 3 п. 10) обязан осуществлять проверку и контроль за правильностью составления соглашений, договоров по предоставлению субсидий по командам мастеров.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Лискуна Г.А. 17 октября 2016 года протокола N об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что пункты N Порядка предоставления субсидий, которые вменяются в нарушение Лискуну Г.А., регламентируют не условия, а порядок предоставления и возврата субсидий в областной бюджет. Отсутствие в договоре от 14 января 2016 года некоторых положений, предусмотренных Порядком предоставления субсидий, прямо не свидетельствуют о нарушении главным распорядителем бюджетных средств условий их предоставления. В протоколе об административном правонарушении должностным лицом не приведены конкретные условия, которые, по его мнению, были нарушены непосредственно Лискуном Г.А.
Кроме того, судьей районного суда при решении вопроса о прекращении производства по делу были учтены должностное положение Лискуна Г.А. на момент заключения договора, а также должностной регламент, согласно которому последний, находясь в должности (должность) (юридическое лицо), осуществлял проверку и контроль за правильностью составления соглашений, договоров по предоставлению субсидий по командам мастеров. Между тем договор со стороны (юридическое лицо) подписан непосредственно (должность), следовательно, Лискун Г.А. от имени главного распорядителя бюджетных средств в данных правоотношениях не выступал, а потому не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения.
С выводами судьи районного суда в полной мере нельзя согласиться по следующим основаниям.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом РФ, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий;5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
При предоставлении субсидий, указанных в настоящей статье, обязательным условием их предоставления, включаемым в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий, является согласие их получателей (за исключением государственных (муниципальных) унитарных предприятий, хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с участием таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах) на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления (ч. 5 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
Согласно договору от 14 января 2016 года N (юридическое лицо) оказывает на условиях социального партнерства финансовую помощь (субсидию) Клубу (автономной некоммерческой организацией " ***") в целях пропаганды и популяризации хоккея с шайбой в Оренбургской области для достижения высоких спортивных результатов в Чемпионате России в Высшей лиге, Кубке России.
В п. 2.1.2 договора предусмотрено перечислять денежные средства на расчетных счет Клуба, предусматривающего расходы Клуба на: проведение учебно-тренировочных сборов; питание спортсменов 250 дней в году; проведение и участие в календарных играх Чемпионата России в Высшей лиге и Кубке России; аренду спортсооружений; обеспечение жизнедеятельности Клуба и реализацию Клубом своих уставных целей в сумме 177 000 000 рублей на финансирование в 2016 году согласно графику (приложение N 1 к договору).
Между тем, как усматривается из договора от 14 января 2016 года N, в нарушение N Порядка предоставления субсидий, договор не содержит следующих положений:
- порядок возврата субсидии спортивным клубом в областной бюджет в случае ее нецелевого использования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области (в п. 2.8 договора указано лишь об обязанности возврата неправомерно использованную сумму в случае нецелевого использования субсидии);
- обязанность и порядок возврата субсидии в областной бюджет спортивным клубом в случае нарушения условий предоставления субсидии;
- порядок возврата в областной бюджет спортивным клубом остатка неиспользованной субсидии (дополнительным соглашением к договору от 30 июня 2016 года добавлен п. 2.9, который предусматривает обязанность лишь по возврату неиспользованной суммы, но не порядок);
- согласие спортивного клуба на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля Оренбургской области обязательных проверок за соблюдением спортивным клубом условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Таким образом, статья 78 Бюджетного кодекса РФ предусматривает, что субсидии юридическим лицам выдаются в установленных случаях, порядке, и в сроки, а также на определенных условиях. Из содержания данной статьи следует, что соблюдение всех критериев и выполнение необходимых условий при предоставлении субсидии возможно только на договорной основе. Однако договор от 14 января 2016 года не содержит вышеназванные условия.
Кроме того, п. 2.1.2 договора о предоставлении субсидии от 14 января 2016 года N расширены условия предоставления субсидии в части включения расходов за счет средств субсидии на обеспечение жизнедеятельности клуба, поскольку N Порядка предоставления субсидий таких расходов не предусматривает.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Вместе с тем с доводами автора жалобы о том, что Лискун Г.А. является субъектом вмененного административного правонарушения согласиться нельзя, по следующим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, характеризуется нарушением виновным лицом условий предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам. К административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ могут быть привлечены только должностные лица главных распорядителей бюджетных средств, предоставляющих субсидии.
Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ закреплено, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Так, согласно N Порядка предоставления субсидий отбор спортивных клубов, которым предоставляются субсидии, согласно их заявкам осуществляется комиссией (юридическое лицо) (далее - комиссия) в составе пяти человек. Персональный состав комиссии и положение о комиссии утверждаются приказом (юридическое лицо).
Из материалов дела усматривается, что приказом министра от 04 декабря 2014 года N утвержден состав комиссии министерства по отбору спортивных клубов команд мастеров по игровым видам спорта Оренбургской области, которым предоставляются субсидии из областного бюджета. Лискун Г.А. в состав данной комиссии не входит.
Договор от 14 января 2016 года N 5 о предоставлении субсидии содержит сведения о его подписании непосредственном министром.
Выводы судьи районного суда о том, что Лискун Г.А., осуществляя проверку и контроль за правильностью составления соглашений, договоров по предоставлению субсидий по командам мастеров, в данном конкретном случае от имени главного распорядителя бюджетных средств не выступал, а потому не является субъектом инкриминируемого ему административного правонарушения, являются верными оснований не согласиться с которыми не имеется.
Из жалобы следует, что в ней поставлен вопрос об отмене решения судьи в отношении Лискуна Г.А. по основанию, которое в результате нового рассмотрения дела может ухудшить его положение.
Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
При этом положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ являются специальными по отношению к ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, не является длящимся, поскольку оно не связано с длительным непрекращающимся невыполнением или ненадлежащим выполнением нарушителем установленных законом обязанностей, а характеризуется совершением конкретных нарушений в области распределения бюджетных средств.
Анализ приведенного правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, составляет один год.
Административное правонарушение совершено 14 января 2016 года, в силу ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения лица к административной ответственности истек 14 января 2017 года.
Из системного толкования ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ следует, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении.
Таким образом, оснований для отмены постановление судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 16 декабря 2016 года не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Центрального районного суда г. Оренбурга от 16 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении Лискуна Г.А. оставить без изменения, а жалобу заявителя - без удовлетворения.
Судья Оренбургского
областного суда Т.И. Пересыпкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.