Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Ушаковой И.Г., Булатова П.Г.,
при секретаре судебного заседания Б.М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 7 февраля 2017 года гражданское дело по иску К.А.И. к акционерному обществу "Энергосбытовая компания "Восток" о возложении обязанности заключить договор на поставку электрической энергии, провести технологическое подключение жилого помещения к электрической сети,
по апелляционной жалобе К.А.И. на решение Курганского городского суда Курганской области от 15 ноября 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования К.А.И. к АО "Энергосбытовая компания "Восток", в лице ОАО "Энергосбыт", о возложении обязанности заключить договор на поставку электрической энергии с собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", на условиях: 1) гарантирующий поставщик обязуется поставлять потребителю в точку поставки электрическую энергию в количестве необходимом для бытовых нужд, с показателями качества, соответствующими ГОСТ N 13109-97, 2) при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме, на адрес электронной почты: " ... ") потребителя не позднее, чем за 10 (десять) рабочих дней до начала перерыва. Продолжительность указанных перерывов: 2.1. В зимнее время не допускается, автономное отопление и водоснабжение, п.п "в" п. 122 Правил. 2.2. В летнее время - допустимая суммарная продолжительность перерыва электроснабжения: 24 часа суммарно в течение года; 2.3 В случае если, перерыв электроснабжения превышен, с исполнителя взыскивается неустойка (штраф) в размере: А) в добровольном порядке, путем зачисления на счет потребителя, " ... " ( " ... " рублей за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыв) электроснабжения, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, Б) в судебном порядке - " ... " ( " ... ") рублей за каждый час превышения допустимо продолжительности перерыва электроснабжения, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, 2.4. в случае возникновения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качеств взыскивается неустойка (штраф) в размере: " ... " ( " ... ") рублей. Уплата штрафа не освобождает от возмещения убытков, 3) устранять аварии, а также выполнять заявки, в том числе и платные, в срок установленные законодательством Российской Федерации и договором; 4) производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, информировать потребителя о размере уменьшения платы коммунальные услуги на адрес электронной почты: " ... ".; 5) вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения; 6) по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлен коммунальных услуг; 7) не позднее 3 дней до проведения плановых работ внутри жилого помещения согласовать с потребителем время доступа в это помещение или направить письменное уведомление о проведении работ внутри жилого помещения, в котором указываются: предполагаемые дата и время проведения работ; номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней с момента получения уведомления; вид работ, который будет проводиться; сроки проведения работ; должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ; 8) предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе: наименование, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, адреса и номера телефонов, диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, размеры за коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных актов, на основании которых применяются тарифы порядок и форма оплаты коммунальных услуг, параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах, сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд, наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил; 9) производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом соответствия качества предоставляемых услуг требованиям законодательства Российской Федерации; 10) обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию (п. 2 ст. 543 ГК РФ), с учетом расположения прибора учёта вне жилого помещения; 11) нести иные обязанности, предусмотренные ГК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг; 12) информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и в потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме, на адрес электронной почты: " ... ".) не позднее чем за 30 даты до даты выставления платежных документов, на основании которых будет плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам; 13) размер платы за электроснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в сельской местности, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 426 ГК РФ); с учетом установленного газового котла " ... ", для отопления жилого помещения и подогрева горячей воды, а также автономной подаче воды из скважины электронасосом. После заключения договора, произвести технологическое подключение жилого дома к электрической сети - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Булатова П.Г., объяснения представителя истца К.А.И. - К.Э.В., представителя ответчика акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" - Г.И.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
К.А.И. обратилась в суд с иском к акционерному обществу "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - АО "ЭК "Восток") о возложении обязанности заключить договор на поставку электрической энергии, провести технологическое подключение жилого помещения к электрической сети.
В обоснование требований с учетом их изменения указала, что в марте 2015 года ею в адрес АО "ЭК "Восток" заказной почтой был направлен проект договора - оферты. Указанный договор был получен АО "ЭК "Восток" 26 марта 2015 года. В направленном проекте договора-оферты, как позже выяснилось, имелось противоречие действующему законодательству, которое было устранено 12 мая 2016 года. В нарушение п. 29 Правил предоставления коммунальных услуг, АО "ЭК "Восток" проигнорировало оферту. По состоянию на 1 августа 2016 года ответа (протокола разногласий) со стороны ответчика в адрес истца не поступало. Считает, что в договоре должны быть отражены вопросы, касающиеся автономного отопления и водоснабжения, обязанности ресурсоснабжающей организации расширены с обязательства сбора денег и предоставления справочно-информационных данных, до обеспечения надлежащего технического состояния и безопасности энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии, как того требует п. 2 ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Российской Федерации). Также договором необходимо предусмотреть порядок определения объема, качества предоставленных коммунальных услуг и размера платы за коммунальные услуги, с применением цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) (п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг, определяющим тарифы и продолжительность перерыва). При отсутствии в Кетовском филиале АО "ЭК "Восток" второго, независимого источника питания, применять допустимую продолжительность перерыва электроснабжения 24 часа в год, и п. 3.1 постановления Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, а именно тариф для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, одноставочный тариф.
Просила суд обязать АО "ЭК "Восток" заключить договор на поставку электрической энергии с собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", на условиях: 1) гарантирующий поставщик обязуется поставлять потребителю в точку поставки электрическую энергию в количестве необходимом для бытовых нужд, с показателями качества, соответствующими ГОСТ N 13109-97, 2) при предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме, на адрес электронной почты: " ... ") потребителя не позднее, чем за 10 (десять) рабочих дней до начала перерыва. Продолжительность указанных перерывов: 2.1. В зимнее время - не допускается, автономное отопление и водоснабжение, п.п. "в" п. 122 Правил. 2.2. В летнее время - допустимая суммарная продолжительность перерыва электроснабжения: 24 часа суммарно в течение года; 2.3 В случае если, перерыв электроснабжения превышен, с исполнителя взыскивается неустойка (штраф) в размере: А) в добровольном порядке, путем зачисления на счет потребителя, " ... " ( " ... ") рублей за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыв) электроснабжения, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, Б) в судебном порядке - " ... " ( " ... ") рублей за каждый час превышения допустимо продолжительности перерыва электроснабжения, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло указанное превышение, 2.4. в случае возникновения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качеств взыскивается неустойка (штраф) в размере: " ... " ( " ... ") рублей. Уплата штрафа не освобождает от возмещения убытков, 3) устранять аварии, а также выполнять заявки, в том числе и платные, в срок установленные законодательством Российской Федерации и договором; 4) производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, информировать потребителя о размере уменьшения платы коммунальные услуги на адрес электронной почты: " ... "; 5) вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения; 6) по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлен коммунальных услуг; 7) не позднее 3 дней до проведения плановых работ внутри жилого помещения согласовать с потребителем время доступа в это помещение или направить письменное уведомление о проведении работ внутри жилого помещения, в котором указываются: предполагаемые дата и время проведения работ; номер телефона, по которому потребитель вправе согласовать иную дату и время проведения работ, но не позднее 5 рабочих дней с момента получения уведомления; вид работ, который будет проводиться; сроки проведения работ; должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за проведение работ; 8) предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе: наименование, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, адреса и номера телефонов, диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, размеры за коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных актов, на основании которых применяются тарифы порядок и форма оплаты коммунальных услуг, параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах, сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд, наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил; 9) производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом соответствия качества предоставляемых услуг требованиям законодательства Российской Федерации; 10) обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию (п. 2 ст. 543 ГК РФ), с учетом расположения прибора учёта вне жилого помещения; 11) нести иные обязанности, предусмотренные ГК РФ и Правилами предоставления коммунальных услуг; 12) информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и в потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме, на адрес электронной почты: " ... ".) не позднее чем за 30 даты до даты выставления платежных документов, на основании которых будет плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам; 13) размер платы за электроснабжение рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в сельской местности, в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 426 ГК РФ); с учетом установленного газового котла " ... ", для отопления жилого помещения и подогрева горячей воды, а также автономной подачи воды из скважины электронасосом. После заключения договора, произвести технологическое подключение жилого дома к электрической сети.
В судебном заседании представитель истца К.А.И. - К.Э.В., действующий на основании доверенности, на исковых требованиях настаивал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика АО "ЭК "Восток" - Г.И.С., действующая на основании доверенности, с заявленными исковыми требованиями не согласилась, полагая их необоснованными.
Представители третьих лиц Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, ООО "Газпроммежрегионгаз", Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Судом постановленоизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе К.А.И. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым её исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указано, что суд, не сравнивая проект договора, представленный истцом и форму договора, расположенного на официальном сайте АО "ЭК "Восток", усмотрел преимущества отдельных потребителей, но не дал оценку несоответствия предлагаемой ответчиком формы договора Правилам предоставления коммунальных услуг, обязывающих АО "ЭК "Восток" внести обязательные пункты в договор. Полагает, что предложенный ею проект договора учитывает положения Правил предоставления коммунальных услуг. Также судом не дана оценка нарушению АО "ЭК "Восток" положений п. 2 ст. 426 ГК Российской Федерации, выразившемуся в том, что условия предоставления услуги энергоснабжения в г.Кургане и мкр. Глинки разные, а стоимость одинаковая. Не дана оценка отказу АО "ЭК "Восток" внести в договор (п.4.10 договора) положения п. 2 ст. 543 ГК Российской Федерации.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца К.А.И. - К.Э.В., действующий на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика ОАО "ЭК "Восток" - Г.И.С., действующая на основании доверенности, выразила согласие с постановленным решением.
Представитель третьего лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чём указано в письменном ходатайстве, имеющемся в материалах дела.
Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
С учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации), суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционных жалоб при установленной явке.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы на основании статьи 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что истец К.А.И. на основании договора безвозмездной передачи квартир в собственность от 28 июля 1993 года является собственником квартиры N в доме N по "адрес" в мкр. Глинки г. Кургана (л.д.10, 11).
Согласно доверенности N от 18 ноября 2015 года К.А.И. наделила К.Э.В. рядом полномочий, в том числе представлять её интересы в органах энерго- и водоснабжения, органах коммунального хозяйства, жилищно- эксплуатационного хозяйства (л.д.3).
4 марта 2015 года от имени К.А.И. К.Э.В. в адрес ОАО "Энергосбыт" с. Кетово был направлен проект договора электроснабжения. В договоре потребителем указан К.Э.В. 26 марта 2015 года указанный проект договора был получен адресатом (л.д.8).
АО "ЭК "Восток" является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Курганской области.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети (п.1 ст. 540 ГК Российской Федерации).
Энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении (п. 1 ст.541 ГК Российской Федерации).
Материалами дела подтверждено, что между истцом и ответчиком заключен договор энергоснабжения жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", технологическое присоединение произведено, ответчиком поставлялась электрическая энергия, которая оплачивалась истцом.
28 июля 2015 года представителем ОАО "ЭнергоКурган" в присутствии К.Э.В. (уполномоченного представителя потребителя) проведена плановая проверка средств учета электрической энергии. Проверке подвергнут прибор учета электрической энергии (Тип СО-2М, класс точности 2,5, N U 3813002), были сняты контрольные показания прибора учета, составившие 3010, год выпуска 1967, квартал госповерки 1987II, передаточное число А=1280 кВт/ч. В ходе проверки установлено, что истек срок межповерочного интервала учета электрической энергии, безучетное потребление электрической энергии не установлено, измерительный комплекс (прибор учета) для осуществления расчетов за потребленную электрическую энергию непригоден, забракован, расчетным не является. Уполномоченный представитель потребителя К.Э.В. расписался в указанном акте, не выразив каких-либо претензий по поводу отраженных в нём данных (акт N от 28 июля 2015 года - л.д. 54-55).
Таким образом, при наличии технологического подключения подача электроэнергии истцу приостанавливалась не в связи с отсутствием письменного договора.
В соответствии со ст. 539 ГК Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно п. 1 ст. 421 ГК Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договор энергоснабжения в соответствии со ст. 426 ГК Российской Федерации отнесен к числу публичных договоров. Названной нормой предусмотрено, что публичным является договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается. При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 настоящего Кодекса (п. 3 ст. 426 ГК Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 445 ГК Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
При этом договор должен содержать все необходимые условия, относящиеся к договорам, регулирующим взаимоотношение сторон. Норма, определяющая права и обязанности сторон договора, является императивной, если она содержит явно выраженный запрет на установление соглашением сторон условия договора, отличного от предусмотренного этой нормой правила (например, в ней предусмотрено, что такое соглашение ничтожно, запрещено или не допускается, либо указано на право сторон отступить от содержащегося в норме правила только в ту или иную сторону, либо названный запрет иным образом недвусмысленно выражен в тексте нормы).
Пунктами 2, 4, 5 ст. 426 ГК Российской Федерации установлено, что в публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным п. п. 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Согласно п. 1 ст. 544 ГК Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) энергии). Если плата за единицу поставляемого ресурса является регулируемой, то указанная норма может быть истолкована лишь следующим образом: установление соглашением сторон иного количества энергии, которое оплачивает абонент (потребитель, покупатель), допускается только тогда, когда невозможно определить фактически принятое им количество энергии в соответствии с данными учета, а закон или иные правовые акты не содержат порядка определения такого количества в отсутствие данных учета.
Это правило направлено на защиту публичных интересов, обеспечиваемых государственным регулированием тарифов.
Тарифы регулируются, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 года N 313-э "Об утверждении Регламента установления (цен) тарифов и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов", соответствующими постановлениями Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, устанавливающими тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, реализуемую на розничных (потребительских) рынках Курганской области.
Таким образом, требование истца утвердить в судебном порядке тариф на электрическую энергию, отличный от тарифов для потребителей г. Кургана, является неправомерным, поскольку данное условие ничтожно.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Потребитель в силу п. 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 13 января 2003 года N 6, обязан обеспечить содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов.
Потребитель несет ответственность за сохранность расчетного счетчика, его пломб и за соответствие цепей учета электроэнергии установленным требованиям. Обо всех дефектах или случаях отказов в работе расчетных счетчиков электрической энергии потребитель обязан немедленно поставить в известность энергоснабжающую организацию (п. 2.11.17 вышеуказанных правил).
В связи с изложенными положениями не может быть возложена обязанность на ответчика по обеспечению надлежащего технического состояния внутридомовых сетей, а также прибора учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения N 442), в соответствии с п. 145 которых, обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
Статьей 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" определено, что к полномочиям Правительства Российской Федерации относится утверждение примерных договоров купли-продажи электрической энергии (энергоснабжения) с потребителями; правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению; правил оказания услуг по обеспечению системной надежности, услуг по обеспечению вывода Единой энергетической системы России из аварийных ситуаций, услуг по формированию технологического резерва мощности.
В соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442, и Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 854, Приказом Минэнерго России от 6 июня 2013 года N 290 утверждены Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) и использования противоаварийной автоматики.
Данные Правила, в частности, определяют: порядок разработки графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности), включая порядок определения величины технологической и (или) аварийной брони и требования к энергопринимающим устройствам, подключенным к токоприемникам технологической и (или) аварийной брони; порядок применения указанных графиков (порядок введения диспетчерским центром субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в действие графиков аварийного ограничения и порядок осуществления фактических действий по вводу указанных графиков субъектами электроэнергетики (распределение заданных диспетчерским центром субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике объемов аварийных ограничений, доведение информации о введении в действие графиков аварийного ограничения до соответствующих субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, реализацию графиков аварийного ограничения на принадлежащих таким организациям объектах); правила использования противоаварийной автоматики.
Нормативы аварийного и планового технологического отключения, порядок оповещения потребителей содержатся также в Основных положениях N 442.
Применение в договоре отличных от поименованных Правил и Основных положений N 442 условий аварийных и технологических отключений и порядка оповещения является неправомерным, так как это условие ничтожно.
Пунктом 4 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством Российской Федерации основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой Гражданский кодекс Российской Федерации допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
Таким образом, порядок и примерные условия по договору энергоснабжения регулируются не Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденыпостановлениемПравительства Российской Федерации от 6 мая 2011годаN354), как ошибочно полагает истец, а Основными положениями N 442.
В силу п. 9 Основных положений N 442 гарантирующий поставщик обязан: заключать в соответствии сразделом IIIнастоящего документа договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, а также по основаниям и в порядке, которые установлены в настоящем разделе, принимать на обслуживание любого потребителя, энергопринимающие устройства которого расположены в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, в отсутствие обращения потребителя.
Пунктом 33 Основных положений N 442 определено, что гарантирующий поставщик обязан разработать формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) для обслуживаемых им потребителей, дифференцированные по ценовым категориям и (или) по категориям потребителей, по которым осуществляется дифференциация тарифов, для исполнителей коммунальных услуг и для граждан. Гарантирующий поставщик обязан разместить разработанные (измененные) им формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в центрах очного обслуживания, на своем сайте в сети "Интернет" и представить их в территориальный орган федерального антимонопольного органа.
Федеральная антимонопольная служба (ее территориальные органы) осуществляют контроль за соответствием разработанных гарантирующими поставщиками форм договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) настоящему документу.
Размещенные и опубликованные таким образом формы договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) являются проектом договора, предлагаемого гарантирующим поставщиком к заключению с потребителями (покупателями), и могут быть использованы потребителем (покупателем), имеющим намерение заключить с гарантирующим поставщиком соответствующий договор или внести изменения в ранее заключенный договор, при подаче гарантирующему поставщику документов, необходимых в соответствии с настоящим документом, для заключения договора или внесения изменений в ранее заключенный договор.
При этом потребитель (покупатель) в части тех условий договора, которые включены в форму договора в виде описания исчерпывающего перечня вариантов их применения, вправе выбрать тот вариант, из числа относящихся к этому потребителю (покупателю), который он считает для себя наиболее приемлемым.
При несогласии потребителя (покупателя) с каким-либо условием договора, содержание которого предписано настоящим документом, по причине несоответствия формулировки такого условия настоящему документу либо при его несогласии с каким-либо условием договора, содержание которого в соответствии с настоящим документом может быть определено по усмотрению сторон, он вправе направить гарантирующему поставщику предложение о заключении договора на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора).
Таким образом, п. 33 Основных положений N 442 предусмотрен правовой механизм, при котором покупатель путем конклюдентных действий (продолжение отбора электроэнергии) подтверждает свое согласие на заключение договора поставки электрической энергии (мощности) на условиях поставщика, а при несогласии с предложенными поставщиком условиями договора покупатель может реализовать свое право на обращение в суд.
В силу п. 1 ст. 427 ГК Российской Федерации в договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати.
В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (п. 2 ст. 445 ГК Российской Федерации).
Учитывая, что ответчик в ходе судебного рассмотрения спора направил истцу проект договора поставки газа, разногласия по которому сторонами урегулированы не были, то по смыслу действующего законодательства истец вправе использовать правовой механизм заключения договора на тех условиях, которые считает приемлемыми.
Иск предъявлен в порядке п. 4 ст. 445 ГК Российской Федерации и мотивирован отказом ответчика от заключения договора электроснабжения, проект которого был направлен в его адрес истцом как потребителем коммунальных услуг. Не опровергая довод истца об обязательности заключения этого вида договора для ответчика, суд первой инстанции, указав на несоответствие предложенного истцом проекта договора нормам действующего законодательства и отсутствие в нем существенных условий, с учетом необращения истца к ответчику с протоколом разногласий, учитывающего особенности электроснабжения для истца, не признал ответчика уклонившимся от заключения договора и отказал в удовлетворении иска о понуждении заключить договор на предложенных К.А.И. условиях.
Судебная коллегия отмечает, что технологическое присоединение - осуществляемый сетевой организацией на основании договора о присоединении энергопринимающих устройств к электрической сети комплекс мероприятий по: подготовке и выдаче технических условий; выполнению технических условий; фактическому присоединению энергопринимающего устройства заказчика к электрической сети сетевой организации; обеспечению работы этого устройства; проверке выполнения технических условий; составлению акта о технологическом присоединении.
При этом понятие "отсутствие технологического присоединения" отличается от понятия "ограничение (отключение) сетевой организацией в подаче электрической энергии".
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", под энергопринимающим устройством понимается аппарат, агрегат, оборудование либо объединенная электрической связью их совокупность, которые предназначены для преобразования электрической энергии в другой вид энергии для ее потребления и функционируют совместно с другими объектами электроэнергетики в составе электроэнергетической системы.
Поскольку энергопринимающие устройства в жилом доме имеют технологическое присоединение, требование о технологическом подключении не несет юридически значимого наполнения, и не может быть удовлетворено.
Кроме того, отсутствие письменного договора не влияет на право истца с учетом особенностей её правового положения как потребителя коммунальных услуг, участвовать в отношениях по поставке коммунальных ресурсов с ответчиком, правоотношения с которым подлежат регулированию нормативными правовыми актами, значительная часть которых в сфере энергоснабжения и обеспечения коммунальными ресурсами жилых домов носит императивный характер и применяется вне зависимости от договоренности сторон и наличия между ними письменного договора.
В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 445 ГК Российской Федерации суд указывает в решении условия, на которых договор считается заключенным с момента вступления в законную силу этого решения. Следовательно, ссылка суда первой инстанции на то, что требования иска о заключении договора на условиях, указанных в исковом заявлении, являются незаконными, необоснованными и удовлетворению не подлежат, не освобождает суд от необходимости указать условия, на которых должен быть заключен договор.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает необходимым указать на то, что договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии может быть заключен между истцом и ответчиком в соответствии с условиями и порядком, определенными Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии").
Доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 15 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К.А.И. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.