Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Морозовой В.Н.,
судей Пархомович Г.П., Прониной А.В.
при секретаре Гузик И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 24 января 2017 года
апелляционную жалобу и дополнения к ней ответчика Поповой Е.П. на решение Абаканского городского суда от 18 октября 2016 года, которым удовлетворено исковое заявление Некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" к Поповой Е.П. о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт, пеней.
Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н, пояснения ответчика Поповой Е.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца Ким Ю.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Некоммерческая организация "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - НО "РФКР") обратилась в суд с иском к Поповой Е.П. о взыскании задолженности по взносам на капитальный ремонт в сумме "данные изъяты"., пеней в сумме "данные изъяты", требования мотивировала тем, что Попова Е.П. является собственником помещения N73Н по адресу: г "адрес" Согласно п.2 ч.1 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет средств собственников жилищного фонда. Согласно положениям Жилищного кодекса РФ организацией капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов занимаются специально созданные для этих целей юридические лица -региональные операторы. На 2014-2015г.г. в г.Абакане минимальный взнос на капитальный ремонт в домах оснащенных лифтовым оборудованием установлен в размере 5,20 руб./м2. На 2016 г. минимальный размер взноса составлял 5,78 руб./м2. Ответчица не выполняет обязательства по внесению взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Кроме того, истец просил взыскать расходы на оплату государственной пошлины в размере "данные изъяты"
В судебном заседании представитель истца Ким Ю.П. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика Петров К.В. исковые требования не признал, пояснил, что ответчик не согласна оплачивать взносы на капитальный ремонт за период, указанный в исковом заявлении, поскольку со стороны ответчика в её адрес какие-либо квитанции, акты сверки не поступали, о размере взноса, наличии задолженности она ничего не знала.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Поповой Е.П.
Суд постановилрешение, которым исковые требования Некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" удовлетворил.
Взыскал с Поповой Е.П. в пользу Некоммерческой организации "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт в размере "данные изъяты" пени в сумме "данные изъяты"., судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме "данные изъяты".
С решением не согласна ответчик Попова Е.П.
В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, постановленное с существенным нарушением норм материального права. В обоснование своих доводов указывает, что общее собрание собственников помещений многоквартирного дома решение об уплате членских взносов в НО "РФКР" не принимало, договор о формировании средств собственников дома на счете Некоммерческой организации не заключался.
Полагает, что истец не вправе требовать уплаты добровольных имущественных взносов, поскольку не доказал проведения мониторинга технического состояния спорного многоквартирного дома и не представил расчет обоснованности установления размера взноса на капитальный ремонт.
Кроме того, указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих выполнение капитального ремонта в доме и несение истцом расходов, в том числе, в размере взыскиваемых с неё средств.
Просит учесть, что в силу п. 6 ст. 12 Налогового кодекса РФ не могут устанавливаться федеральные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим кодексом, а потому считает незаконным взимание взноса в фонд капитального ремонта, не предусмотренного ст. 13 НК РФ.
Считает, что Региональный Фонд капитального ремонта не является специализированной финансово-кредитной организацией, денежные средства его принадлежат не государству, а гражданам - физическим лицам. Взносы граждан направляются не в государственную организацию, а в общественную, некоммерческую организацию, и данные платежи направлены на проведение ремонта спорного дома, находящего в частной, общей долевой, собственности собственников помещений дома.
Полагает, что при отсутствии доказательств заключения с нею договора о внесении взносов и направления ей истцом каких-либо платежных документов с реквизитами для оплаты, оснований для удовлетворения иска не имелось, т.к. она не могла знать о задолженности, не имела возможности оплачивать счета.
В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик Попова Е.П. указывает, что она зарегистрирована по адресу: "адрес", однако в нарушение ч. 2 ст. 155 ЖК РФ региональный оператор не направлял ей на указанный адрес счета на оплату взносов на капитальный ремонт, в настоящее время счета также не высылаются. Считает, что суд первой инстанции необоснованно не принял во внимание и отказал в приобщении к материалам дела протокола общего собрания собственников от 20.04.2016 г., на основании которого было принято решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта МКД со счета Регионального оператора на свой специальный счет.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней представитель ответчика Ким Ю.П. выражает согласие с решением суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 210 ГК РФ и ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на это помещение.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
По правилам, установленным ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 ЖК РФ, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 ЖК РФ, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома.
В силу п. 14.1 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
На основании постановления Администрации г. Абакана от 29.08.2014 N1700 "Об определении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов в городе Абакане, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или не реализовали выбранный способ" фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", формируется на счете регионального оператора.
Из материалов дела следует, что ответчик Попова Е.П. является собственником нежилого помещения встроено-пристроенного магазина, расположенного в "адрес" с 18 октября 2005 г. (выписка из ЕГРП от 27.09.2016).
Судом установлено, что с декабря 2014 года по сентябрь 2016 года Попова Е.П. не уплачивала взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. Согласно представленному истцом расчету ее задолженность за указанный период составляет "данные изъяты"
Установив, что в спорный период времени Попова Е.П. обязательства по взносам на капитальный ремонт надлежащим образом не исполняла, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания задолженности в размере "данные изъяты"
Исходя из периода, за который образовалась задолженность, а также суммы задолженности, суд в соответствии со ст. 155 ЖК РФ взыскал с ответчика в пользу истца пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт в размере "данные изъяты"
Размер задолженности по взносам на капитальный ремонт и пени за несвоевременную оплату ответчиком не оспаривается, судебной коллегией не проверяется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик Попова Е.П. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", однако в нарушение ч. 2 ст. 155 ЖК РФ региональный оператор не направлял ей по указанному адресу счета на оплату взносов на капитальный ремонт, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку не получение ответчиком уведомлений об оплате взносов на капитальный ремонт, не может служить основанием для освобождения ее от уплаты денежных средств.
В соответствии с пп.9 п. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан представлять своими силами или силами третьих лиц собственнику платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу нахождения помещения в многоквартирном доме, за капитальный ремонт общего имущества в котором вносится взнос.
Как установлено судом, а также следует из пояснений представителя истца, платежные документы направлялись по месту нахождения нежилого помещения - "адрес"
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании ответчиком норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.
Так, в силу вышеприведенных правовых норм уплата ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме является безусловной обязанностью собственников помещений в жилых домах, независимо от технического состояния спорного многоквартирного дома и фактического выполнения работ. Данная обязанность установлена нормами Жилищного кодекса РФ, а потому ссылка на п.6 ст. 12 и ст. 13 Налогового кодекса РФ не заслуживает внимания.
Доводы, содержащиеся в дополнениях к апелляционной жалобе, также не ставят под сомнение правильность выводов суда.
Так, апеллянт просил принять во внимание решение общего собрания собственников от 20.04.2016 г. об изменении способа формирования фонда капитального ремонта МКД со счета Регионального оператора на свой специальный счет.
Между тем, согласно ч.5 ст. 173 ЖК РФ решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через один год после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с частью 4 настоящей статьи, если меньший срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, но не ранее наступления условия, указанного в части 2 настоящей статьи.
При таких обстоятельствах, решение общего собрания собственников от 20.04.2016 г. об изменении способа формирования фонда капитального ремонта МКД со счета Регионального оператора на свой специальный счет, не влияет на размер задолженности ответчика перед истцом.
В силу изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 18 октября 2016 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Поповой Е.П. - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Морозова
Судьи Г.П. Пархомович
А.В. Пронина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.