Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Петровой Ю.Ю.,
Судей
Малининой Н.Г.,
Подгорной Е.П.
при секретаре
Дарбаковой Н.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 февраля 2017 года гражданское дело N 2-5586/2016 по апелляционной жалобе АО "Санкт-Петербургская авиаремонтная компания" на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2016 года по иску АО "Санкт-Петербургская авиаремонтная компания" к Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге о признании недействительными пунктов предписания и их отмене.
Заслушав доклад судьи Петровой Ю.Ю., объяснения представителя истца Никитина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Перегудова И.С., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
АО "Санкт-Петербургская авиаремонтная компания" обратилось в суд с иском, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственной инспекции труда в Санкт-Петербурге о признании недействительными и отмене пунктов N 55-62, 64-87 и 90 выданного предписания, ссылаясь в обоснование заявленных требований на издание предписания со ссылками на нормативные акты, не зарегистрированные в Минюсте РФ и не опубликованные в установленном порядке, в связи с чем не подлежащие применению, а также на акт, не имеющий статуса нормативного, на выход инспектором за пределы компетенции при выявлении нарушений обществом требований пожарной безопасности.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2016 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе АО "Санкт-Петербургская авиаремонтная компания" просит решение суда отменить, считая его незаконным, постановленным при нарушении норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В силу статьи 209 Трудового кодекса РФ охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия; условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника; система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей; требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Как указано в пункте 2 Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1160, к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
Согласно статье 211 Трудового кодекса РФ государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В соответствии со ст.356 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге N 8-ПП/2016-3/1114/677/12/1 от 22 марта 2016 года в АО "Санкт-Петербургская авиаремонтная компания" была проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства о труде.
По результатам проверки 07 июня 2016 года государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге Перегудовым И.С. составлен акт проверки N8-ПП/2016-3/1114/677/12/2 и выдано предписание N8-ПП/2016-3/1114/677/12/3 /л.д. " ... "/.
В предписании государственным инспектором труда указано на нарушение работодателем трудовых прав и свобод работников, включая право на безопасные условия труда, несоблюдение Межотраслевых правил по охране труда при окрасочных работах - ПОТ Р М -017-2001; ПОТ РО 14000-007-98 Положение. Охрана труда при складировании материалов; Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт); СНиП 41-01-2003 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха"; СНиП 31-04-2001 Складские здания; ГОСТ 12.4.009-83 "Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание", составляющих нормативную базу в области охраны труда.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции руководствуясь вышеприведенными нормами права, принимая во внимание компетенцию государственного инспектора труда, отсутствие оспаривания со стороны истца факта выявленных нарушений, пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, правильно определившего обстоятельства, имеющие правовое значение, при верно произведенной оценке доводов сторон с соблюдением норм процессуального права.
В апелляционной жалобе истец указывает на отсутствие выводов суда первой инстанции относительно довода истца о применении при проведении проверки инспектором труда нормативных актов, не зарегистрированных в Минюсте РФ и не опубликованных.
Как правильно указано судом первой инстанции, порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N1160 утверждено Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).
В соответствии с пунктом 6 Положения акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Правила охраны труда, ПОТ Р-М-017-2001, приведенные в предписании инспекции, утверждены Постановлением Министерства труда РФ от 10 мая 2001 года N37 и подлежат исполнению работодателями.
Правила охраны труда ПОТ РО-14000-007-98 "Положение. Охрана труда при складировании материалов" (далее - Положение) разработано Инженерным центром обеспечения безопасности в промышленности, являющимся головной отраслевой организацией по охране и безопасности труда предприятий, учреждений и организаций машиностроительного комплекса Министерства экономики Российской Федерации, имеющей право утверждающей подписи отраслевой нормативной правовой документации по охране и безопасности труда (Соглашение от 25.12.97 N 18-1320).
Положение разработано на основе действующего законодательства, стандартов системы безопасности труда, строительных норм и правил, санитарно-гигиенических нормативов, правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и других объектов, подконтрольных органам госгортехнадзора, Межотраслевых правил охраны труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, других нормативных правовых актов по охране и безопасности труда с использованием отраслевых стандартов, правил и положений бывших союзных машиностроительных министерств и учитывает результаты экспертизы предприятий и организаций бывшего Комитета Российской Федерации по машиностроению.
Положение содержит основные требования к складским помещениям и площадкам для складирования материалов, требования к размещаемым на хранение грузам и материалам, требования к их размещению на хранение и условиям хранения и обработки грузов и материалов и действует на всей территории Российской Федерации.
Положение разработано во исполнение Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 937 "О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации" в качестве отраслевого нормативного документа и подлежит применению всеми предприятиями, учреждениями, организациями и производствами машиностроительного профиля вне зависимости от ведомственной принадлежности, формы собственности и сферы хозяйственной деятельности.
Принимая во внимание то обстоятельство, что авиаремонтная компания проводит, в том числе работы машиностроительного профиля, указанные правила, изданные во исполнение Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12.08.94 N 937, и основанные на общих стандартах системы безопасности труда, подлежат применению в работе истца.
Строительные нормы и правила, ГОСТ, приведенные в оспариваемом предписании, как следует из их содержания, носят технический характер, направлены на достижение конкретного порядка действий людей, однако формально-определенных правил поведения, из которых вытекают права и обязанности участников общественных отношений, не содержат.
Согласно п. 15 Приказа Минюста Российской Федерации от 04 мая 2007 года N 88 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", не подлежат представлению на государственную регистрацию акты, не содержащие новых правовых норм, технические акты (ГОСТы, СНиПы, тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат нормативных предписаний, акты рекомендательного характера.
Указанные СНиП и ГОСТ как технические акты, не нуждающиеся в государственной регистрации, подлежали опубликованию в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, утвердившим акты. При этом порядок вступления актов в силу также определялся федеральным органом исполнительной власти, его издавшим.
Доводы жалобы о выходе государственным инспектором труда при проведении проверки за пределы своей компетенции при установлении нарушений требований пожарной безопасности, поскольку проверка соблюдения юридическими лицами указанных требований законодательства находится в компетенции ГУ МЧС России, подлежат отклонению, поскольку охрана труда работников включает в себя, как указывалось в вышеприведенных нормах трудового законодательства, создание безопасных условий труда, в том числе соблюдение требований пожарной безопасности.
В рассматриваемом случае данные отрасли неразрывно связаны между собой, поскольку в силу природы трудовых отношений невозможно говорить о соблюдении требований охраны труда в отрыве от соблюдения техники безопасности, пожарной безопасности работодателем.
Доказательств отсутствия на предприятии истца указанных в акте и предписании нарушений требований пожарной безопасности суду не представлено.
Довод апелляционной жалобы истца о ссылке в предписании на "Заключение о независимой оценке пожарного риска 3660/В/0352/16/2015", не являющееся нормативным документом не дает оснований для удовлетворения требования о признании пунктов предписания, содержащих ссылки на приведенное заключение недействительными, поскольку ссылке на заключение корреспондировало указание инспекцией на иные нормативные акты, а именно ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации, ГОСТ 12.4 009-83ФЗ от 30.12.2009 N384-ФЗ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 10 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу АО "Санкт-Петербургская авиаремонтная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.