ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г.Уфа 03 марта 2017 года
Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Х.Р..И.,
с участием прокурора Сафина А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Яхненко Д.С., Семеновой Э.Р., Панова С.А., Коптелиной М.А. к Правительству Республики Башкортостан о признании несоответствующим закону и недействующим приложения N1 Адресного перечня аварийным многоквартирных домов и приложения N3 Реестра аварийных многоквартирных домов по способам переселения к Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N136, в части включения многоквартирного жилого дома 30 по улице 8 Марта города Уфы,
УСТАНОВИЛ:
28 марта 2014 года Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 136 утверждена адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы и адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013 - 2017 годы (далее - Программы), (в редакции Постановлений Правительства Республики Башкортостан от 28 ноября 2014 N 547, от 26 декабря 2014 N 623, от 27 февраля 2015 N 53, от 13 августа 2015 N 318, от 28 марта 2016 N 95, с изм., внесенными решениями Верховного Суда РБ от 03 июля 2015 по делу N 3г-292/2015, от 03 июля 2015 по делу N 3г-293/2015, от 03 июля 2015 по делу N 3г-294/2015, от 03 июля 2015 по делу N 3г-295/2015, от 03 июля 2015 по делу N 3г-296/2015, от 03 июля 2015 по делу N 3г-297/2015, от 03 июля 2015 по делу N 3г-298/2015, от 09 ноября 2015 по делу N 3-753/2015, от 18 марта 2016 N 3-362/2016, от 18 мая 2016).
В приложении N 1 к названной программе содержится Адресный перечень аварийных многоквартирных домов (далее - Адресный перечень), а в приложении N 3 Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения (далее - Реестр).
В подпунктах 264 приложений Адресного перечня и Реестра указан многоквартирный жилой дом 30 по улице 8 Марта города Уфы. В качестве документа подтверждающего признание дома аварийным значится акт межведомственной комиссии, утвержденный постановлением главы администрации Советского района города Уфы от 22 марта 1999 года N 735.
Данный нормативный правовой акт был опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 25 апреля 2014 года и в журнале "Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 12 мая 2014 года, N 214(452), статья 615 (опубликован без Программ и приложений к ним).
Яхненко Д.С., Семенова Э.Р., Панов С.А., Коптелина М.А., являясь собственниками квартир дома 30 по улице 8 Марта города Уфы, обратились в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N136 "Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", в части включения в приложение N 1 Адресного перечня аварийных многоквартирных домов и в приложение N 3 Реестра аварийных многоквартирных домов по способам переселения дома 30 по улице 8 Марта Советского района города Уфы Республики Башкортостан.
В обоснование своих требований указали, что включение жилого дома 30 по улице 8 Марта города Уфы в вышеуказанную Адресную программу противоречит федеральному законодательству и нарушает их жилищные права, поскольку дом не был в установленном порядке признан аварийным или подлежащим реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации и сносу до 1 января 2012 года.
В судебном заседании представитель административных истцов Пакутин П.В. административный иск о признании недействующим постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N136 "Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", в части включения в приложение N 1 в Адресном перечне аварийных многоквартирных домов и в приложение N 3 в Реестре аварийных многоквартирных домов по способам переселения дома 30 по улице 8 Марта города Уфы Республики Башкортостан, поддержал, просил удовлетворить, взыскать с административного ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей в пользу административного истца Яхненко Д.С.
Представитель Правительства Республики Башкортостан Калеева Н.О., представитель администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Хайрльварина Л.И., представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре Епифанова Д.Р. просили суд отказать в удовлетворении административного иска, судебные расходы считают необоснованными.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов (часть 6 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В целях ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации, а также реализации прав граждан на жилище был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ (в редакции от 29 июня 2015 года) "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Из оспариваемого Постановления Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136 следует, что республиканский нормативный правовой акт принят в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Согласно названному пункту Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляет финансовую поддержку за счет средств Фонда при наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Основными задачами данной региональной адресной программы являются формирование жилищного фонда, необходимого для переселения граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях жилищного фонда, находящихся в аварийных многоквартирных домах; обеспечение жилищных прав собственников изымаемых жилых помещений, находящихся в аварийных многоквартирных домах, путем создания условий для обеспечения альтернативности в выборе способа переселения и прозрачности формирования участников Программы. Реализация Программы, как это заявлено в ней осуществляется с соблюдением Жилищного кодекса Российской Федерации при организации переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Таким образом, включение жилого дома в региональную адресную программу не должно противоречить нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", которыми установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем по предоставлению такой финансовой поддержки, и которыми в том числе вводятся понятия "переселение граждан из аварийного жилищного фонда" и "аварийный жилищный фонд".
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда представляет собой принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации. Аварийный жилищным фонд - это совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном до 1 января 2012 года порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (пункты 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства").
Статья 16 названного Федерального закона предусматривает, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 1) и должна содержать определенные данные (часть 2).
В силу пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная программа должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
В 1999 году порядок отнесения жилых домов и жилых помещений к категории непригодных для постоянного проживания был установлен Положением по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 года N 529, согласно которому рассмотрение вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного проживания возлагалось на межведомственные комиссии исполкомов районных (городских, районных в городах) Советов народных депутатов.
В результате работы комиссии оформлялся акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания.
Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности принимал исполком районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В результате работы комиссии оформлялся акт об отнесении здания или жилого помещения к категории непригодного для постоянного проживания.
Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности выносил исполком районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Судом установлено, что приведенные требования федерального законодательства не были соблюдены, в региональную адресную программу включен многоквартирный жилой дом 30 по улице 8 Марта города Уфы, который не признан в установленном порядке до 1 января 2012 года аварийным и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а именно отсутствует акт межведомственной комиссии Советского района города Уфы, утвержденный постановлением главы администрации Советского района города Уфы от 22 марта 1999 года N 735.
По настоящему административному делу административные истцы, оспаривая в части нормативный правовой акт, ссылаются на то, что дом 30 по улице 8 Марта города Уфы не признан в установленном порядке аварийным и непригодным для проживания (обследование состояния жилого дома не проводилось, акт межведомственной комиссии в 1999 году не составлялся).
С учетом требований части 2 статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу о невозможности разрешить дело без подлинного экземпляра акта межведомственной комиссии Советского района города Уфы, утвержденного постановлением главы администрации Советского района города Уфы от 22 марта 1999 года N 735.
Утверждение администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, что вышеуказанный документ изъят на основании постановления заместителя начальника отдела СЧ по РОПД ГСУ МВД по РБ о производстве выемки от 27 января 2014 года, голословно не подтверждается никакими доказательствами. Так из протокола выемки и ответа и.о.начальника Следственной части по РОПД Главного следственного управления МВД по Республике Башкортостан усматривается, что акт межведомственной комиссии Советского района города Уфы об обследовании жилого дома 30 по улице 8 Марта города Уфы не изымался сотрудниками полиции.
Представитель Правительства Республики Башкортостан Калеева Н.О., представитель администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Хайрльварина Л.И. пояснили, что не могут представить подлинник акта межведомственной комиссии о признании спорного дома аварийным, утвержденный постановлением главы администрации Советского района города Уфы от 22 марта 1999 года N 735.
В соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта и его законности, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд также учитывает, что в силу пункта 2.2 Положений по оценке непригодности жилых домой и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 5 ноября 1985 года N529, действовавшего на момент вынесения постановления главы администрации Советского района города Уфы от 22 марта 1990 года N735, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относились:
- каменные дома с физическим износом свыше 70%;
- деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 %.
В техническом паспорте на нежилое помещение подвала дома 30 по ул. 8 Марта города Уфы, выданным 23 марта 2010 года в разделе 7 "Техническое описание конструктивных элементов основного строения" указано, что год постройки дома N30 по ул. 8 Марта города Уфы - 1955, физический износ строения составляет 55 %.
Из технического паспорта на квартиру 4 дома 30 по ул. 8 Марта города Уфы, составленного 04 февраля 1999 года следует, что материал наружных стен дома кирпичный, материал перекрытий деревянный, оштукатуренный, благоустройство: канализация, водоснабжение, водяное отопление, радиотрансляционная сеть, телевизионная антенна с коллективным пользованием, горячее водоснабжение, процент износа самой квартиры N4 - 39%.
Как следует из акта оценки приватизируемой квартиры 4 дома 30 по ул. 8 Марта г. Уфы от 26 ноября 1998 года материал стен дома 30 по ул. 8 Марта - кирпич, степень физического износа дома 34,40%, дом оборудован водопроводом, канализацией, центральным отоплением.
Из акта оценки приватизируемой квартиры 15 дома 30 по ул. 8 Марта города Уфы от 22 августа 2005 года также усматривается, что материал стен дома 30 по ул. 8 Марта - кирпич, степень физического износа дома составляет 40 % дом оборудован водопроводом, канализацией, отоплением.
Кроме того, по заключению строительно-технической экспертизы ООО "КБ Метод" многоквартирного дома 30 по улице 8 Марта города Уфы от 21 ноября 2016 года степень физического износа на момент натурного осмотра составила 57%. Техническое состояние основных несущих и ограждающих конструкций жилого здания по наиболее негативным параметрам состояния конструкций оценивается, в целом, как ограниченно-работоспособное. Указанный дом, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, соответствует, является ограниченно-пригодным для проживания, угрозу жизни и здоровью жильцов и третьих лиц не создает.
При таких обстоятельствах дом 30 по улице 8 Марта города Уфы не мог быть отнесен в 1999 году к домам непригодным для постоянного проживания на основании пункта 2.2 вышеуказанных Положений.
Поскольку в установленном порядке до 1 января 2012 года многоквартирный жилой дом 30 по улице 8 Марта города Уфы не был признан аварийным, то его включение в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136, противоречит пункту 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части республиканский нормативный правовой акт нарушает жилищные права административных истцов, поскольку предусматривает переселение граждан из спорного дома.
Следовательно, требование Яхненко Д.С., Семеновой Э.Р., Панова С.А., Коптелиной М.А. подлежит удовлетворению.
Поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части применялся до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела в пункты 4, 7 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации относят расходы на оплату услуг представителей и другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах (статья 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Суд первой инстанции, принимает во внимание участие представителя административных истцов в судебных заседаниях, что подтверждено протоколами судебных заседаний, подготовку и подачу административного иска. Доказательств чрезмерности расходов на оплату услуг представителя истцом представлено не было.
Административный истец Яхненко Д.С. по соглашению N25/9 от 14 сентября 2016 года, квитанцию N 000344 от 20 февраля 2017 года оплатил 10 000 рублей за услуги адвоката Пакутина П.В. (защита прав и законных интересов по административному делу в первой инстанции Верховного Суда Республики Башкортостан).
С учетом изложенного суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца Яхненко Д.С. расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан
РЕШИЛ:
административный иск Яхненко Д..С., Семеновой Э.Р., Панова С.А., Коптелиной М.А. удовлетворить.
Признать приложение N 1 Адресный перечень аварийных многоквартирных домов и приложение N 3 Реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения Адресной программы Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 марта 2014 года N 136, в части включения жилого дома 30 по улице 8 Марта города Уфы Республики Башкортостан, противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Правительства Республики Башкортостан в пользу Яхненко Дмитрия Сергеевича расходы на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей.
Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит опубликованию в печатном издании, предназначенном для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Башкортостан.
Решение может быть обжаловано в Cудебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.