Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Дьяконовой Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя привлекаемого лица на решение судьи Алданского районного суда РС (Я) от 16 декабря 2016 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Министерства охраны природы РС (Я),
установил:
Постановлением главного государственного инспектора Алданского района по пожарному надзору М. от 19.10.2016 г. Министерство охраны природы РС (Я) признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
16 декабря 2016 года Алданским районным судом РС(Я) по жалобе Министерства охраны природы РС (Я) вынесено решение, которым снижен размер административного штрафа до 75 000 руб.
Не согласившись с решением суда, Министерство охраны природы РС (Я) обратился с жалобой об отмене решения Алданского районного суда РС(Я), указывая на процессуальные нарушения, а именно распоряжение N ... от 12.09.2016 г. о проведении плановой проверки подписано руководителем территориального отдела надзорной деятельности по Алданскому району ГУ МЧС РФ по РС (Я), а не руководителем или заместителем органа государственного контроля, что является нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок. Кроме того распоряжение о проведении плановой выездной проверки направлено не по месту нахождения юридического лица, а по месту нахождения структурного подразделения, что является нарушением порядка уведомления. Проверка проводилась в отношении конкретного объекта защиты, однако данное помещение на праве оперативного управления принадлежит другому юридическому лицу - ГКУ РС (Я) "Служба обеспечения деятельности Министерства охраны природы РС (Я)". Просит решение суда отменить.
В судебное заседание явилась представитель по доверенности Министерства охраны природы РС (Я) Дьячковская А.А., просила решение отменить, ссылаясь на доводы жалобы.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) главного государственного инспектора Алданского района по пожарному надзору М. от 12 сентября 2016 г. о проведении плановой выездной проверки в отношении Министерства охраны природы РС(Я) - Алданский комитет охраны природы по месту нахождения г. Алдан, ул.Кузнецова, 35А, в период с 16 сентября 2016 г. по 13 октября 2016 г. осуществлены мероприятия по надзору в соответствии с планом-графиком плановых проверок по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности УНДиПР ГУ МЧС РФ по РС (Я) на 2016 год, согласованного с Прокуратурой РС (Я).
По результатам плановой выездной проверки, проведенных 05 октября 2016 г. с 14-00 час до 15-00 час, и 12 октября с 14-00 час до 15-00 час, общая продолжительность проверки 2 рабочих дня (2 час) составлен Акт проверки от 12 октября 2016 г., которым установлено, что руководитель подразделения (руководители и ответственные за пожарную безопасность лица) не прошли своевременное обучение пожарно-техническому минимуму, не ведется надлежащий учет наличия и исправности огнетушителей, в коридоре 2-го этажа (на пути эвакуации) допущено размещение мебели, на площадке 2-го этажа лестничной клетки допущено размещение мебели.
По выявленным нарушениям, 12 октября 2016 г. Министерству охраны природы РС (Я) выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
14 октября 2016 г. в отношении юридического лица Министерство охраны природы РС(Я) составлены протоколы об административном правонарушении в присутствии законного представителя юридического лица, руководителя Алданского комитета охраны природы К.за нарушения требований пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Постановлением главного государственного инспектора Алданского района по пожарному надзору М. от 19.10.2016 г. Министерство охраны природы РС (Я) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 и 4 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что распоряжение N ... от 12.09.2016 г. о проведении плановой проверки подписано руководителем территориального отдела надзорной деятельности по Алданскому району ГУ МЧС РФ по РС (Я), а не руководителем или заместителем органа государственного контроля, что является нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок, несостоятелен.
Статьей 10 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290 главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору и их заместители, а также главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители пользуются правами, указанными в пункте 9 настоящего Положения, а также имеют право:
а) назначать проведение проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты в части соблюдения требований пожарной безопасности, а также назначать проведение проверок и проводить проверки деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности;
б) выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в отношении реализуемой продукции;
в) вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц организаций и граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от указанных лиц необходимые объяснения, справки, документы и их копии.
Как следует из пп. "з" п. 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290, главные государственные инспекторы городов (районов) субъектов Российской Федерации имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений, в том числе применять до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении временный запрет деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей в случае возникновения пожара.
Довод о том, что распоряжение о проведении плановой выездной проверки направлено не по месту нахождения юридического лица, а по месту нахождения структурного подразделения, что является нарушением порядка уведомления, материалами дела не подтверждается, из отзыва административного органа следует, что распоряжение о проведении плановой выездной проверки было направлено как в структурное подразделение, так и непосредственно юридическому лицу посредством электронной почты в 16 час. 16 мин. 13.09.2016 г. по адресу minopr@sakha.gov.ru. Сроки уведомления юридического лица о проведении проверки, установленные законодательством также не нарушены.
Административные дела главным государственным инспектором Алданского района по пожарному надзору были рассмотрены при участии законного представителя юридического лица К., действующего на основании доверенности Министерства охраны природы РС (Я) от 03 октября 2016 г., которым он был уполномочен представлять интересы Министерства охраны природы РС (Я) в Управлении надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по РС (Я) при проведении плановой выездной проверки согласно распоряжению (приказу) от 12.09.2016 N ... Настоящая доверенность выдана сроком до 1 декабря 2016 г. (л.д. 91).
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Территориальное подразделение Министерства охраны природы РС (Я) Алданский комитет охраны природы расположено и пользуется помещением по адресу г. Алдан, ул. Кузнецова, 35 А, 2-й этаж. Таким образом, ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях. Таким лицом в данном случае признано Министерство охраны природы РС (Я), территориальное подразделение которого при эксплуатации данного помещения в лице председателя комитета К. допустило нарушение требований пожарной безопасности.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об оставлении постановления главного государственного инспектора Алданского района по пожарному надзору М. от 19.10.2016 г. без изменения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Решение Алданского районного суда от 16 декабря 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Министерства охраны природы РС (Я) - оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Судья Верховного суда РС (Я) Н.Д. Дьяконова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.