Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гаянова А.Р., Садыковой Э.И.,
при секретаре судебного заседания Маметовой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Кочкарева А.Н. на решение Советского районного суда города Казани от 03 ноября 2016 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Кочкарева А.Н. о возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Кочкарева А.Н., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Богданову Е.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
Кочкарев А.Н. обратился в суд с иском к ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан возложении обязанности назначить пенсию по выслуге лет.
В обоснование иска указано, что истец проходил службу в Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан в период с 24 марта 2004 года по 14 июня 2016 года.
31 мая 2016 года истцом был подан рапорт о переводе на работу в другой государственный орган - Министерства внутренних дел по Республики Татарстан в связи с упразднением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Истцу ответчиком была выдана выписка из приказа по личному составу N ... от 31 мая 2016 года об увольнении его со службы в связи с переводом на другую работу.
Позже истцом было написано заявление о назначении ему пенсии по выслуге лет, которая до настоящего времени ему ответчиком не назначена. Истцу стало известно о том, что ответчиком был неверно произведен расчет его выслуги.
Истец полагал действия ответчика незаконными, и с учетом уточнения исковых требований просил признать выслугу истца равной 20 годам 01 месяцу 24 дням и возложить на ответчика обязанность назначить истцу пенсию по выслуге лет.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Татарстан иск не признал.
Представитель третьего лица Министерства внутренних дел по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании возражал против удовлетворения требований истца.
Судом принято решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального и процессуального права. При этом в жалобе он приводит те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции, в силу которой считает, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив изложенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Указом Президента Российской Федерации N156 от 05 апреля 2016 года "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" была упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, а полномочия этой службы и штатная численность переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Этим же нормативно-правовым актом, а также статьей 33 Федерального закона N 305 от 03 июля 2016 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" был определен порядок увольнения сотрудников службы с переводом на работу в МВД Российской Федерации и без такового.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон о пенсионном обеспечении) право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Пунктом "а" статьи 1 Закона о пенсионном обеспечении установлено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются:
на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
В силу части 1 статьи 2 Закона о пенсионном обеспечении пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Согласно части 3 статьи 18 Закона о пенсионном обеспечении порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", изданного во исполнение требований Закона о пенсионном обеспечении, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении части второй статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Закон Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
По делу установлено, что истец проходил службу в УФСКН по Республике Татарстан в период с 24 марта 2004 года по 14 июня 2016 года.
31 мая 2016 года УФСКН по Республике Татарстан был издан приказ по личному составу N ... , согласно которому истец был уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 6 пункта 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 года N613 (далее - Положение о службе), то есть в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Основанием для издания приказа послужил рапорт истца. Согласно выписке из приказа N ... выслуга лет истца для назначения пенсии составила 20 лет 01 месяц 24 дня, из которых 13 лет 07 месяцев 14 дней - в календарном исчислении, 06 лет 06 месяцев 10 дней - в льготном исчислении. Те же данные указаны в расчете выслуги лет на пенсию (ежемесячное социальное пособие).
Приказом УФСКН по Республике Татарстан по личному составу N ... от 31 мая 2016 года в приказ N ... были внесены изменения в части основания увольнения истца в связи с поданным им рапортом.
31 мая 2016 года УФСКН по Республике Татарстан был издан приказ по личному составу N 92-лс, согласно которому истец увольнялся со службы на основании подпункта 7 пункта 142 Положения о службе - в связи с переводом на работу в другой государственный орган. Согласно выписке из приказа N ... выслуга лет для назначения пенсии истцу составила 19 лет 08 месяцев 01 день.
Приказом ответчика N ... от 15 сентября 2016 года в приказ УФСКН по Республике Татарстан N ... от 31 мая 2016 года были внесены изменения: истец был уволен со службы на основании подпункта 6 пункта 142 Положения о службе в соответствии с пунктом 5 статьи 33 ФЗ N 305-ФЗ, то есть в связи с тем, что в течение установленного законом трехмесячного срока не был принят на работу в другой государственный орган - в МВД по Республике Татарстан; ему было выплачено единовременное пособие в размере трех окладов денежного содержания, компенсация за неиспользованный отпуск, что подтверждается также представленными ответчиком финансовыми документами. Согласно выписке из приказа N19/ЛК выслуга лет истца для назначения пенсии составила 19 лет 08 месяцев 01 день.
Согласно военному билету истца в период с 24 января по 20 апреля 1995 года он проходил военную службу по призыву в военной части N ... и согласно выданной ему командиром части справке N ... от 19 апреля 1995 года выполнял специальное задание в зоне военного конфликта и чрезвычайного положения на территории Чеченской Республики.
В связи с этим обстоятельством истец полагал, что период его военной службы должен быть исчислен в льготном порядке как одни сутки за трое. При таком исчислении срок выслуги истца составит более 20 лет, и у него возникнет право на соответствующую пенсию.
При разрешении спора суд пришел к правомерному выводу о том, что исковые требования подлежат отклонению.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам и действующему правовому регулированию.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на положения части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", согласно которой военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца, не состоятельна и основана на неверном толковании указанной нормы.
Названный закон вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
Правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.
Подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" установлено, что при назначении пенсии в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Таким образом, из названного постановления Правительства Российской Федерации следует, что в льготном исчислении в выслугу лет засчитывается время непосредственного участия в контртеррористических операциях военнослужащим, обладающим статусом лица, проходящего военную службу по контракту.
Аналогичное правовое регулирование имело место и в ранее действовавшем Федеральном законе от 25 июля 1998 года N130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 19, статья 22).
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Кочкарева А.Н. соответствующими положениям действующего законодательства.
Судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы истца основаны на ином толковании норм права, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.
Обжалуемое судебное решение являются законным, принятым с правильным применением и толкованием норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Казани от 03 ноября 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Кочкарева А.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.