Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан С.И. Марфиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя А.Н. Зарипова к Казанской Городской Думе Республики Татарстан о признании недействующим Положения о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории города Казани, утвержденного решением Казанской городской Думы от 7 июня 2012 года N 25-14,
УСТАНОВИЛ:
решением Казанской городской Думы Республики Татарстан от 7 июня 2012 года N 25-14 утверждено Положение о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории города Казани (далее - Положение).
Указанное решение и Положение опубликованы в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" от 28 июня 2012 года N 24.
В настоящее время Положение действует в редакции решений Казанской городской Думы от 16 октября 2013 года N 18-25, от 20 апреля 2016 года N 14-6, опубликованных в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" 24 октября 2013 года N 42 и от 5 мая 2016 года N 16.
Индивидуальный предприниматель А.Н. Зарипов обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим Положения.
По мнению административного истца, оспариваемый им нормативный акт противоречит статье 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 11, 12, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку нарушает принципы равенства участников гражданских правоотношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, судебной защиты нарушенных прав.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 7 февраля 2017 года прекращено производство по настоящему административному делу в части требований индивидуального предпринимателя А.Н. Зарипова о признании недействующими пунктов 2.10, 2.12 Положения.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя А.Н. Зарипова - И.Р. Исхаков административное исковое заявление поддержал.
Представитель Казанской городской Думы М.В. Евграфова административный иск не признала.
Представитель муниципального казенного учреждения "Комитет потребительского рынка Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Т.С. Рачкова-Чукина с административным иском не согласилась.
Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).
Пунктами 3, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа.
Аналогичные по своему содержанию нормы закреплены в пунктах 3, 26 части 1 статьи 17 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", а также в пунктах 3, 26 части 1 статьи 8 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5.
В силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (пункт 1 статьи 5, пункт 2 статьи 11 этого же Кодекса).
На основании части 1статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьи 21 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в городском округе Казани в соответствии со статьей 5 его Устава является Казанская городская Дума.
Согласно пункту 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
На основании статьи 23 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ, статьи 28 Устава муниципального образования города Казани к компетенции Казанской городской Думы отнесено определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Казани, установление общеобязательных правил на территории города Казани в соответствии с законодательством.
Из приведенных норм законодательства следует, что управление и распоряжение земельными участками города Казани и земельными участками, в границах названного городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, находится в ведении органов местного самоуправления данного муниципального образования, а принятие нормативных правовых актов в данной сфере - в ведении Казанской городской Думы.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Казанской городской Думой в пределах предоставленных ей полномочий с соблюдением порядка принятия, введения в действие, в том числе правил опубликования.
Обращаясь к доводам административного истца о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, и поэтому Казанская городская Дума приняла Положение, нарушающее принципы равенства участников гражданских правоотношений, неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, судебной защиты нарушенных прав, суд приходит к следующему.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 и подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что орган местного самоуправления в целях самозащиты нарушенного права свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей своим решением утвердил Положение, которое предусматривает возможность демонтажа и перемещения на место хранения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, то есть движимого имущества, размещенных на земельных участках, находящихся в собственности города Казани либо на землях, расположенных на территории данного городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, или право на размещение которых на этом земельном участке прекратилось. При этом в Положении приведен примерный перечень такого имущества. Данные объекты демонтируются и перемещаются для хранения после принятия исчерпывающих мер по уведомлению правообладателя и подлежат возврату.
Из системного толкования оспариваемых норм следует, что они касаются имущества (незаконно стоящих нестационарных объектов), которое к объектам недвижимости по смыслу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, не относится.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Следовательно, в отношениях по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Казани, и земельными участками, расположенными на территории данного городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, органы местного самоуправления выступают от имени собственника соответствующего недвижимого имущества на равных началах с иными участниками этих правоотношений.
Использование названных земельных участков для незаконного размещения нестационарных объектов, без оформленных в установленном порядке уполномоченными органами документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка) может быть расценено как нарушение прав города Казани на соответствующие земельные участки.
Таким образом, муниципальное образование "город Казань" как субъект гражданских прав вправе осуществлять их защиту путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также самозащиту гражданских прав во внесудебном порядке.
Довод административного истца о том, что оспариваемым актом во внесудебном порядке ограничивается право собственности и иные имущественные права граждан и организаций, является несостоятельным.
Как указывалось выше, оспариваемое Положение направлено на обеспечение самозащиты права собственности на земельные участки, находящиеся в собственности города Казани и земельные участки, в границах названного городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, регулирует вопросы освобождения данных участков от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, не предполагают принудительное лишение собственника имущества; не освобождает органы местного самоуправления от обязанности обращаться в суд с иском об освобождении земельного участка от незаконно (самовольно) размещенных объектов капитального строительства, а также иных объектов, зарегистрированных в органах регистрации как объекты недвижимого имущества.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия оспариваемого нормативного правового акта нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя А.Н. Зарипова к Казанской Городской Думе Республики Татарстан о признании недействующим Положения о порядке выявления и демонтажа самовольно установленных и (или) незаконно размещенных объектов движимого имущества на территории города Казани (за исключением пунктов 2.10, 2.12), утвержденного решением Казанской городской Думы от 7 июня 2012 года N 25-14, отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании "Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани" Республики Татарстан.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 10 февраля 2017 года.
Судья Э.С. Каминский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.