Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи
Рогозина К.В.,
судей
Онищенко Т.С., Синани А.М.,
при секретаре
Нижняковской О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Онищенко Т.С. гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании решения незаконным и понуждении совершить действия, по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 декабря 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 28 октября 2016 года обратился в суд с данным иском и просил: признать незаконным и отменить решение N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в стаж работы, который дает право на досрочную страховую пенсию по старости, период его работы в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с момента его обращения за назначением пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 4-9/.
Заявленные требования истец обосновывал тем, что с 18 марта 2014 года он является гражданином Российской Федерации. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал на различных предприятиях Крайнего Севера, что подтверждается его трудовой книжкой, а также контрактами (договорами) на выполнение работ, соответствующими справками. За период работы в районах Крайнего Севера им оплачены взносы застрахованного лица на общеобязательное пенсионное страхование на общую сумму "данные изъяты" руб. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Указанное решение считает незаконным, в связи с тем, что ответчиком указано, что ФИО2 оплачены страховые взносы в органы Пенсионного фонда за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, однако не мотивировано по какой причине указанные взносы считаются ошибочно оплаченными. Кроме того, ранее ответчик, отказывая в назначении трудовой пенсии по возрасту ДД.ММ.ГГГГ, признавал, что право на страховую пенсию при достижении возраста 56 лет 8 месяцев. В момент вынесения оспариваемого решения ФИО2 было 56 лет 11 месяцев.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 01 декабря 2016 года указанный иск удовлетворен частично.
Признано недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ФИО2 досрочной страховой пенсии по старости.
Возложена обязанность на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополь Республики Крым рассмотреть заявление ФИО2 о назначении пенсии и принять решение, включив в стаж работы, который дает право на досрочную страховую пенсию по старости периоды работы в районах Крайнего Севера: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части иска отказано.
Взыскано с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым в пользу ФИО2 судебные расходы в размере "данные изъяты" руб. /л.д. 89-92/.
Не согласившись с данным решением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об отказе удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права /л.д. 95-97/.
Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане (в том числе граждане Республики Украина) до ДД.ММ.ГГГГ обязательному страхованию не подлежали. Соответственно, правовых оснований для учета указанным гражданам периодов работы, а также ошибочно уплаченных взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, при назначении пенсии не имеется. В расчет специального стажа работы ФИО2 рекомендовано включить периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работа в районах Крайнего Севера по контракту. По представленным документам общий и специальный стаж работы ФИО2 составил: специальный стаж - 0 лет 8 месяцев; общий стаж работы - 26 лет 9 месяцев. При вынесении решения судом первой инстанции нарушены нормы материального права, а именно пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункт 1 статьи 10 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Действия Управления при выполнении функций по назначению и выплате пенсий совершены на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным законодательством, обоснованно, с соблюдением принципа равенства перед законом.
ФИО2 предоставлены письменные возражения, в которых он просит оставить решение суда первой инстанции без изменений, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы /л.д. 108/.
Представитель ответчика в заседании суда апелляционной инстанции апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам в полном объеме и просила ее удовлетворить, отменить решение суда первой инстанции и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Истец в заседании суда апелляционной инстанции просил оставить решение суда первой инстанции без изменений по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу, ссылаясь на необоснованность доводов апеллянта.
Заслушав доклад судьи Онищенко Т.С., выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, исходя из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из существа разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Ссуда Российской Федерации "О судебном решении" N23 от 19 декабря 2003 года, следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение суда соответствует данным требованиям закона.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Согласно положениям Федерального закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ от 28 декабря 2013 года настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии (пункт 1 статьи 1).
Страховая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункты 1-2 статьи 3).
Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 4).
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (пункты 1-2 статьи 8).
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 статьи 11).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 14).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 2 статьи 14).
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 14).
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера (пункт 6 части 1 статьи 32).
Постановлением Правительства Российской Федерации N516 от 11 июня 2002 года были утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которыми предусматривалось, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 4).
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации N1015 от 02 октября 2014 года утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, согласно которых, периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности (пункт 8).
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (пункт 11).
Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (пункт 43).
Как усматривается из материалов дела, истец - ФИО2 работал в "адрес" на основании заключенных в письменной форме трудовых контрактов:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производителем работ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальником участка в ООО "Сантехник";
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начальником участка (в строительстве) в ООО "Уренгойгазавтодор".
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР N12 от 03 января 1983 года, Ямало-Ненецкий автономный округ, на территории которого работал истец в ООО "Сантехник" и в ООО "Уренгойгазавтодор", относится к районам Крайнего Севера.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым с заявлением о назначении пенсии.
Решением N от ДД.ММ.ГГГГ ответчик не включил истцу в стаж работы в районах Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку ФИО2 в данный период времени не подлежал обязательному страхования, как временно пребывающий на территории Российской Федерации иностранный гражданин (гражданин Украины).
Однако, в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральными законами N70-ФЗ от 20 июля 2004 года и N379-ФЗ от 03 декабря 2011 года) предусматривалось, что застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.
Федеральным законом N70-ФЗ от 20 июля 2004 года внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в частности, абзац первый пункта 1 статьи 7 после слов "а также" дополнен словами "постоянно или временно".
Изменения, внесенные Федеральным законом N70-ФЗ от 20 июля 2004 года, вступили в силу с 1 января 2005 года.
Федеральным законом N379-ФЗ от 03 декабря 2011 года внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в частности, в пункте 1 статьи 7 в абзаце первом слова "Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства" заменены словами "Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев".
Изменения, внесенные Федеральным законом N379-ФЗ от 03 декабря 2011 года, вступили в силу с 1 января 2012 года.
В период до 01 января 2012 года на истца не распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", поскольку истец до 18 марта 2014 года являлся гражданином Украины, который временно пребывал на территории Российской Федерации, в связи с заключением трудового срочного договора на срок более шести месяцев, вследствие чего ссылка ответчика на Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" относительно период работы истца до 01 января 2012 года является необоснованной.
Кроме этого, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 10 июля 2007 года N9-П, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц, не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом Российской Федерации и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе в порядке принудительного взыскания. В противном случае искажалось бы существо обязанности государства по гарантированию права застрахованных лиц на трудовую пенсию.
Аналогичные положения содержатся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией судами прав граждан на трудовые пенсии", из которого следует, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене решения, поскольку суд при вынесении решения правильно руководствовался приведенными выше нормативными актами, а также разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, а по сути направлены на несогласие с ними, соответственно, отмену законно постановленного судебного акта повлечь не могут, поскольку основаны на неправильном толковании указанных положений закона.
В частности, характер работы истца подтвержден письменными документами (трудовой книжкой и справками), которые содержатся в материалах дела и соответствуют требованиям процессуального закона об относимости и допустимости доказательств.
Относительно периода работы истца до ДД.ММ.ГГГГ решение ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ не содержит каких-либо обоснований. Также представитель ответчика не смогла пояснить основания для не включения данного периода.
Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Судом первой инстанции, правильно установлены факты, которыми обосновываются требования и возражения, и доказательства, которыми они подтверждаются, правоотношения и нормы материального права, которые регулируют эти правоотношения и принято решение по делу на основании доказательств, предоставленных сторонами в установленном законом порядке.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.
Учитывая обстоятельства, установленные судебной коллегией в ходе проверки законности и обоснованности обжалуемого судебного постановления, оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 03 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Керчи Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.