Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Цехомской Е.В.,
судей Перовой М.В., Суслова К.К.,
по докладу судьи Цехомской Е.В.,
при секретаре Иванове П.В.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по частной жалобе представителя ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району на основании доверенности Земляковой З.Х. на определение Приморско-Ахтарского районного суда от 25 октября 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
вступившим в законную силу решением Приморско-Ахтарского районного суда от 18 декабря 2014 г. удовлетворен иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району о признании несоответствующей действующему законодательству организации деятельности изолятора временного содержания отдела МВД РФ по Приморско-Ахтарскому району и возложении обязанности оборудовать указанное помещение в соответствии с предъявленными требованиями закона. Помимо прочего суд обязал фельдшера получить лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Определением Приморско-Ахтарского районного суда от 25 октября 2016 г. удовлетворено заявление прокурора об изменении способа и порядка исполнения решения суда от 18 декабря 2014 г. Суд обязал отдел ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району обеспечить осуществление медицинской деятельности в помещении ИВС ОМВД России по Приморско-Ахтарскому на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности.
С определением суда представитель ответчика не согласился, подал частную жалобу, в которой указал, что судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
На основании статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ судебное разбирательство проведено судом апелляционной инстанции без извещения лиц, участвующих в деле.
Заслушав прокурора Руденко М.В., полагавшую определение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не усмотрела оснований для отмены судебного определения.
Статьей 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. При ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится медицинскими работниками мест содержания под стражей безотлагательно.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя, в том числе, мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, санитарно-гигиеническому просвещению населения.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 4 мая 2011 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В силу пункта 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31 декабря 1999 г. (в редакции от 24 декабря 2009 г.), медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно пункту 2 Инструкции при оказании медицинской помощи медицинские работники ИВС руководствуются Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о здравоохранении, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также настоящей Инструкцией.
При этом пункт 7.1 Инструкции, одной из основных задач медицинских работников ИВС определяет организацию и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС.
В соответствии с пунктом 9 Инструкции в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС.
В обязанности медицинского работника входит, в том числе оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организация оказания скорой медицинской помощи (пункты 8.2 и 8.3 Инструкции).
Согласно пункту 10 Инструкции в случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц, дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС - дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел, опрашивает их о состоянии здоровья. При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы) дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) обязан немедленно вызвать медицинского работника ИВС, либо бригаду скорой медицинской помощи. О результатах опроса подозреваемых и обвиняемых, заявленных при этом жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждавшимся медицинской помощи производятся необходимые записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, который хранится в медицинской части ИВС, а в период отсутствия медицинского работника - у дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел).
В соответствии с пунктом 96 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию. При этом каких-либо исключений данный закон не предусматривает.
Судом установлено, что в ИВС ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району в должности фельдшера состоит " Ф.И.О. "10 которой содержащимся оказывается медицинская помощь без соответствующей лицензии.
При этом следует согласиться с выводами суда о том, что несоблюдение установленных требований влечет нарушение конституционных прав лиц, арестованных в административном порядке, а также подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Из смысла статей 203, 434 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что изменение способа и порядка исполнения решения суда может заключаться в замене одного вида исполнения другим или в определенной трансформации первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в решении суда. Изменение способа и порядка исполнения решения суда является не обязанностью, а правом суда.
Закон не содержит перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии.
Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об изменении способа и порядка исполнения судебного решения, поскольку доводы прокурора о необходимости совершения соответствующего процессуального действия нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и ответчиком опровергнуты не были.
Обстоятельства, затрудняющие исполнение решения суда тем способом, который указан в нем, судом установлены. Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы частной жалобы не могут быть признаны обоснованными, поскольку таковые противоречат установленным обстоятельствам.
На основании изложенного, судебная коллегия считает определение суда законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
определение Приморско-Ахтарского районного суда от 25 октября 2016 г. оставить без изменения, частную жалобу представителя ОМВД России по Приморско-Ахтарскому району на основании доверенности Земляковой З.Х. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.