Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Роговой С.В., Башинского Д.А.,
по докладу судьи Дунюшкиной Н.В.,
при секретаре Свердловой В.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Стахно С.Я. по доверенности Мамедбековой А.Р. на решение Центрального районного суда г. Сочи от 20 октября 2016 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Стахно С.Я. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Краснодарскому о признании незаконными решения от 2 августа 2016 г. о приостановлении государственной регистрации права собственности истца на объект незавершенного строительства площадью 730,5 кв. м, степенью готовности 61%, с кадастровым номером 23:49:0203022:1637, расположенный по адресу: " ... ", а также решения от 2 сентября 2016 г. об отказе в государственной регистрации права собственности истца на указанный объект незавершенного строительства.
Просил обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю произвести государственную регистрацию права собственности Стахно С.Я. на указанный объект незавершенного строительства без истребования дополнительных документов.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 20 октября 2016 г. в удовлетворении искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе представитель Стахно С.Я. по доверенности Мамедбекова А.Р. просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, принятым с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Стахно С.Я. по доверенности Мамедбековой А.Р., настаивавшей на удовлетворении требований апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для отказа в государственной регистрации прав является непредставление документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, среди прочего, правовую экспертизу документов и проверку законности, сделки, юридической силы:, представленных на государственную регистрацию правоустанавливающих документов, в ходе которой., в том числе, проводится проверка действительноеги поданных заявителем документов в: наличия прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации.
В п. 2 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
На основании п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. В силу п. 1 ст. 18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ в случае не устранения причин препятствующих государственной регистрации, государственный регистратор обязан отказать в проведении государственной регистрации по основанию, предусмотренному статьей 20 Закона о регистрации.
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
Частями 1, 3 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ предусмотрены основания для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство. В таких случаях необходимы лишь документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В силу положений ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основан аи разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
Случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, предусмотрены п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, в частности, выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии ст. 55 Градостроительного кодекса РФ одним из документов для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является разрешение на строительство.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.
Как следует из материалов дела, Стахно С.Я. является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:49:0203002:107 площадью 600 кв. м, категории земель населенных пунктов, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: " ... ".
В 2003 г. Стахно С.Я. на основании разрешения на строительство от 6 декабря 2002 г. на принадлежащем ему земельном участке возвел объект незавершенного строительства площадью 730 кв. м, степень готовности которого составила 61%.
Представитель Стахно С.Я. 20 июля 2016 г. обратился в Центральный отдел по г. Сочи управления Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный объект незавершенного строительства.
В соответствии с п.2 ст.25 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
На момент издания постановления главы администрации Центрального района г. Сочи от 06.12.2002 г. N 752 действовал Градостроительный кодекс Краснодарского края принятый Законодательным Собранием Краснодарского края 29 мая 2002 г.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" принятые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации формы разрешения на строительство признаются действительными до установления Правительством Российской Федерации формы разрешения на строительство. До установления Правительством Российской Федерации формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию определяется уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Следовательно, применялось Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 23.06.2000 г. N 571-П "О Положении о порядке выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости в Краснодарском крае" и соответственно Постановление главы администрации Краснодарского края от 28.02.2002 г. N 213 "Об утверждении формы разрешения на строительство объектов недвижимости в Краснодарском крае", вплоть до их отмены 29.06.2005 г. Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 29.06.2005 г. N 1580-П "О признании утратившим силу постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 23.06.2000 г. N 571-П "О положении о порядке выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости в Краснодарском крае".
При проведении правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что Стахно С.Я. представлено постановление главы администрации Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 6 декабря 2002 г. N 752., однако в п. 2 данного постановления установлен срок действия разрешения три года.
На основании изложенного государственная регистрация была приостановлена в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ сроком на один месяц, то есть по 2 сентября 2016 г., о чем Стахно С.Я. был уведомлен письмом управления Росреестра по Краснодарскому краю от 2 августа 2016 г.
В течение представленного срока Стахно С.Я. не были устранены причины, препятствующие проведению государственной регистрации. То есть, не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации права, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации.
Отказ в государственной регистрации не лишает права административного истца вновь обратиться с заявлением о регистрации в случае устранения причин, послуживших основанием для отказа.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает верными выводы суда первой инстанции, изложенные в решении.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о законности решения районного суда.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Сочи от 20 октября 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.