Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Гвоздева М.В.,
судей Порохового С.П., Романовой И.А.
при секретаре Носаль М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" о возложении обязанности по ремонту котельной военного городка N24 в поселке Хурба-2 Комсомольского муниципального района Хабаровского края,
по апелляционной жалобе представителя ответчика АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Железнодорожного районного суда г.Хабаровска от 22 декабря 2016 года,
заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснения представителя военного прокурора - Лазаревой Н.А., АО "ГУ ЖКХ" - Аксеновой В.А.,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре обратился с иском к акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" о возложении обязанности к совершению действий по ремонту котельной военного городка N24 в поселке Хурба-2 Комсомольского муниципального района Хабаровского края. В обоснование указал, что проверкой, проведенной военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре, установлено, что на котельной, расположенной на территории военного городка N24 п. Хурба-2 Комсомольского района Хабаровского края, не приняты меры по подготовке к отопительному периоду 2016-2017 годов. Согласно акту осмотра, требуется ремонт котла "КВ-Р-2, 0-95" N, замена насосов ВКС-10/45 N, ВКС-2/26 N, ремонт оборудования топливного хозяйства, наружного трубопровода и арматуры. Ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязанностей по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию котельной влечет нарушение жилищных прав неопределенного круга лиц. Просил обязать ответчика провести на котельной, расположенной в военном городке N24 п. Хурба-2, ремонт котла "КВ-Р-2, 0-95", N, замену насосов ВКС-10/45 N, ВКС-2/26 N, ремонт оборудования топливного хозяйства, наружного трубопровода и арматуры, не позднее двух месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Решением Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 22.12.2016 года исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворены.
Возложена на акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" обязанность провести на котельной военного городка N24 в п. Хурба-2 Комсомольского муниципального района Хабаровского края ремонт котла "КВ-Р-2, 0-95" N, замену насосов ВКС-10/45 N, ВКС-2/26 N, ремонт оборудования топливного хозяйства, наружного трубопровода и арматуры.
Установлен срок исполнения решения суда - 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель ответчика АО "ГУ ЖКХ" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что справка о фактически оказанных услугах подтверждает фактический объем оказанных услуг. На момент рассмотрения искового заявления эксплуатирующая организация комплекс мероприятий - ремонт котельного оборудования в рамках текущего ремонта и технического обслуживания по запуску котельной произвела, свои обязательства по договору выполнила. Необходимость в применении мер гражданской правовой ответственности отсутствовала. Государственный контракт N от 23.09.2015 года не предусматривает обязанности АО "ГК ЖКХ" произвести капитальный ремонт. Обязанность по проведению капитального ремонта, в силу ст. 210 ГК РФ, лежит на собственнике имущества - Министерстве обороны Российской Федерации. Истцом не предоставлены документы и основание, побудившие прокурора гарнизона обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Выслушав объяснения участвующих лиц, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с положениями ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему:
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. N 1089-р, от 9 ноября 2016 г. N 2365-р, АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" является единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 годах, 2017-2018 годах соответственно закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных бюджетных и автономных учреждений.
Статьей 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, обязаны: обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб; организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии; обеспечивать качество теплоносителей; организовать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии; обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
В соответствии с п. 5.1.1. и п. 5.1.2. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке. Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны своевременно производить наладку, ремонт и реконструкцию инженерных систем и оборудования.
Из пункта 6.2.1. Приказа Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" следует, что при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Как установлено судом первой инстанции, 21 сентября 2015 года между Министерством обороны РФ (государственный заказчик) и Акционерным обществом "Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства" (исполнитель) заключен государственный контракт N 5-ТХ на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Министерства обороны Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в соответствии с п. 2.1 которого, исполнитель обязуется в установленный контрактом срок оказать услуги теплоснабжения, услуги по поддержанию резервной мощности в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленным контрактом.
Пунктом 3.1.3, 3.1.9 государственного контракта возложена обязанность на исполнителя обеспечить устранение недостатков, выявленных при оказании услуг, за свой счет; обеспечить надежность теплоснабжения и безопасную эксплуатацию находящихся в его ведении установок, сетей и оборудования системы теплоснабжения в соответствии с требованиями Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации.
Как следует из договора N от 23.10.2015 года о передаче объектов теплового хозяйства во временное безвозмездное пользование, для исполнения обязательств по государственному контракту от 21 сентября 2015 г. N Министерство обороны Российской Федерации (ссудодатель) передает, а АО "ГУ ЖКХ" (ссудополучатель) принимает во временное пользование объекты теплового хозяйства ( п.1.1 договора N).
Состояние, состав и стоимость имущества отражаются в акте приема-передачи, составленном по форме, установленной Приложением N к договору, являющимся неотъемлемой частью договора ( п.1.7. договора N).
На основании п.2.1.1. 2.1.3, 2.1.4 договора, ссудодатель обязуется передать по акту приема-передачи ссудополучателю имущество, являющееся объектом передачи по договору, проверить имущество, указать все известные к моменту заключения договора недостатки имущества.
АО "ГУ ЖКХ" обязалось нести все расходы по содержанию имущества и использованию в соответствии с условиями договора и назначением имущества ( п.2.2.3 договора).
Договор вступает в силу с 01 ноября 2015 г. и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту. Окончание срока действия договора не влечет прекращение неисполненных обязательств сторон по договору, в том числе обязательств ссудополучателя вернуть имущество ссудодателю ( п.6.1, 6.2 договора N).
Таким образом, в силу приведенных выше Распоряжений Правительства Российской Федерации и государственного контракта N АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" обязано обеспечивать надежность теплоснабжения и безопасность эксплуатации находящихся в его ведении установок, сетей и оборудования системы теплоснабжения.
Актом осмотра систем теплоснабжения N от 1.04.2016 г., составленного комиссией, осмотревшей систему теплоснабжения - котельную б/н военного городка N 24 Хабаровского края, Комсомольского района, с.пХурба-2, установлено, что требуется ремонт котла "КВ-Р-2 0-95", N, замена насосов ВКС-10/45 N, ВКС-2/26 N, ремонт оборудования топливного хозяйства, наружного трубопровода и арматуры.
В результате осмотра комиссия установиланеобходимость проведения текущего ремонта оборудования и конструкции котельной.
Из объяснения от 12 октября 2016 г. военному прокурору гарнизона Комсомольск-на-Амуре начальника эксплуатационного участка N7 "Комсомольский" обособленного подразделения "Хабаровское" АО "ГУ ЖКХ" ФИО1 следует, что на котельной, расположенной на территории военного городка N 24 в п. Хурба-2 Хабаровского края, необходимо проведение ремонта котлов, насосов, оборудования топливного хозяйства, наружного трубопровода. Котельная б/н ведена в эксплуатацию в 2008 году, до настоящего времени капитальный ремонт котельной не производился.
Актом ООО "Теплосинтез" N "Комсомольский" подтверждается запуск системы теплоснабжения - котельной инв. N в отопительный период 2016-2017.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст.20 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", п.5.1.1 и 5.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N170, установив, что на котельной военного городка N 24 в п.Хурба-2 Комсомольского муниципального района Хабаровского края требуется ремонт котла "КВ-Р-2, 0-95" N, замена насосов ВКС-10/45 N, ВКС-/26 N, ремонт оборудования топливного хозяйства, наружного трубопровода и арматуры, удовлетворил иск.
Проверяя решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку данные выводы соответствуют обстоятельствам дела, исследованным доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент рассмотрения дела ремонт оборудования был проведен, оснований для возложения обязанности по проведению ремонтных работ у суда не имелось, судебная коллегия отклоняет, поскольку доказательств фактического выполнения ремонтных работ, о возложении обязанности по проведению которых ответчиком предъявлен прокурором иск, в нарушение ст.56 ГПК РФ, не представлено.
Необходимость проведения ремонтных работ следует из комиссионного акта осмотра системы теплоснабжения от 01.04.2016 года, в котором указаны виды ремонта, состав работ по устранению выявленных дефектов и срок окончания ремонта - август 2016 г.
Вместе с тем, справки о фактически оказанных услуг за октябрь 2016 г, декабрь 2016 г. и акт запуска системы теплоснабжения в отопительный период 2016-2017 г., на которые ссылается представитель ответчика в обоснование доводов жалобы, доказательством выполнения работ не являются, т.к. сведений о выполнении ремонтных работ, указанных в комиссионном акте осмотра системы теплоснабжения от 01.04.2016 года, не содержат.
Работы по ремонту котла, замена насосов, ремонт оборудования топливного хозяйства, наружного трубопровода и арматуры являются необходимыми для обеспечения и поддержания надлежащего и эффективного функционирования котельной, для исполнения обязательств по оказанию услуги теплоснабжения, услуги по поддержанию резервной мощности в объеме, соответствующие качеству и иным требованиям, установленные государственным контрактом ( п.2.1 государственного контракта N).
Доводы апелляционной жалобы о передаче Министерством обороны РФ имущества в неудовлетворительном состоянии, требующем капитального ремонта, судебная коллегия отклоняет, т.к. указанные обстоятельства не освобождают ответчика - АО "ГУ ЖКХ" от выполнения работ, которые являются необходимыми для обеспечения и поддержания надлежащего и эффективного функционирования котельной.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в контракте обязанности по проведению капитального ремонта, ссылки на то обстоятельство, что Министерство обороны РФ, осуществляя правомочия собственника переданного имущества, обязано производить его капитальный ремонт, не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения ответчика от возложенной судебным актом обязанности.
Частью 1 статьи 693 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ссудодатель отвечает за недостатки вещи, которые он умышленно или по грубой неосторожности не оговорил при заключении договора безвозмездного пользования. При обнаружении таких недостатков ссудополучатель вправе по своему выбору потребовать от ссудодателя безвозмездного устранения недостатков вещи или возмещения своих расходов на устранение недостатков вещи либо досрочного расторжения договора и возмещения понесенного им реального ущерба.
Ссудодатель, извещенный о требованиях ссудополучателя или о его намерении устранить недостатки вещи за счет ссудодателя, может без промедления произвести замену неисправной вещи другой аналогичной вещью, находящейся в надлежащем состоянии (п.2 ст.693 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 693 ГК РФ ссудодатель не отвечает за недостатки вещи, которые были им оговорены при заключении договора, либо были заранее известны ссудополучателю.
Указанной нормой предусмотрен выбор способа защиты прав ссудодателя, в случае их нарушения, в том числе возмещения своих расходов на устранение недостатков переданного имущества.
Статьей 695 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена обязанность ссудополучателя поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования.
Из буквального толкования приведенной нормы права следует, что на ссудополучателя возлагается обязанность несения всех расходов, связанных с содержанием полученной в безвозмездное пользование вещи, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
АО "ГУ ЖКХ" является единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России закупок работ и услуг, связанных, в том числе, с обслуживанием объектов коммунальной и инженерной инфраструктур, которому переданы объекты теплоснабжения и соответствующие сети, иное имущество Минобороны России, необходимое для исполнения государственных контрактов, как следует из распоряжений Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. N 1089-р, 9 ноября 2016 г. N 2365-р.
Поскольку АО "ГУ ЖКХ" передан объект теплового хозяйства во временное безвозмездное пользование, следовательно, судом первой инстанции обоснованно возложена обязанность по выполнению его ремонта, необходимого для эксплуатационного содержания и комплексного обслуживания котельной в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Доводы апелляционной жалобы о прекращении производства по делу не состоятельны, т.к. предусмотренных оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для обращения прокурора с настоящим иском основаны на неверном толковании норм процессуального права, поскольку требования прокурора в защиту прав и законных интересов граждан на благоприятные и безопасные условия проживания предъявлены в соответствии со ст.45 ГПК РФ.
Судебная коллегия приходит к выводу, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Оспариваемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 22 декабря 2016 года по гражданскому делу по исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", о возложении обязанности по ремонту котельной военного городка N24 в поселке Хурба-2 Комсомольского муниципального района Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Председательствующий М.В.Гвоздев
Судьи С.П.Пороховой
И.А. Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.