Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Л.Р. Галиуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татком" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Татком" является собственником помещения N 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, назначение: нежилое, общей площадью 104,3 квадратных метров, этаж подвал, с кадастровым номером ... ,
помещения (N 1, 2, 3, 18, 19, 11, 12), назначение: нежилое, общей площадью 106,8 квадратных метров, номера на поэтажном плане 1 этаж (N 1, 2, 3, 18, 19), подвал (N 11, 12), с кадастровым номером ... ,
помещения N 6, 13, назначение: нежилое, общей площадью 566,1 квадратных метров, этаж подвал, с кадастровым номером ... расположенных по адресу: "адрес"
Кадастровая стоимость принадлежащих административному истцу объектов недвижимости с кадастровыми номерами ... определена по состоянию на 1 января 2014 года распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 2572-р от 24 ноября 2014 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет 6274080 рублей 97 копеек, 6424466 рублей 42 копейки, 31799829 рублей 67 копеек соответственно.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, ООО "Татком" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость этих объектов недвижимости с кадастровыми номерами ... в размере, равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года соответственно 2925000 рублей, 3867000 рублей, 3833000 рублей.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "Татком" А.М. Самигуллина, действующая в соответствии с предоставленными ей доверенностью от 14 февраля 2017 года полномочиями, заявленные требования уточнила, просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами ... в размере соответственно 3092544 рублей, 3682694 рублей, 17 991858 рублей, равном их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.
ООО "Татком", Кабинет Министров Республики Татарстан, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились, обратились с заявлениями о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество российских организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектами налогообложения.
При этом законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества (абзац второй пункта 1 статьи 372, пункт 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1 в редакции Закона Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 81-ЗРТ).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Здание с кадастровым номером ... , расположенное по адресу: "адрес", включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год, утвержденный распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 2611-р от 27 ноября 2014 года, поэтому помещения, находящиеся в этом здании, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлены составленные закрытым акционерным обществом "Независимая консалтинговая компания "СЭНК" по инициативе ООО "Татком" отчет N 8939.1 от 27 августа 2015 года об оценке рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровым номером ... , согласно которому рыночная стоимость этого объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2014 года составила 2925 000 рублей, отчет N 8939.2 от 27 августа 2015 года об оценке рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровым номером ... , согласно которому рыночная стоимость этого объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2014 года составила 3867000 рублей, а также отчет N 8939.3 об оценке рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровым номером ... , согласно которому рыночная стоимость этого объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2014 года составила 3 833000 рублей.
Для определения достоверности и правильности оценки рыночной стоимости объекта недвижимости, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности судом по делу проведена экспертиза.
Согласно заключению N 1753/04-4 от 30 декабря 2016 года экспертов федерального бюджетного учреждения "Чувашская лаборатория судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации составленные закрытым акционерным обществом "Независимая консалтинговая компания "СЭНК" отчеты N 8939.1, N 8939.2, N 8939.3 от 27 августа 2015 года об оценке рыночной стоимости нежилых помещений, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом эксперты пришли к выводу о том, что в вышеуказанных отчетах величина рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами ... по состоянию на 1 января 2014 года определена неверно.
Вместе с тем, отвечая на поставленные судом вопросы, эксперты определили рыночную стоимость спорных нежилых помещений, которая по состоянию на 1 января 2014 года согласно заключению составила без учета налога на добавленную стоимость соответственно 2620800 рублей, 3120927 рублей, 15247337 рублей.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В пункте 19 Постановления от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Пленумом Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Согласно части 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать описание и результаты исследований с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов.
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
По мнению суда, указанное выше заключение эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности.
Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования оцениваемого объекта недвижимости, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок, являются правильными.
Представитель административного истца согласилась с правильностью выводов эксперта о размере рыночной стоимости принадлежащих ООО "Татком" объектов недвижимости с кадастровыми номерами ... , однако ошибочно просила установить кадастровую стоимость в размере рыночной с учетом налога на добавленную стоимость.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан доказательств об ином размере рыночной стоимости указанных объектов недвижимости не представлено.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суду на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной заключением N 1753/04-4 от 30 декабря 2016 года экспертов федерального бюджетного учреждения "Чувашская лаборатория судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации.
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая, что ООО "Татком" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан, созданную приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23 января 2012 года N П/20, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ему объекта недвижимости 3 декабря 2015 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
В ходе рассмотрения дела представителем Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан заявлено требование о возмещении понесенных по делу судебных расходов. В обоснование указано, что в связи с рассмотрением административного дела данным административным ответчиком понесены расходы по оплате производства судебной экспертизы в размере 80000 рублей. Данные расходы не возмещены, в связи с чем Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит присудить их ко взысканию с ООО "Татком".
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К таким издержкам, в частности, отнесены суммы, подлежащие выплате экспертам, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы (пункты 1, 4, 7 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По общему правилу, установленному статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев освобождения от возмещения издержек или уменьшения их размера (статья 107, часть 3 статьи 109 Кодекса).
Позиция административного истца о величине рыночной стоимости спорных объектов недвижимости не нашла подтверждение в ходе судебного разбирательства. В данном случае ООО "Татком" было реализовано право на установление кадастровой стоимости в размере рыночной вышеназванных объектов недвижимости. При этом представленный им отчеты не могли быть принят судом в качестве достоверного доказательства рыночной стоимости нежилых помещений. Для устранения данного недостатка по ходатайству административного ответчика была назначена судебная экспертиза, по результатам которой размер рыночной стоимости объектов недвижимости существенно отличается от заявленного ООО "Татком", то есть заключение его не подтверждает. Поэтому расходы по оплате работы и иных расходов, связанных с производством экспертизы необходимо отнести на счет административного истца.
В связи с изложенным, расходы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по оплате расходов за производство экспертизы в размере 80000 рублей подлежат взысканию с ООО "Татком".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Татком" удовлетворить частично.
Определить кадастровую стоимость помещений N 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, назначение: нежилое, общей площадью 104,3 квадратных метров, этаж подвал, с кадастровым номером ... , расположенных по адресу: "адрес", равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 2620 800 рублей.
Определить кадастровую стоимость помещений (N 1, 2, 3, 18, 19, 11, 12), назначение: нежилое, общей площадью 106,8 квадратных метров, номера на поэтажном плане 1 этаж (N 1, 2, 3, 18, 19), подвал (N 11, 12), с кадастровым номером ... , расположенных по адресу: "адрес", равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 3120 927 рублей.
Определить кадастровую стоимость помещений N 6, 13, назначение: нежилое, общей площадью 566,1 квадратных метров, этаж подвал, с кадастровым номером ... , расположенных по адресу: "адрес", равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере 15247337 рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором обществом с ограниченной ответственностью "Татком" подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2015 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления считать 3 декабря 2015 года.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Татком" к Кабинету Министров Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Татком" в пользу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в возмещение расходов на оплату судебной экспертизы 80000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Э.С. Каминский
Справка: решение принято судом в окончательной форме 13 марта 2017 года.
Судья Э.С. Каминский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.