Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Воробьевой С.А.,
судей Юсуповой Л.А-В., Агина В.В.,
с участием представителей административного истца Гончаренко О.Н. и Цатуряна С.С.,
при секретаре Ломзиной М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Симферополе
28 февраля 2017 года
административное дело по иску потребительского кооператива "Лодочный причал N 258 "Любительский" к администрации города Керчи Республики Крым о признании отказа незаконным, об обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе административного истца потребительского кооператива "Лодочный причал N 258 "Любительский" на решение Керченского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2016 года, которым
потребительскому кооперативу "Лодочный причал N 258 "Любительский" в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Агина В.В., выслушав представителей административного истца Гончаренко О.Н. и Цатуряна С.С., поддержавших жалобу, судебная коллегия
установила:
Потребительский кооператив "Лодочный причал N258 "Любительский" (далее ПК "Лодочный причал N258 "Любительский" либо кооператив) обратился в суд с указанным выше административным иском, в котором просил:
признать незаконным отказ администрации г. Керчи от 11.07.2016 г. N в установлении кооперативу вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" га, кадастровый N, - "причалы для маломерных судов" (размещение сооружений, предназначенных для причаливания, хранения и обслуживания яхт, катеров, лодок и других маломерных судов), код вида 5.4, как нарушающий права, свободы и законные интересы;
обязать администрацию г. Керчи устранить нарушения прав, свобод и законных интересов кооператива путем установления для земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты" га, кадастровый N, и на котором располагается ПК "Лодочный причал N 258 "Любительский", вида разрешенного использования - "причалы для маломерных судов" (размещение сооружений, предназначенных для причаливания, хранения и обслуживания яхт, катеров, лодок и других маломерных судов), код вида 5.4.
Требования мотивированы тем, что 04 июля 2016 года кооператив обратился в администрацию г. Керчи с заявлением, в котором просил установить для земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадь "данные изъяты" га, кадастровый N, и на котором располагается кооператив, вид разрешенного использования - "причалы для маломерных судов" (размещение сооружений, предназначенных для причаливания, хранения и обслуживания яхт, катеров, лодок и других маломерных судов), код вида 5.4, для целей дальнейшего заключения договора аренды на указанный земельный участок. 11 июля 2016 года администрации г. Керчи своим письмом за N отказала кооперативу установить в отношении указанного земельного участка вид разрешенного использования - "причалы для маломерных судов", сославшись, что согласно плана зонирования г. Керчи, утвержденного решением 20 сессии Керченского городского совета 6 созыва 26 апреля 2012 года, данный земельный участок находится в зоне "Т1 зона городских и районных улиц, дорог, площадей" и в зоне "Р-4 зона зеленых насаждений общего пользования", а поэтому использование данного земельного участка для причалов маломерных судов запрещено. Однако кооператив полагает, что отказ противоречит следующему. Так, 14 мая 1993 года решением исполнительного комитета Керченского городского совета народных депутатов N "Об утверждении материалов инвентаризации и отводе земельного участка лодочному причалу "Любительский" утверждены материалы инвентаризации земельного участка лодочного причала N 258 "Любительский" и отведено лодочному причалу N 258 "Любительский" во временное пользование на праве аренды земельный участок общей площадью "данные изъяты" га в границах согласно утвержденных материалов инвентаризации. 23 сентября 2005 года решением сессии Керченского городского совета 4 созыва N "О передаче в аренду земельного участка Кооперативу лодочного причала N 258 для обслуживания лодочных гаражей по "адрес" передан кооперативу в аренду сроком на 5 лет земельный участок площадью "данные изъяты" га. 20 февраля 2006 года был заключен договор аренды земли N сроком действия на 5 лет. В дальнейшем, на основании закона Украины "Об аренде земли" договор был автоматически продлен на такой же срок и на тех же основаниях. Учитывая изложенные обстоятельства, и что истец не знал и не видел план зонирования г. Керчи, кооператив полагает указанный выше отказ администрации г. Керчи незаконным, и поэтому он обратился в суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции постановленоуказанное выше решение.
Оспаривая законность и обоснованность судебного решения суда первой инстанции, административный истец - ПК "Лодочный причал N258 "Любительский" обратился с апелляционной жалобой в Верховный Суд Республики Крым, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и неверной оценкой установленных обстоятельств. Просил принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В своих возражениях администрация г. Керчи Республики Крым просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
С учетом требований статьи 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся и надлежаще извещенных лиц, участвующих в деле.
Выслушав явившихся участников, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определен исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории.
Статьей 7 ЗК РФ закреплен принцип целевого использования земель. При этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий.
В соответствии со статьей 8 ГрК РФ и статьей 11 ЗК РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
С учетом изложенного, вид разрешенного использования выбирается не произвольно, а с учетом правил землепользования и застройки, в которых установлены территориальные зоны и виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в таких зонах.
Как установлено судом первой инстанции, согласно действующей карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки г. Керчи земельный участок, находящейся в пользовании кооператива, расположен в зонах "Т-1 - зона городских и районных улиц, дорог, площадей" и "Р-4 - зона зеленых насаждений общего пользования", в Перечне видов разрешенного использования земельных участков вид разрешенного использования указанного земельного участка - "причалы для маломерных судов" (код 5.4) запрещен.
Выбор вида разрешенного использования участка с нарушением градостроительных регламентов влечет нарушение прав городского округа на развитие территории в соответствии с зонированием.
Судом первой инстанции также установлено, что решением Керченского городского совета народных депутатов от 14.05.1993 года "Об утверждении материалов инвентаризации и аренде земельного участка лодочным причалом N 258, в районе "адрес" утверждены материалы инвентаризации земельного участка лодочного причала N 258 и отведено товариществу лодочных гаражей причала N 258 во временное пользование на праве аренды указанный земельный участок ( л.д.9). 23 сентября 2005 года утвержден акт восстановления границ земельного участка (л.д.13,14). Согласно договора аренды от 20.02.2006 года указанный земельный участок предоставлен кооперативу в аренду сроком на 5 лет. Пунктом 26 данного договора на арендованный земельный участок установлены ограничения по типу 1.3 - использование земельного участка согласно с охранной зоной 100 метров береговой линии Керченского пролива (л.д.10-12).
Согласно акта приема-передачи объекта аренды, земельный участок по "адрес", Керченским городским советом передан в аренду кооперативу (л.д.15).
Решением Керченского городского совета 19 сессии 6 созыва от 22.03.2012 г. возобновлен срок действия договора аренды на указанный земельный участок под обслуживание лодочных гаражей на 5 лет (л.д.29).
Решением 20 сессии 6 созыва от 26.04.2012 года был утвержден План зонирования территории города Керчи, согласно которому спорный земельный участок, находящийся по адресу: "адрес", отнесен к зонам "Р-4 - зона зеленых насаждений общего пользования" и "Т-1 - зона городских и районных улиц, дорог, площадей".
Основными видами разрешенного использования спорного земельного участка, согласно Плана зонирования": общественные уборные, сооружения, трассы городских инженерных систем и коммуникаций; временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности; мемориальные комплексы (л.д. 33, 35-154).
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ, приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014г. N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков. Согласно указанному классификатору определяются виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые после вступления приказа в силу.
Вид разрешенного использования с кодом 5.4 может быть предусмотрен после разработки правил землепользования и застройки, в которых будут установлены территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно пунктов 11 и 12 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков.
Согласно пункта 9.7. Плана зонирования территории г. Керчи в части условий и ограничений застройки земельных участков территорий зон зеленых насаждений общего пользования (Р-4), предусмотрены преимущественные виды застройки: размещение зелёных насаждений лесопарков, парков, садов, скверов, бульваров; места кратковременного отдыха с соответствующим оборудованием; пляжи с соответствующим оборудованием; малые архитектурные формы благоустройств; спортивные площадки, сооружения. Разрешенные виды застройки, сопутствующие основным видам: общественные уборные; сооружения, трассы городских инженерных систем и коммуникаций; временные сооружения для осуществления предпринимательской деятельности; мемориальные комплексы.
Согласно пункта 8,9 Плана зонирования территории г. Керчи в части условий и ограничений застройки земельных участков зон городских и районных улиц, дорог, площадей (в границах красных линий) (Т-1) предусмотрены преимущественные виды застройки.
В указанных зонах (Т-1) и (Р-4) в соответствии с ГрК РФ, а также Планом зонирования территории города Керчи не предусмотрено расположение причалов для маломерных судов.
Статьей 13 Закона Республики Крым N 66 от 15.01.2015 года "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть предоставлены гражданам или юридическим лицам в собственность, аренду. Безвозмездное пользование (за исключением служебных наделов), если они являются земельными участками, цели предоставления которых не соответствуют действующей градостроительной документации.
Пунктом 10 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 16.02.2015 года N 44, установлено, что внесение изменений в градостроительную документацию, действующую до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города Федерального значения Севастополя", по определению иного целевого назначения земельных участков не допускается.
Согласно порядка отнесения к определенной категории земель и определения вида (видов) разрешенного использования земельных участков на территории муниципального образования городской округ Керчь, утвержденного решением 22 сессии Керченского городского совета 1 созыва от 25.06.2015 года N 454-1/15, установление категории земель и (или) вида (видов) разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с действующей градостроительной документацией, принятой до 16 марта 2014 года.
В настоящее время, действующей градостроительной документацией в соответствии с которой определяется вид разрешенного использования земельного участка, является План зонирования территории города Керчи, что в свою очередь подтверждает то, что установить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", площадь "данные изъяты" га, на котором располагается кооператив - "причалы для маломерных судов", с кодом вида - 5.4, не предоставляется возможным. Вид разрешенного использования с кодом 5.4 может быть предусмотрен после разработки правил землепользования и застройки, в которых будут установлены территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Изложенные выше обстоятельства в их совокупности свидетельствуют о том, что оснований для признания незаконным указанного выше отказа администрации г. Керчи у суда первой инстанции не имелось. Кроме того, кооператив не предоставил суду первой инстанции сведения о том, что он оспаривал План зонирования города Керчи, утвержденный решением 20 сессии 6 созыва Керченского городского совета от 26.04.2012 года, данные сведения истцом не были предоставлены и в апелляционной инстанции.
Ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда первой инстанции, либо нуждающиеся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит. Судебной коллегией в ходе апелляционного производства по делу таких обстоятельств не установлено.
Судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены постановленного по делу судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Керченского городского суда Республики Крым от 16 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу потребительского кооператива "Лодочный причал N258 "Любительский" - без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Воробьева
Судьи: Л.А-В. Юсупова
В.В. Агин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.