Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Кураповой З.И.,
судей Тимошенко Е.Г.,
Павловского Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Могильной А.С., рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18.10.2016 г. по делу N2а-3516/2016 по административному иску ФИО1 к УФМС России по Республике Крым и г.Севастополю, МВД по Республике Крым, заместителю начальника УФМС России по Республике Крым и г.Севастополю Васильеву О.В. о признании незаконным решения об аннулировании разрешения на временное проживание, признании незаконными действий,
заслушав доклад судьи Краповой З.И.,
УСТАНОВИЛА:
Телешев Т.Ф. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения УФМС России по Республике Крым и г.Севастополю об аннулировании разрешения на временное проживание N2352/15 от 20.05.2016 г., признании незаконными действий заместителя начальника УФМС России по Республике Крым и г.Севастополю Васильева О.В. по подписанию и вручению Телешеву Т.Ф. уведомления от 20.05.2016 г. NМС-19/77.
Заявленные требования мотивированы необоснованностью аннулирования разрешения на временное проживание на основании п. 1.2 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", поскольку ни одним из уполномоченных органов о принятом в отношении него решении о нежелательности его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации либо о неразрешении въезда в Российскую Федерацию Телешев Т.Ф. не уведомлялся. Из представленного УФМС заключения следует, что в ходе дополнительной проверки было установлено, что в отношении Телешева Т.Ф. УФМС России по Брянской области принято решение от 03.12.2015 г. о неразрешении въезда в Российскую Федерацию на основании п. 8 ст. 26 Федерального закона от 15.08.1996 г. N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" поскольку в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехал из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания. При этом, как следует из штампов в его паспорте гражданина Республики Узбекистан, а также из распечатки из АС ЦБДУИГ ФМС России, на территорию Российской Федерации Телешев Т.Ф. въехал 12.04.2015 г. и должен был выехать в течение 90 суток, в срок до 10.07.2015 г., вместе с тем 03.07.2015 г. у него было принято заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание, в связи с чем, в силу ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" обязанность выезда с территории Российской Федерации у него отсутствовала.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18.10.2016 г. отказано в удовлетворении исковых требований Телешева Т.Ф.
Не согласившись с указанным решением, Телешев Т.Ф. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18.10.2016 г. и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления Телешева Т.Ф.
Апелляционная жалоба обоснована тем, что мотивировочная часть оспариваемого судебного решения не содержит доводов, на основании которых суд опроверг доказательства, представленные истцом. Суд первой инстанции не учел положения ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 г. N115-ФЗ, не принял во внимание тот факт, что Телешев Т.Ф. должен был выехать с территории Российской Федерации в срок до 10.07.2015 г., однако 03.07.2015 г. от истца принято к рассмотрению заявление о выдаче разрешения на временное проживание, и с момента принятия данного заявления истец не обязан был покидать территорию Российской Федерации. Кроме того, уведомление от 20.05.2016 г. NМС-19/77 не содержит указания на конкретную причину, послужившую основанием для принятия оспариваемого решения. Также Телешев Т.Ф. отметил, что ни одним из уполномоченных органов, он о принятом решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию не уведомлялся.
Телешев Т.Ф. и его представитель - Манаков К.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции 13.03.2017 г. доводы жалобы поддержали.
Представитель МВД по Республике Крым - Кашифова Т.Н. против удовлетворения жалобы возражала.
Иные стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции 13.03.2017 г. явку представителей не обеспечили, о дне, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Исследовав материалы дела, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, исследовав правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 25.07.2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N115-ФЗ) срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
При этом, согласно ч. 2 ст. 5 Закона N115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В соответствии со ст. 6.1 Закона N115-ФЗ иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением иностранных граждан, указанных в пункте 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, разрешение на временное проживание выдается с учетом квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Для получения разрешения на временное проживание иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:
1) заявление о выдаче разрешения на временное проживание;
2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
3) миграционную карту с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления миграционной карты территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;
4) квитанцию об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на временное проживание. Указанную квитанцию данный иностранный гражданин вправе представить в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган по собственной инициативе. В случае непредставления указанной квитанции федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяет факт уплаты государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах;
5) документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Отметка о принятии от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание проставляется в его миграционной карте.
Не позднее чем через шестьдесят суток со дня принятия у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание при условии представления им документов, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обязан выдать данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание по форме, установленной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо предусмотренное пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона уведомление об отказе в выдаче данному иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
Пунктом 1 ст. 7 Закона N115-ФЗ определены основания отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание.
Пунктом 1.2 ст. 7 Закона N115-ФЗ предусмотрено, что помимо случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение на временное проживание аннулируется в случае принятия в установленном порядке решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина.
Согласно п.п. 2, 5 ст. 7 Закона N115-ФЗ в случае принятия решения об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший такое решение, выдает указанному иностранному гражданину соответствующее уведомление либо направляет соответствующее уведомление в форме электронного документа на адрес электронной почты иностранного гражданина.
В случае, если федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции отменил решение своего территориального органа об отказе в выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание или об аннулировании ранее выданного ему разрешения на временное проживание, указанный территориальный орган в течение трех рабочих дней со дня отмены соответствующего решения выдает (восстанавливает) данному иностранному гражданину разрешение на временное проживание.
Как усматривается из материалов дела, Телешев Т.Ф. является гражданином Республики Узбекистан (л.д. 9).
Согласно извлечению из программы СПО "Мигрант-1" Телешев Т.Ф. 12.04.2015 г. въехал на территорию Российской Федерации (л.д. 34), после чего Телешев Т.Ф. обратился в ОУФМС России по Республике Крым в Белогорском районе с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание в порядке ст. 6.1 Закона N115-ФЗ.
Согласно справке N910-016715-000077 03.07.2015 г. у Телешева Т.Ф. принято к рассмотрению заявление о выдаче разрешения на временное проживание (л.д. 7).
Согласно заключению УФМС России по Республике Крым от 27.08.2015 г. по результатам рассмотрения заявления Телешева Т.Ф. о выдаче разрешения на временное проживание принято положительное решение и Телешеву Т.Ф. разрешено временное проживание в Российской Федерации, а также на УФМС России по Республике Крым возложена обязанность внести изменения в соответствующие учеты, направить информацию в ФМС России (л.д. 32).
Заключением УФМС России по Республике Крым и г. Севастополю от 20.05.2016 г. аннулировано разрешение на временное проживание в Российской Федерации Телешеву Т.Ф. (л.д. 31) и 20.05.2016 г. УФМС России по Республике Крым и г. Севастополю Телешеву Т.Ф. направлено уведомление NМС-19/77 об аннулировании Телешеву Т.Ф. разрешения на временное проживание на основании п. 1.2 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002 г. N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (л.д. 6).
При этом, из материалов дела усматривается, что Телешеву Т.Ф. было аннулировано разрешение на временное проживание в связи с принятием решения о неразрешении въезда Телешеву Т.Ф. от 03.12.2015 г. УФМС России по Брянской области на основании п. 8 ст. 26 Федерального закона от 15.08.1996 г. N114-ФЗ, поскольку в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации Телешев Т.Ф. не выехал из Российской Федерации до истечения тридцати суток со дня окончания срока временного пребывания (л.д. 35), а именно въехав на территорию Российской Федерации 12.04.2015 г., выехал только 24.11.2015 г.
С учетом изложенных обстоятельств, приняв во внимание решение УФМС России по Брянской области от 03.12.2015 г. о наразрешении въезда Телешеву Т.Ф., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемое решение об аннулировании разрешения на временное проживание является законным.
При этом, суд первой инстанции не учел положения ч. 2 ст. 5 Закона N115-ФЗ, прямо предусматривающей, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением, в том числе, случая, когда на день истечения указанных сроков у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, в связи с чем, после принятия 03.07.2015 г. у Телешева Т.Ф. к рассмотрению заявления о выдаче разрешения на временное проживание, у последнего отсутствовала необходимость выехать из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания в Российской Федерации, предусмотренного ч. 1 ст. 5 Закона N115-ФЗ.
При таких обстоятельствах, Телешев Т.Ф. фактически не нарушал правила пребывания в Российской Федерации и правила выезда из Российской Федерации, в связи с чем у УФМС России по Брянской области отсутствовали основания для выдачи решения о наразрешении въезда Телешеву Т.Ф. от 03.12.2015 г. и, следовательно, для аннулирования разрешения на временное проживание Телешеву Т.Ф., однако суд первой инстанции должной оценки имеющимся в материалах дела доказательствам не дал, ограничившись формальным рассмотрением дела, нарушив тем самым п.п. 2, 3, 4 ст. 3 КАС РФ, не защитив нарушенные права, свободы и законные интересы Телешева Т.Ф.
С учетом изложенного, обжалуемое решение, вынесенное в форме заключения, УФМС России по Республике Крым и г.Севастополю N2352/15 от 20.05.2016 г. об аннулировании Телешеву Т.Ф. разрешения на временное проживание нельзя признать законным, в связи с чем исковые требования в части признания незаконным указанного решения подлежат удовлетворению.
Вместе с тем исковые требования в части признания незаконными действий заместителя начальника УФМС России по Республике Крым и г.Севастополю Васильева О.В. по подписанию и вручению Телешеву Т.Ф. уведомления от 20.05.2016 г. NМС-19/77 не подлежат удовлетворению, поскольку сам факт подписания и вручения уведомления от 20.05.2016 г. NМС-19/77 Телешеву Т.Ф. никак не нарушает права и законные интересы последнего, в данном случае для защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов Телешева Т.Ф., достаточным является признание незаконным решения, вынесенного в форме заключения, УФМС России по Республике Крым и г.Севастополю N2352/15 от 20.05.2016 г. об аннулировании Телешеву Т.Ф. разрешения на временное проживание.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311, 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18.10.2016 г. по делу N2а-3516/2016- отменить, принять новое решение по делу, которым административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение УФМС России по Республике Крым и г.Севастополю N2352/15 от 20.05.2016 г. об аннулировании ФИО1 разрешения на временное проживание.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления ФИО1 отказать.
Председательствующий З.И. Курапова
Судьи Е.Г. Тимошенко
Е.Г. Павловский
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"й
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.